Игры в домике

На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.

mainImg
Компaния:
представительство компании Новые горизонты на Архи.ру
Хотя большинство игровых площадок в городах расположены на открытом воздухе, поддержка здоровой активности детей ими не ограничивается. Дети не готовы откладывать свои игры из-за плохой погоды, они хотят играть, пока их родители ходят по магазинам, отдыхают в отеле, сидят в зале ожидания аэропорта или обедают в кафе – практически в любых общественных помещениях, которые проектируются с расчетом на потребности взрослых, существует также и потребность в организации детской зоны.  

Когда перед проектировщиками встает задача создать полноценную площадку внутри помещения, основные требования к ней те же, что и к открытой: максимальное удовольствие от игры, вовлеченность и безопасность для детей. Определенные планировочные ограничения накладывает планировка существующего помещения, под которую необходимо подогнать размещение оборудования. Но с другой стороны, независимость от погодных условий позволяет экспериментировать с формами и материалами, поэтому крытые площадки довольно часто отходят от универсального дизайна к более уникальному и тематическому. Такие комплексы интереснее детям, поскольку могут побудить их проявить творческие способности и придумывать свои сценарии игр. 
zooming
Игровой лабиринт «Лес Чудес», Манжерок
© Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»


Место для приключений


Сегодня дизайнеры не боятся вводить в игровые площадки чуть больше приключений и риска, чтобы увлечь детей, сохраняя при этом их безопасность. Особенно это может понравиться детям старшего возраста. Игровые площадки в помещении для этого подходят не хуже, чем открытые: например, внутри можно установить полосу препятствий или веревочный парк, если позволяет высота потолков. Комплексы, приглашающие детей бросить вызов самим себе и выходящие за рамки обычного оборудования, могут сделать игру более захватывающей, развивать самостоятельность и умение рассчитывать свои силы. Преодоление сложных задач, таких как, например, веревочный маршрут, повышает их уверенность в себе.
Игровой лабиринт «Лес Чудес», Манжерок
© Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»

Подобной идеей вдохновлялись авторы крытого игрового комплекса в составе семейного досугового центра «Лес Чудес» курорта «Манжерок». Его спроектировала компания «Новые Горизонты». «Манжерок» – это горно-алтайский курорт с крупнейшим гостиничным комплексом, работающий круглогодично. Большую долю туристов составляют семьи с детьми, для которых возможность занять ребенка активными играми – практически ежедневная потребность. Учитывая и многообразные погодные условия Алтая, крытый игровой комплекс в составе такого всесезонного рекреационного и спортивного центра – просто необходимая вещь.

«Лес Чудес» занимает два этажа и предлагает множество сценариев для разных возрастов. Интересно, что концепция игровой зоны выросла из контекста самой локации. Курорт расположен рядом с Манжерокским озером, у подножия горы Малая Синюха, и юным посетителям комплекса предлагается стать частью группы исследователей-следопытов, отправившихся в алтайские горы на небольшом самолете. По легенде создателей парка следопыты приземлились в живописной речной долине и оборудовали там свой тренировочный лагерь. Самолёт стал местом для главной базы, а построенный дом на дереве – наблюдательным пунктом. 
  • zooming
    1 / 4
    Игровой лабиринт «Лес Чудес», Манжерок
    © Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»
  • zooming
    2 / 4
    Игровой лабиринт «Лес Чудес», Манжерок
    © Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»
  • zooming
    3 / 4
    Игровой лабиринт «Лес Чудес», Манжерок
    © Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»
  • zooming
    4 / 4
    Игровой лабиринт «Лес Чудес», Манжерок
    © Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»

Компания «Новые Горизонты» превратила многоярусный игровой лабиринт в незабываемый тематический интерьер – полумрак, густые кроны деревьев и скалы, среди которых детям не будет скучно. Лабиринт примыкает к внешней стене парка и имеет вертикальную архитектуру, что существенно экономит пространство зоны развлечений. Дети могут играть сразу на четырех ярусах со множеством лестниц, лазов, переходов и мостиков. Кроме того, игровой комплекс наполнен мягкими подвесными препятствиями и несколькими тоннелями со смотровыми окошками из прозрачного поликарбоната. Спуститься на землю можно по одной из двух горок-труб, главная из которых насчитывает три полных оборота. 

Комплекс учитывает потребности, интересы и требования безопасности нескольких возрастных групп. Здесь есть сложные конструкции для лазания детей постарше, а есть элементы попроще – например, небольшая горка для малышей, которые могут скатываться по ней в сухой бассейн с шариками.  

Для современных детей, проводящих все больше времени перед экранами гаджетов, физическая активность становится проблемой. По данным ВОЗ, более 80% детей в развитых странах не получают рекомендуемого ежедневного часа физических упражнений, что побуждает искать способы вернуть им интерес к подвижным играм. Именно поэтому основной задачей закрытых игровых площадок, также как и открытых, является фитнес – современные комплексы, такие как «Лес чудес», спроектированы с расчетом на то, чтобы дать детям тренировку всего тела, практиковать баланс и координацию. Более того, тенденция последнего времени заключается в объединении активностей для взрослых и детей – крытые игровые площадки становятся дополнением к функциям для взрослых. Имея возможность занять ребенка подвижными играми, взрослые тоже могут больше времени уделять собственным спортивным тренировкам.
Игровой лабиринт «Лес Чудес», Манжерок
© Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»

Важная черта хорошо спланированных комплексов – их направленность на разнообразные интересы, сочетание различных элементов, как для активных игр, так и тихих зон для творческой игры и отдыха. Интерактивные функции добавляют еще один уровень взаимодействия, стимулируя любопытство и обучение. Ну и конечно, первостепенное значение имеет наличие достаточного открытого пространства, поскольку детям нужно место, чтобы свободно бегать и сбрасывать энергию. Тщательно спланированный комплекс обеспечивает беспрепятственное движение, помогает предотвратить перенаселенность в определенных зонах и одновременно упрощает контроль. 


Тенденция к гибкости


Период пандемии обострил для проектировщиков проблему гибкости и многофункциональности создаваемых пространств. Особо чувствительными к последствиям локдауна оказались торгово-развлекательные центры. Кризис ТРЦ старого формата, помимо временного закрытия, ускорило и стремительное развитие маркетплейсов, и потребности горожан в каких-то новых формах досуга, больше тяготеющих к соседским культурным центрам. 
Детский игровой центр «Юнабум», Одинцово
© Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»
Детский игровой центр «Юнабум», Одинцово
© Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»

Еще больше после ухода крупных иностранных киностудий с российского рынка и резкого снижения посещаемости пострадали кинотеатры. В целом такие типологии, как киноконцертные залы или большие однозальные кинотеатры советского образца, устарели уже давно, но окончательный приговор им был вынесен в последние пару лет, когда они стали очевидно убыточны. Между тем, на место высвобождаемых арендных площадей торговых центров постепенно стали приходить современные модели рекреации. Важное место в них заняли пространства для детей – всевозможные развивающие студии, кружки и, конечно, игровые зоны.    

Одним из примеров такой трансформации можно назвать реконструкцию бывшего кинотеатрального зала «Юность» в подмосковном Одинцово в детский игровой центр «Юнабум» по проекту компании «Новые Горизонты». Пространство бывшего кинозала занял многофункциональный детский развлекательный комплекс. В его основе – большой многоуровневый лабиринт, состоящий из тоннелей, переходов, лестниц, напольных и подвесных препятствий. На втором ярусе устроена длинная тюбинговая горка. Лабиринт оформлен светодиодной подсветкой, которая визуально подчеркивает его основные элементы. 
  • zooming
    1 / 9
    Детский игровой центр «Юнабум», Одинцово
    © Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»
  • zooming
    2 / 9
    Детский игровой центр «Юнабум», Одинцово
    © Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»
  • zooming
    3 / 9
    Детский игровой центр «Юнабум», Одинцово
    © Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»
  • zooming
    4 / 9
    Детский игровой центр «Юнабум», Одинцово
    © Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»
  • zooming
    5 / 9
    Детский игровой центр «Юнабум», Одинцово
    © Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»
  • zooming
    6 / 9
    Детский игровой центр «Юнабум», Одинцово
    © Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»
  • zooming
    7 / 9
    Детский игровой центр «Юнабум», Одинцово
    © Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»
  • zooming
    8 / 9
    Детский игровой центр «Юнабум», Одинцово
    © Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»
  • zooming
    9 / 9
    Детский игровой центр «Юнабум», Одинцово
    © Изображение предоставлено компанией «Новые горизонты»

Все игровое оборудование оптимизировано по размеру для максимально эффективного заполнения пространства реконструируемого кинозала: например, наклонный подиум, на котором стояли зрительские кресла, использован для размещения сразу нескольких видов горок: тройной горки-гиганта с динамической подсветкой и двух горок-труб с прозрачными секциями.
В игровом комплексе также установлен большой сухой бассейн с шариками, батутная арена на 6 полотен, поролоновая яма со скалодромом и небольшая батальная арена с пневматическими воздушными пушками.

Компания «Новые Горизонты» – один из лидеров на рынке детского игрового оборудования для помещений. С 1999 г. компания проектирует и строит семейные развлекательные центры, детские лабиринты, батутные арены и многое другое. «Новые Горизонты» реализовали более 2000 проектов по всей России и СНГ – от масштабных сетевых активити-парков до компактных игровых лабиринтов.

Поставщики, технологии

29 Марта 2024

Новые горизонты: другие статьи и новости
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Думают ли роботы о птицах?
Компания «Новые горизонты» спроектировала и построила для «Парка будущего» на территории ВДНХ две детские площадки в духе ретрофутуризма: одна представляет город, построенный роботами, вторая обыгрывает образы, связанные с птицами.
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.