Виталий Лутц: «Наш проект ориентирован на сохранение основ генплана 1936 года»

В конце октября утвержден проект планировки территории завода «ЗиЛ», разработанный НИиПИ Генплана. Руководитель авторского коллектива Виталий Лутц рассказал нам о проекте.

mainImg
Мастерская:
Единый институт пространственного планирования
Недавно, 29 октября, правительство Москвы утвердило проект планировки территории промзоны ЗиЛ, разработанный зональной мастерской № 15 НИиПИ Генплана Москвы. На территории планируется построить 4,5 млн кв. метров недвижимости, преимущественно жилья и офисов, сохранив часть старых зданий, заводской бульвар, а также производство автомобилей (на 65 гектарах). Рядом появится станция метро «Технопарк», а в центре территории – новая станция Малого кольца железной дороги. Вдоль набережной Москвы-реки будет разбит парк, а автомобильную трассу, которая пройдет на некотором отдалении параллельно реке, планируется угубить в землю на три метра, перебросив через нее мостики для перехода жителей к реке. Дома запланированы 9-10-этажными, планировка – квартальная.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ», 2013
© Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»
zooming
Фрагмент разреза платформы при набережной. На разрезе видно, что дорога углублена и проходит ниже уровня земли, а над ней переброшен переход. Впрочем, на визуализации генплана (см. изображение выше) переходов над дорогой не видно
© Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

ЗиЛ – крупнейшая промзона Москвы, почти 400 гектаров, и проект ее реорганизации, – тема, безусловно, важная. Ее обсуждение длится уже около двух лет, начавшись в конце 2011 с заявления Сергея Капкова о том, что на ЗиЛе появится «культурный кластер» (см. подборку статей по теме). В 2012 году был проведен громкий международный конкурс на концепцию реорганизации промзоны ЗиЛ. Двум победителям: московскому бюро «Проект Меганом» и немецкому Uberbau, тогда предложили доработать свои проекты, но конкурс внезапно прервался и итоговые версии концепций жюри так и не рассмотрело.

Одновременно, но не участвуя в конкурсе, московский Институт Генплана разрабатывал собственную концепцию; к осени 2012 года она стала основной, впрочем по решению Сергея Собянина функцию технопарка, которая была в этом проекте ведущей, заменили на жилую, более выгодую экономически. В начале 2013 года одного из победителей конкурса – «Проект Меганом», пригласили поучаствовать в доработке концепции ЗиЛ совместно с НИиПИ Генплана (история подробно изложена в статье Алексея Щукина, написаный в апреле; уже тогда были известны многие детали проекта; попутно на ЗиЛе обрушился был снесен Литейный цех 1916 года, подробнее см. на Йополис и сайте «Архнадзора»). Затем зональная мастерская № 15 НИиПИ на основе доработанной концепции, но уже без участия «Меганома», создала свой проект планировки. Теперь проект утвердили.

О деталях утвержденного проекта и перспективах его реализации мы попросили рассказать одного из его авторов, руководителя зональной мастерской № 15 Виталия Лутца.

Виталий Лутц:
«Участок проектирования расположен в районе Даниловский. Помимо собственно «ЗиЛа», большая часть производственных корпусов которого давно не функционирует, наш проект планировки затрагивает расположенные вокруг территории существующей застройки, коммунальных и производственных предприятий, бизнес-центр «Nagatino-Land» и другие объекты. Сам завод занимает около 280 га, тогда как общая площадь территории проекта планировки составляет порядка 378 га.

Наш проект ориентирован на сохранение основ генплана 1936 года, разработанного для данной территории архитектором Поповым. Мы рассматривали его как историческую ценность, памятник планировочной структуры, поэтому постарались сохранить основные элементы генплана: монументальный фронт застройки, выходящий на Автомоторную улицу, главные оси территории: бульвар и пересекающую его под прямым углом магистраль.
Проект реконструкции автозавода им. Сталина. 1936 г. Генплан
Материалы предоставлены ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

Центральным элементом новой планировки остается бульвар с выходящими на него фасадами цехов, которые задают частый шаг сети жилых улиц внутриквартальных проездов. Он же соединяет жилой район с главным общественно-деловым комплексом «Планета ЗиЛ» и вместе с парком активного отдыха около ТПУ «ЗиЛ» на Малом кольце железной дороги выступает в качестве главного общественного пространства территории. Основная шестиполосная магистраль проходит полукольцом вдоль воды. Это непростое решение, но альтернатив ему мы не нашли. Связь жилых кварталов с набережной обеспечивают и озелененные платформы над заглубленным участком магистрали. Пытаясь вернуть изолированной территории полуострова проницаемость, мы разработали систему связей через Москву-реку: два автомобильных моста вдоль МК МЖД и старицу Москва-реки и два пешеходных моста, один из которых расположен в продолжении бульвара. Немаловажным для развития транспортной инфраструктуры станет запланированное строительство двух ТПУ.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ», 2013. Фрагмент аэрофотосъемки.
© Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

Объем существующей на сегодняшний день недвижимости на рассматриваемом участке – 2 млн кв. м, снести предполагается почти половину, еще 3 млн кв. метров – это объем запланированного нового строительства, включающий и подземную часть. Нашей задачей было максимальное сохранение объектов индустриального наследия. Из самых старых построек будет сохранено и отреставрировано здание заводоуправления, построенное в 1916–1917 годах по проекту Константина Мельникова. Это памятник архитектуры, еще совершенно непохожий на мельниковский конструктивизм, но представляющий собой огромную архитектурную и историческую ценность. Зданий начала XX века осталось совсем немного, да и те сейчас находятся в плачевном состоянии. В основном сохранилась застройка вдоль Автозаводской улицы и по внутризаводскому бульвару. Постройки, расположенные за малым кольцом – это уже послевоенное наследие, здания достаточно капитальные и крепкие для того, чтобы приспособить их под новое производство.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ». Эскизное предложение по зонированию и застройке территории, 2013
© Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

Что касается функционального наполнения района, то здесь предусмотрено комплексное развитие. Но надо сказать честно, что задачи перед нами стояли достаточно прагматичные, поскольку реализация данного проекта требует огромных затрат, связанных и с консервацией существующих зданий, и с их перепрофилированием, и со всевозможными социальными выплатами, а главное – с закрытием и выводом производства, не только основного, но и смежного, расположенного в разных регионах страны. Одним словом, все эти обязательства продиктовали необходимость создания на данной территории коммерчески привлекательных объектов. Нам нужно было пройти по узкой тропке, не свернув в голую коммерциализацию и не обанкротив московский бюджет.

Естественно, жилая недвижимость всегда работает как «поплавок», способный вытянуть любой крупный градостроительный проект. Именно поэтому большие площади отведены под строительство жилых кварталов. Здесь важно было создать комфортную городскую среду. Для этого специально была выбрана нарочито мелкая планировочная сетка с внятной артикуляцией внешнего и внутреннего насыщения. Внутри компактных кварталов предусмотрено размещение школ и детских садов, пристроенных к торцам домов. Жильцы имеют уютные дворы и выход к береговой линии. Наше решение – это классика развития жилых кварталов.  

Кроме того, проектом предусматривается формирование большого пласта  арендного жилья, апартаментов и гостиниц. С градостроительной точки зрения это правильное решение, поскольку в Москве существует дефицит фонда для временного проживания, что, в конечном счете, из-за постоянной миграции населения сказывается на перегрузке транспортной сети. Дабы избежать новых нагрузок, мы ставили перед собой задачу соблюсти баланс количества жителей и рабочих мест на рассматриваемой территории.

Севернее жилой застройки, вдоль Автозаводской улицы, создана многофункциональная общественная зона. Здесь располагаются ледовый дворец «Легенды хоккея» и крупный культурно-просветительский центр с музеем завода «ЗиЛ», занявший один из самых больших сохранившихся корпусов, построенных в 1980-е года. Это весьма брутальный корпус высотой с девятиэтажный дом, расположенный на сломе оси бульвара.

Важным условием была необходимость сохранения производства автомобилей на базе АМО «ЗиЛ» (18 га) и организации сборочного производства иностранных марок на территории «МосАвтоЗиЛ» (48 га). Заводские цеха занимают внушительный прямоугольник за кольцом железной дороги, который окружен парковой зоной общего пользования. Таким образом, мы попытались связать промышленное пространство с городом, избежать его изолированности.

Одним из главных центров притяжения должен стать многофункциональный комплекс «Планета ЗиЛ». Это центральный, знаковый объект, окруженный обширными озелененными территориями.

Если посмотреть на план территории, то можно увидеть, что участок разделен на два полуострова ответвлением Москвы-реки. Здесь, у воды, мы предлагаем  создать яхт-клуб с эллингами для хранения катеров. Ближе к проспекту Андропова появится довольно большой медицинский центр и различные офисно-деловые объекты.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ». Разрезы платформы при набережной, 2013
© Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

Отдельная часть проекта посвящена формированию зеленого каркаса. Старое русло Москвы-реки становится продолжением парковой зоны, а вся застройка так или иначе пронизана зеленью. В целом нам хотелось создать максимально уютное городское пространство с неширокими, похожими на европейские улицами, с парками и скверами и с человеческим масштабом застройки. Средняя этажность по жилым кварталам – 9-10 этажей, по общественным участкам она ограничена 75 метрами.

Правительство Москвы наш проект планировки утвердило. Уже сегодня ведутся серьезные работы по  анализу и перспективам развития территории «ЗиЛа», очистке грунтов и т.д. Поэтому у меня есть все основания надеяться, что уже в ближайшем будущем город сумеет привлечь инвестиции и приступит к реализации этого масштабного и очень важного для города проекта».
Мастерская:
Единый институт пространственного планирования

16 Ноября 2013

Место лучших автомобилей
Проект реконструкции модельного цеха ЗИЛа под дилерский центр для Mercedes-Benz и Audi уникален даже для легендарного комплекса. Цех планируется восстановить с использованием элементов разобранного здания 1930-х. Он станет частью «ворот ЗИЛа», заметных на Третьем кольце. И к тому же – единственный из всех, в какой-то степени сохранит «автомобильную» функцию.
Комета ЗИЛ
Два первых лота жилого комплекса ЗилАрт, спроектированные Сергеем Скуратовым, совмещают контекстуальный сюжет, апеллирующий к истории завода, с эмоциональной, артистической насыщенностью фактуры и деталей. Не зря они служат урбанистической заставкой – городским «фасадом» первой очереди комплекса.
Музей и башня для ЗИЛа
Публикуем проекты нью-йоркского бюро Asymptote для территории бывшего завода ЗИЛ: здание филиала Государственного Эрмитажа и 150-метровую жилую башню.
Три версии Симоновской набережной
Лучшим среди студенческих проектов развития Симоновской набережной жюри признало «Симоновские холмы» с каскадной системой лестниц, понтонами на воде, велодорожками и постиндустриальными объектами, встроенными в новый ландшафт.
Ключевой полуостров
Объявлены победители первого этапа конкурса на концепцию развития территории московского завода ЗИЛ: жюри признало лучшими проекты бюро «Меганом» и немецкой компании Uberbau. Им предстоит дорабатывать свои концепции. Публикуем проекты всех четырех участников конкурса.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.