RSS
01.01.2010

Хрустальный Дедал. Высшую награду «Зодчества-2009» получило здание московской школы №1414

  • Репортаж
  • конкурс

Архитектурное и объемно-планировочное решение школы обусловлены стесненностью сложившейся территории школы, а также застройкой улиц Советской Армии и Трифоновской. Здание запроектировано четырехэтажным, с функциональным разделением школьных помещений. Учебные классы ориентированы на дворовую часть территории и отделены от шума транспортной магистрали коридорами и рекреационными зонами.

Спортивный зал и студия хореографии выделены в обособленный блок и выходят на оживленную транспортную магистраль улицы Советской Армии, там же в отдельном блоке расположен и актовый зал. Эти блоки подняты над землей на колонны, в результате чего удалось освободить значительную часть дефицитной территории от сплошной застройки. Одновременно они служат дополнительной защитой учебных классов и кабинетов от шума. Также, ввиду нехватки территории, над спортивным залом, библиотекой и рекреацией запроектирована эксплуатируемая кровля, включающая в себя спортивную площадку 28х16 метров, площадки для отдыха и подвижных игр. Для обеспечения безопасности кровля по всему периметру ограждается высоким парапетом и металлической сеткой.

Решение Большого жюри «Зодчества» отдать главную награду фестиваля этому объекту понятно – в кризис самое время обратить внимание на замечательные проекты, которые делают российские архитекторы для социальной сферы.

С руководителем авторского коллектива, обладателем Национальной архитектурной премии «Хрустальный Дедал» архитектором Константином Коновальцевым беседует Мария Левина.

– Это не первая школа, спроектированная вашей мастерской. Чем проект школы №1414 отличается от других подобных? В чем его новизна и оригинальность?

–Так получилось, что, не являясь чистыми «школьниками», мы спроектировали за последние пять лет на разных стадиях одиннадцать школьных зданий. Это бюджетные объекты городского заказа, четыре из которых построены в Москве в 2009 году. Каждый проект интересен и сложен по-своему, вне зависимости от его расположения – внутри квартала или на магистрали. Проект школы № 1414 прошел путь от реконструкции с модернизацией старого здания школы 1940-го года постройки до
проектирования и строительства современного здания. «Отказное» здание, которым не хотели заниматься солидные институты, попало к нам в 2003 году. Первые впечатления – больная территория, маленькая, не соответствующая никаким нормативам, изрезанная красными линиями и транзитными инженерными коммуникациями, которые выносить некуда, вдобавок зажатая разваливающимися сараями, которые нельзя трогать (собственность Министерства обороны!). Но зато какая территория! Великолепный градостроительный плацдарм – раскрывающийся к потоку автотранспорта угол двух артерий – «Северного луча» и Трифоновской улицы, не избалованных присутствием значимых сооружений. За площадью Суворова с алабяновским театром Российской Армии и музеем Вооруженных Сил и студией Грекова – пустота. Не воспользоваться свалившимся на нас богатством было делом совершенно непозволительным. Применили простые приемы: часть здания подняли на колонны, решив этим сразу несколько задач, – освободили ценнейшую территорию, а размещенными на колоннах на уровне 2-го этажа актовым и спортивными залами и рекреациями отсекли шумную магистраль от учебных кабинетов, которые мы ориентировали на дворовую часть школьного участка. Все недостающие площадки для отдыха и спорта переместились на эксплуатируемые кровли первого и четвертого этажей, решили вопросы противопожарных проездов – этим удалось добиться соответствия многочисленным нормам.

– С какими трудностями и проблемами вам пришлось столкнуться?

– Трудностей в реализации проекта было более чем достаточно. Порой складывалось впечатление, что у одной стороны: Правительства Москвы, проектной организации, заказчика, УКС-5, Департамента образования, префектуры СВАО, – одни цели и задачи – построить новое школьное здание, а у другой стороны в лице согласующих инстанций – всеми силами воспрепятствовать этому. Иногда появлялось желание бросить все и «поберечь свое здоровье», потому что оно не беспредельно, а голова отказывалась воспринимать этот абсурд. В один из моментов дрогнул и заказчик – ну, не дают строить, так давайте отремонтируем старое здание и поставим точку в этой непростой истории. К счастью, удалось показать гибнущий проект на комиссии у А.В. Кузьмина, и его решение – строить! – стало определяющим.

– Школа – бюджетный объект. Чувствовали ли вы поддержку московских властей в период строительства?

– Точнее следует говорить не о поддержке московских властей архитекторов в период строительства, а о требовательности и помощи, особенно на финишном отрезке. На протяжении всего периода строительства – жесткий контроль, регулярные совещания, разруливание серьезных ситуаций. Руководители всех уровней, отвечающие за результат, постоянно держали «руку на пульсе» и, соответственно, реагировали на конкретную ситуацию.
Комментарии
comments powered by HyperComments