Волшебники «Зеленого города»

С 1 по 9 августа в Алтайском крае на Нижнем Мультинском озере прошел 9-й летний архитектурный фестиваль из цикла «Города». На этот раз он получил название «Зеленый город» и собрал самых смелых молодых архитекторов России, которым не страшны ни сложные творческие задачи, ни испытания суровым климатом. Не взирая на отсутствие дорог, а также острую нехватку строительных материалов, 600 с лишним участников фестиваля смогли за неделю создать в горах Алтая целый город, причем не обычный, а с ярко-выраженным экологическим уклоном.

mainImg

Тем, кто раньше никогда не бывал на «Городах», на фестивале многое казалось в диковинку. Как следует из названия, главная цель мероприятия – создать город, однако его участники никогда не стремились отточить свои навыки традиционного градостроительства. Скорее, они хотели создать «город наоборот» – по-настоящему комфортную, визуально очень яркую и однозначно оптимистичную среду обитания, чего так не хватает большинству реальных мегаполисов. И если в 2005-м «Города» начинали с отдельных произведений лэнд-арта, то на Алтае, высоко в горах, куда рискнет заглянуть не каждый опытный турист, за несколько дней был создан настоящий город с населением 600 человек. Там можно было найти жилые дома, общественные здания и даже инфраструктурные объекты, кварталы, как и положено в городе, были объединены улицами, а те, в свою очередь, выходили на центральную (Красную) площадь (в просторечье, главную поляну), где жизнь не затихала даже глубокой ночью.

У каждого «Города» была своя тема, но общей для всех фестивалей стала тема поиска баланса между современной архитектурой и окружающей средой, будь то старый русский город, заброшенное военное предприятие или нетронутые природные комплексы. Выбрав в качестве места проведения нынешнего «Города» Горный Алтай с его величественной, почти нетронутой человеком природой, организаторы недолго ломали голову над темой лета-2009. Где, как не в окружении высоких гор, чистейших Мультинских озер и дремучих лесов, создавать экологическое поселение? Впрочем, даже в эти благородные планы природа не раз пыталась внести коррективы. Например, дожди и грозы шли почти постоянно, дороги размывались, и добираться до места проведения фестиваля от Новосибирска или Барнаула приходилось по 15-20 часов (вместо обычных 4). В какой-то момент участники поверили в то, что в горах погода всегда столь немилостива, но коренные алтайцы рассказали: место, где разместился «Зеленый город», считается священным, и духи гневаются на людей за шум бензопил и громкую музыку. Лишь в последние четыре дня природа расположилась к архитекторам, и под лучами жаркого алтайского солнца они смогли завершить свои объекты к официальному закрытию фестиваля – 8 августа.

Не менее сложная ситуация сложилась и со строительными материалами. По условиям фестиваля, все объекты «Зеленого города» должны быть построены из природных, «подручных» материалов – бревен, коряг, кустарников и травы. Организаторы рассчитывали на поваленный лес, которого в этих местах предостаточно, но на такое большое количество команд (около 60) и объектов (около 70) его все же не хватало. Некоторые находчивые архитекторы сплавляли бревна по озеру с противоположного берега. Не испугал горожан и дефицит гвоздей – бревна вязали веревками: получалось не так прочно, но зато устойчиво. Веревки и некоторые другие материалы команды везли с собой, что было оговорено заранее организаторами, и в этом смысле больше всего поразила команда Владивостока, которая доехала до «Зеленого города» на машине и привезла для своего объекта солнечные батареи.

В общем, тяжелая дорожная ситуация, постоянно меняющаяся погода и «перебои» со стройматериалами заставили архитекторов в прямом смысле выживать в сложных условиях горного Алтая. Выживало в этой среде и творчество. Строительство велось и в солнечную погоду, и под проливным дождем, в холодной воде и высоко на деревьях. С упорством первобытного человека архитекторы шаг за шагом возводили эко-дома, плоты, пристани и переправы. Кто-то отказался от своих «домашних заготовок» и разрабатывал новый проект на месте, а кто-то, наоборот, упорно реализовывал то, что задумал. Многие объекты, которые изначально предполагалось построить на земле, в итоге были спущены на воду. По словам архитекторов, которые были на «Зурбагане», прошлогоднем летнем фестивале в Крыму, даже там не было столько объектов на воде, хотя море было намного теплее горного алтайского озера.

Кульминацией фестиваля стало его официальное закрытие вечером 8 августа – к этому времени все объекты были доделаны, и капитаны команд, представляя каждую постройку, рассказывали об идеях, заложенных в них, и их функциональном назначении. После презентации горожане смогли сами пройтись по завершенным объектам и «опробовать» их, тем более, что во многих из них угощали горячем чаем и конфетами.

В день закрытия «Зеленый город» словно по мановению волшебной палочки в одну минуту превратился в настоящий мегаполис, в котором кипит жизнь, а отдельные арт-объекты неожиданным образом стали частью целого. Как в настоящем городе, здесь были жилые дома, храмы, пристани, чайные, скамейки, фонтаны. Был даже свой ЗАГС, где горожане вступали в «законный» брак, действительный только на территории «Зеленого города». Конечно, тут же появились и местные достопримечательности. Так, проходя по берегу озера, можно было увидеть стоящую далеко в воде одинокую лавочку, к которой вел пирс, утопленный неглубоко под воду и подсвеченный снизу разноцветными свечками. Со стороны казалось, что лавочка стоит прямо посредине озера, образуя место для уединения и медитации. Представляя этот объект, его создатели объяснили свой замысел одной фразой: «Мы построили мост на ту сторону озера: первые 20 метров для грешников, остальное – для святых».

Неподалеку от лавочки также в воде расположился объект «Шалаш», который представлял собой настил на сваях, укрытый полукруглым навесом, сплетенным из кривых веток. Еще один объект – «Храм ветра» – расположился в лесу. По форме он напоминал шалаш в виде конуса с сильно вытянутой и загнутой вбок острой верхушкой. Как будто сильный порыв ветра накренил его шпиль, и в таком положении «храм» застыл. «Храм ветра» был построен в «Зеленом городе» не случайно: архитекторы хотели задобрить духов погоды.

В общем, «Зеленый город» для многих архитекторов стал испытанием не только творческих, но и жизненных сил. Порой казалось, что физическое выживание в сложных условиях Горного Алтая важнее архитектуры, но победило на фестивале все-таки творчество. И результат в виде семидесяти построек из природных материалов, созданных под проливными дождями и палящим солнцем, говорит сам за себя. Участники «Зеленого города» в один голос называют его волшебством, чудесным стечением обстоятельств, а именно места, времени и темы фестиваля. От себя добавим, что и время, и место, и тема «прозвучали» так эффектно и громко, благодаря, в первую очередь, именно архитекторам, – волшебникам «Зеленого города», без которого он никогда бы не появился на свет.

Фото Анны Герасименко
Плот-качели
«Храм ветра»
«Шалаш» в процессе строительства

27 Августа 2009

Пресса: Экологические тропы
В России – бум экотуризма. Кризис заставил соотечественников пожертвовать заграничными отелями и погоней за урбанистическим антиквариатом. Российские национальные парки и охраняемые природные зоны, незаслуженно забытые после отмены «железного занавеса», снова привлекли к себе внимание.
Пресса: Вид с "Видопроводной башни". Девятый студенческий...
На Алтае с 1 по 9 августа 2009 года прошел девятый фестиваль из серии «Города» под названием «Зеленый город». Несмотря на труднодоступность площадки и экстремальные погодные условия, в фестивале приняли участие более 70 команд. Темой фестиваля стало экологическое жилье, что идеально соответствовало духу нетронутой алтайской природы.
Пресса: "Зеленый городок" из почти 70 сооружений оставили после...
Зеленый городок" из почти 70 сооружений, построенных из экологически чистых материалов, оставили после себя на отдаленном Нижнемультинском озере Усть- Косксинского района Республики Алтай участники фестиваля архитекторов России.
Пресса: Город будущего строят молодые архитекторы
«Зеленый город» будущего решили возвести на Алтае на берегу Нижнемультинского озера молодые российские архитекторы. Отвечая на запросы времени: мировой финансовый кризис, подразумевающий экономию во всем, зодчие намерены построить экологическое поселение из подручных материалов.
Пресса: На Нижнемультинском озере пройдет фестиваль архитекторов
В конце июля в Республике Алтай пройдет архитектурный фестиваль «Зеленый город», который организуют Союз Московских архитекторов и Архитектурная мастерская А.Асадова. Этим летом традиционный фестиваль решено провести на Нижнемультинском озере, расположенном в Катунском заповеднике в Усть-Коксинском районе.
Пресса: Особая миссия
С 1 по 9 августа на Алтае пройдет девятый молодежный архитектурный фестиваль «Города», в котором примут участие до тысячи специалистов со всей России
Пресса: На Алтае построят экогород
Этим летом одной достопримечательностью на Алтае станет больше. С 1 по 9 августа здесь пройдет очередной, уже девятый по счету, архитектурный фестиваль "Города", который оставит после себя целый городок необычных построек, сообщает соб. корр. Travel.ru.
Полная история «Городов»
В рамках «Зодчества»-2015 будет представлена книга «Города», подробно рассказывающая о восьми годах существования этого фестиваля. Об этом издании Архи.ру побеседовал с сооснователем «Городов» Андреем Асадовым.
На Алтае задумана «великая стройка»
14 апреля в галерее ВХУТЕМАС в рамках параллельной программы Дней архитектуры стартовала программа подготовки к очередному фестивалю из серии «Города», который состоится на Алтае в конце июля – начале августа.
Город КА
С 21 февраля по 1 марта в городе Каргополь Архангельской области прошел зимний фестиваль из цикла «Города». Уже в 9-й раз несколько сотен архитекторов со всей России больше, чем на неделю, оторвались от компьютеров и проектных чертежей и отправились в старинной русский город – чтобы построить там дома из снега и льда, между прочем, очень экологичные по современным понятиям
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.