«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть неструганой стороной
Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО – Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.
Сегодня стали известны результаты конкурса архитектурных решений многофункционального гостиничного комплекса «Царев сад» на Софийской набережной, о старте которого было объявлено в конце мая. Конкурс был инициирован Москомархитектурой и организован Союзом архитекторов России, собственник участка – ООО «Сбербанк Капитал», роль технического заказчика исполняет ООО «Мидланд Девелопмент». В экспертную комиссию, кроме представителей заказчика, вошли Сергей Кузнецов, Андрей Боков, Владимир Плоткин и Сергей Чобан. Проекты были вынесены на рассмотрение жюри анонимно, под кодовыми номерами.
В результате обсуждения жюри приняло решение вернуться к предыдущему проекту (с котороым можно в общих чертах познакомиться здесь), мотивируя свою позицию тем, что их концепция лучше всего подходит для данного места. Проект был разработан ООО «МАО – Среда» (рук. Вычеслав Осипов), которое по условиям конкурса сохраняло за собой статус генпроектировщика. Проект Вячеслава Осипова будет принят за основу.
Однако из семи работ участников конкурса выбрали три равнозначных победителя: проекты Евгения Герасимова, Никиты Явейна и Ильи Уткина. Концепции победителей будут приняты в качестве консультационных – их авторам предложат совместно с генпроектировщиком поработать над окончательным обликом гостиничного комплекса.
К сказанному надо добавить, что за время проведения конкурса несколько изменился заявленный в мае состав его участников: вначале в списке значились ADM и бюро Сергей Киселев и Партнеры, на финишной прямой их сменили Никита Явейн и Сергей Туманин.
Публикуем проекты победителей и других участников конкурса с авторскими описаниями.
Победитель конкурса. Герасимов и партнеры
Победитель конкурса. ООО «Герасимов и партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Создание интересных видовых перспектив как из самого комплекса и прилегающей территории на собор Василия Блаженного и Кремль, так и с Васильевского спуска на проектируемый комплекс.
Создание визуального коридора от храма Василия Блаженного через проектируемый комплекс на церковь Иконы Божией Матери «Всем скорбящим радость»
Организация, как комфортного внутреннего пространства – закрытого двора комплекса, так и общедоступной благоустроенной зоны общегородского значения с видом на Кремль (по аналогии со «стрелкой» с видом на Храм Христа Спасителя).
Применения фасадного приёма, подчёркивающего градостроительную концепцию.»
Победитель конкурса. ООО «Герасимов и партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Победитель конкурса. ООО «Герасимов и партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Победитель конкурса. ООО «Студия 44». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Победитель конкурса. Студия 44
Победитель конкурса. ООО «Студия 44». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Как нам рассказала пиар-директор «Студии 44» Людмила Лихачева, работая над проектом «Царева сада» архитекторы опирались на три тематических источника. Главной идеей стало воспоминание о «верховых садах», популярных в царских и боярских хоромах Москвы XVII века – архитекторы так и назвали свой проект: «Верховые сады». О садах русского средневековья здесь напоминают три небольших парка: регулярный на крыше торгового комплекса, вытянувшегося вдоль Устьинского моста; скверы на кровлях жилого корпуса, предназначенные для обитателей пентхаусов, и небольшой живописный парк между жилым и торговым корпусами, решенный в виде спускающегося к Москве-реке пандуса. По пандусу извиваясь течет ручей. Для того, чтобы лучше вжиться в необходимую для кремлевского соседства древнерусскую тематику, архитекторы изучили несколько книг по истории садов и подробно узнали, каким именно образом устраивались сады в хоромах XVII века.
Второй идейной составляющей проекта стала так называемая «морфология места»: торговый корпус вдоль Устьинского моста равен по длине некогда бывшему на этом месте складскому корпусу, а рисунок его фасада повторяет фасад соседнего здания по Софийский набережной.
Третья составляющая – орнамент, крупный геометрический паттерн на фасадных плоскостях ризалитов жилого корпуса. В выступах ризалитов размещены гостиные квартир, и их фасадные плоскости – это важно, – развернуты в сторону Кремля и храма Василия Блаженного (в уступах фасада, решенных в нейтральном коричневатом тоне, размещены зоны кухонь). Рисунок фасадов вдохновлен архитектурой нарышкинского стиля (конца XVII века), формальными поисками раннего конструктивизма и Ивана Жолтовского. Решетки ризалитов архитекторы предложили выполнить из светлого дорогого камня.
Победитель конкурса. ООО «Студия Уткина». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Победитель конкурса. ООО «Студия Уткина». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Победитель конкурса. Студия Уткина
Победитель конкурса. ООО «Студия Уткина». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
«Данное проектное предложение основывается на проектной документации ООО «МАО-Среда». Проектное предложение на рисунках и чертежах накладывалось на существующие планы и разрезы. Я старался максимально сохранить существующую функциональную схему внутренних связей. В основе построения планов лежит исторический план Кокоревских складов. И оси исторических стен проступают в архитектуре чертежей. Но они все разные и для построения фасадов для удобства я взял выровненный модуль шага осей равный 6.250м.
ООО «Сергей Скуратов ARCHITECTS». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
В основе композиционного решения лежит традиционная схема дорогой гостиницы начала прошлого века. Это протяжённый корпус с центральным входом, акцентированный симметричными фасадами боковых крыльев. Перед главным фасадом длинный двор, фланкированный трёхэтажными постройками.
ООО «Сергей Скуратов ARCHITECTS». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Со стороны Софийской набережной я также восстанавливаю историческую периметральную застройку. Дворовые пространства соединены парадными проходами через двусветные арочные проёмы. Три наземных уровня занимают помещения со смешанной функцией. Выше третьего уровня располагаются жилые апартаменты. Увидеть Собор Василия Блаженного из окна каждой квартиры возможно, используя классическую эркерную схему фасадов или протяжённые окна. В основе нашего предложения лежит треугольный эркер, выступающий на 1.5 м от плоскости стены.
ООО «Сергей Скуратов ARCHITECTS». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Спецификация, количество, состав площадей квартир практически не изменился. Прибавилась площадь к зданиям периметральной застройки более 1 тысячи м. кВ. В отделке фасадов предполагается использовать кирпич , камень, керамику, металл. Цветовое решение фасадов на этой стадии, думаю, преждевременно.»
Другие участники конкурса:
Сергей Скуратов ARCHITECTS
ООО «Сергей Скуратов ARCHITECTS». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
«Авторы проекта приняли решение спроектировать объект, начав работу ab ovo (с самого начала). Для нас очевидно, что такая позиция самая правильная со всех точек зрения: этической, экономической, технической. Достаточно понять и почувствовать дух места, его градостроительную значимость, статус, типологию и общественную нагрузку, обозреваемость с Красной площади, Васильевского спуска, с набережных (Кремлёвской, Москворецкой, Раушской, Кадашевской, Овчинниковской), с территории нового парка «Зарядье», с важнейших точек Замоскворечья. Всё это требует иного, абсолютно самостоятельного объёмно-планировочного и градостроительного решения, соответствующего вызовам нашего времени. Здесь необходим яркий динамичный образ, адекватный мощной энергии окружающего пространства.
ООО «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Предыдущий проект наглядно продемонстрировал бесперспективность попыток решить поставленную архитектурную задачу путем имитации исторической застройки, особенно в обстоятельствах, когда старый район и так насыщен вторичной архитектурой и часто более чем спорными псевдоисторическимими постройками.
ООО «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Несмотря на то, что мы начали проектировать с нуля, в новом проекте мы предлагаем сохранить и учесть следующие факторы:
границы участка;
технико-экономические показатели (с распределением по функциям и с уточняющими рекомендациями специалистов «Калинки»);
максимально допустимые вертикальные отметки;
существующие «стену в грунте» и фундаментную плиту;
частично - выводы и рекомендации ландшафтно-визуального анализа;
рекомендации главного архитектора города, руководства Москомнаследия и музеев Кремля.»
ООО «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Цимайло, Ляшенко и Партнеры
ООО «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
«Основные точки восприятия участка проектирования – это Кремлевская набережная, территория парка Зарядье, Васильевский спуск. В меньшей степени, с точки зрения активности человекопотока, является улица Ордынка. Расположение здания вдоль красной линии параллельно мосту создает симметричный градостроительный силуэт Софийской набережной. Создание общественного пространства у воды со стороны главного входа в здание соответствует масштабу открытого пространства перед зданием гостиницы Балчуг.
ООО «Творческая мастерская Туманина С. Л.». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Проектируемое здание примыкает к Большому Москворецкому мосту и замыкает периметральную застройку квартала, характерную для исторической части города. Отсутствие многоэтажной надстройки над существующим хозяйственным корпусом позволяет сохранить исторический облик Кокоревского подворья. Создание перед главным корпусом общественного пространства – сада, сады на фасаде и крыше здания, соотносятся с историческим использованием территории.»
ООО «Творческая мастерская Туманина С. Л.». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
ООО «Творческая мастерская Туманина С. Л.». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Творческая мастерская Туманина С. Л.
ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
«Основная идея проекта комплекса состоит в том, что, на наш взгляд, можно развернуть апартаменты фронтально к панораме Кремля, Васильевского спуска и собора Василия Блаженного без ущерба планировкам и приватности квартир.
Анализ градостроительной ситуации и визуального восприятия объекта показал, что основным неблагоприятным (проблемным) параметром в проектируемой объёмно-планировочной модели является Г-образный торец основного объёма здания, выходящий на ул. Болотную и закрывающий своими высотными отметками панораму при выходе с ул. Б. Ордынка на Малый Москворецкий мост. При этом высотные отметки «бутиков» не оказывают, на наш взгляд, такого сильного влияния на раскрытие панорамы Кремля с Кадашевской набережной и при движении вдоль Малого Москворецкого моста на Большой. Поэтому мы посчитали возможным и необходимым убрать Г-образный объём совсем, но при этом выстроить три поднимающихся от 2-х до 4-х этажей ризалита от Софийской набережной до объёма фитнес-блока, и увеличили угол фасада основного блока без увеличения глубины корпуса для более полного раскрытия фасада на панораму Кремля.
Ризалиты или «мосты», перекинувшиеся от главного корпуса на 2-х-этажную галерею, идущую вдоль большого Москворецкого моста, как уже говорилось ранее, увеличиваются по высоте от 2-х этажей ближе к Софийской набережной до 4-х – в глубине участка. В этих мостах-ризалитах организованы квартиры с 2-х-уровневыми двусветными пространствами гостиных с личным видом на Кремль почти для каждой квартиры.
Дворовая территория комплекса делится на 3 части мостами-ризалитами и отметками террас-дворов. Из глубины двора террасы понижаются к отметкам софийской набережной, расширяя сектор обзора по вертикали. У каждого дома-моста есть свой небольшой дворик при входной части с площадкой для детей. Вместо подпорных стен, разделяющих приватные дворики, сделаны витражи освещения парковки.
Фасады здания решаются в витражах. Фасад основного корпуса оформлен единым принтом, образующим объёмную складку на плоском фасаде. Кроме этого, на фасаде сделаны вертикальные подвижные элементы из тонких слэбов оникса, которые могут открывать и закрывать часть витража в квартире, создавая тем самым приватность внутреннего пространства.
Торцы мостов-ризалитов имеют глубокие вертикальные ламели, развернутые под разными углами и облицованные светлым камнем, обеспечивающие приватность квартир. Галерея бутиков решена как единый глухой объём, облицованный камнем, и завершается помещением кафе. На эксплуатируемой кровле галереи сделан фонарь верхнего света в бутики. Мосты-ризалиты консольно нависают над дополнительной прогулочной зоной по кровле галереи.
ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Архитектурная мастерская М. Атаянца
ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
«Архитектурно-художественная стилистика комплекса, расположенного в непосредственном соседстве с важнейшими ансамблями центра Москвы должна быть, по убеждению авторов, основана на гибком использовании классического ордера, понимаемого не как набор декоративных деталей, а как структурная основа композиции.
ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца». Иллюстрация предоставлена организаторами конкурса.
Стена здания апартаментов трактуется как крупномасштабная каменная аркада с витражным заполнением, артикулированная трехчетвертными коринфскими колоннами в два яруса. С дальних точек ясно читается ритм арочных проемов, в сокращении начинает восприниматься зубчатая структура стены. Ее углы подчеркнуты скульптурой, формирующей линию верха фасада.
Слева направо: проекты Евгения Герасимова, Никиты Явейна и Ильи Уткина. Коллаж Ю.Тарабариной
Здания бутик-магазинов, соответствующие по размеру историческим городским особнякам, решаются в формах «образцовых домов» русского классицизма, крупные простые детали в сочетании с цветными фасадными плоскостями позволяют им не потеряться между массивными формами Большого Москворецкого моста и коринфской аркадой здания апартаментов. Блок ресторана и офиса завершает линию бутик-магазинов и формирует угол комплекса, выходящий на Болотную набережную. Его архитектура несколько более торжественна и включает шестиколонный ионический портик.Представительский офис управляющей компании играет чрезвычайно ответственную роль в архитектуре комплекса, завершая линию строений Софийской набережной перед Большим Москворецким мостом. Его малые размеры компенсируются активной крупномасштабной дорической пластикой полукруглого фасада, выдерживающей соседство мостовых опор и арочных пролетов.По другую сторону здания представительского офиса расположена въездная зона апартаментов. Авторы считают необходимым выдвинуть стилобат вперед до красной линии, с организацией входа и въезда непосредственно сквозь порталы в передней стене стилобата. Такое решение позволяет существенно увеличить площадь сада, выведя его почти к самой реке. В то же время, массивная гранитная стена продолжает линию застройки Софийской набережной. Предлагаемые решения фасадов требуют минимальных планировочных изменений в зоне наружного контура зданий и сохраняют виды на собор Василия Блаженного из всех апартаментов, выходящих в сторону Большого Москворецкого моста.»
Составитель Настя Маврина
После публиции этого материала в Facebook появился интересный комментарий Ярослава Ковальчука о градостроительных проблемах ТЗ конкурса. Перепечатываем его здесь. Итак, Ярослав Ковальчук:
«Жесть и мрачный ужас! (это я про Царев сад). Причем ужас не в архитектуре (Осипов, конечно ужасен, но есть и хорошие проекты). Главный кошмар в градостроительном решении, точнее в его отсутствии. Это было заложено на этапе ТЗ и программы конкурса.
Главная проблема острова в том, что там очень большие кварталы, мало улиц и переулков. Площадь нормального квартала 1 - 1.5 гектара, редко два. Квартал длиннее 200 метров, это неудобно, уменьшается связность и проницаемость территории. Американские нормы предписывают в кварталах длинной более 500 футов (152 метра) делать пешеходные проходы. В Европе, кварталы в один гектар, считаются оптимальными.
На острове, кварталы гигантские, некоторые по 5-7 гектар. Улиц мало, а те, что есть, плохо приспособлены для жизни. Территории внутри больших кварталов деградируют, к ним нет доступа и там образуются настоящие трущобы. К участкам внутри кварталов, нет доступа с улиц, в результате, появляются сервитуты. Все это вместе снижает качество городской среды и стоимость недвижимости. То-есть проигрывают все, и собственники, и девелоперы, и жители города.
При этом, остров, это самая центральная и дорогая часть города. Это уникальный ресурс. Он в Москве один и мог-бы стать лучшим местом в городе. Но его главной проблемы, никто в упор не видит и не пытается решить. Ее не видят в Млскомархитектуре и в Москомнаследии. Ее не видят архитекторы и градостроители. Ее не заметил Ян Гейл в своем исследовании. Ее не видят в Архнадзоре. Может, конечно, где-то и видят, но упорно молчат. Почти все проекты, «затыкают» квартал позади комплекса, лишая эти территории возможности развития. Единственное хорошее решение предложил Скуратов. Он оставляет переулок позади здания. Еще лучше было бы, «разрезать» здание одним двумя переулками. А еще лучше, было-бы сделать мастерплан острова или его части, а уже потом проводить архитектурный конкурс.
Сейчас, большинство проектов для острова не решает его главных проблем, а только усугубляет их. Какая разница, какие башенки нарисованы на доме, если к нему невозможно подъехать или подойти. Новые постройки, без новых улиц и переулков, увеличивают нагрузки на территорию и делают ее все более недоступной и непригодной для жизни.»
Многофункциональный гостиничный комплекс «Царев сад» на Софийской набережной, 36/10 стал предметом архитектурного конкурса в 2013 году. С такой инициативой выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, учитывая, что здание планировалось строить прямо напротив Кремля. Конкурс стал попыткой найти компромисс между интересами инвесторов, города и профессиональным мнением архитекторов.
Верховые сады
29-го июля были подведены итоги конкурса «Царев сад», по результатам которого сразу три проекта заняли первое место. Публикуем интервью с одним из трех победителей конкурса Никитой Явейном.
Летучий голландец
Интервью с Сергеем Скуратовым, участником конкурса «Царев сад»: о проекте, итогах конкурса и перспективах российской архитектуры.
Возвращаясь к зодчеству допетровского времени
Представляем еще одного победителя конкурса «Царев сад». Интервью с Евгением Герасимовым, руководителем мастерской «Евгений Герасимов и партнеры».
Архитектор Михаил Белов – о том, почему результаты московского конкурса архитектурных решений многофункционального гостиничного комплекса «Царев сад» «чрезвычайно позитивны».
В Москве подвели итоги архитектурного конкурса на разработку фасада многофункционального гостиничного комплекта "Царев сад". Этот комплекс разместится в самом центре столицы, – на Софийской набережной, – и, помимо гостиничных апартаментов, будет включать спа- и фитнес-центры, торговые пункты и подземный паркинг. "МК" выяснил, какое здание в ближайшие годы станет непосредственным соседом ансамбля Московского Кремля.
«Царев сад», итоги конкурса: доски стругать, но класть...
Победителями названы сразу три проекта участников: «Герасимов и Партнеры», «Студия 44» и «Студия Уткина». Однако фактическим лидером стал исходный проект «МАО – Среда», он будет принят за основу, а проекты победителей конкурса планируется использовать в качестве консультационных.
Воздушная коробка
В Москве завершился конкурс на концепцию спортивного центра Nike в Парке Горького. Проект-победитель планируют реализовать уже в этом году.
Шанс для долгостроя
Завершился конкурс на концепцию реконструкции недостроенного автодилерского центра на Дмитровском шоссе. Представляем проекты призеров и финалистов.
Инновационная беспорядочность
В Москве вручили премию Archpoint Concept Awards 2016. В этом году участники разрабатывали концепции для общественных зон Технопарка Skolkovo.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Выбор лучшего общественного интерьера
Какой общественный интерьер произвел на вас самое сильное впечатление? Какой вы считаете лучшим? Редакция Архи.ру приглашает читателей поделится своим мнением.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
За стеной отстраненности
В проекте общественной сауны для японского города Такео бюро Amane осмыслило понятие дистанции между людьми во время банного «ритуала».
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств?
Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов.
Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.