Десять концепций нового ГЦСИ

Публикуем проекты финалистов конкурса на лучший проект нового здания Государственного центра современного искусства, а также работы остальных участников 2-го тура.

mainImg
Имена финалистов были объявлены на специально созванной для этого пресс-конференции. В финал конкурса на лучшее архитектурное решение для проектирования и строительства музейно-выставочного комплекса Государственного центра современного искусства вышли команда из Ирландии Heneghan Peng Architects, испанское бюро Nieto Sobejano Arquitectos и ООО «Мел» из России. Все финалисты набрали равное количество голосов. Четвертое и пятое место, как сообщил Сергей Кузнецов, заняли проекты американской мастерской Steven Holl Architects и команды бельгийских архитекторов 51N4E и OFFICE Kersten Geers David Van Severen.
Пресс-конференция, посвященная оглашению финалистов конкурса на проект ГЦСИ. Барт де Бар, Луи Беккер, Денис Леонтьев, Джованна Карневали,Сергей Кузнецов,Григорий Пирумов, Михаил Миндлин. Фотография А.Павликовой

Члены жюри конкурса прокомментировали сделанный ими выбор и свое участие в ходе конкурса в целом.
Джованна Карневали, директор Фонда Мис ван дер Роэ, организатора одноименной премии – главной архитектурной награды ЕС, подчеркнула, что «все десять представленных проектов были очень качественно проработаны. Все команды так или иначе учитывали характер и историю места, везде архитекторы постарались сохранить память о некогда расположенном на участке аэродроме. Оценивая работы, жюри в первую очередь обращало внимание на гибкость пространства, простоту использования и долговечность здания. Все три проекта, прошедшие в финал, в наибольшей степени отвечают этим требованиям».

Луи Беккер, директор и партнер датской фирмы Henning Larsen Architects, отметил высокий уровень организации конкурса, получившегося максимально открытым и очень интересным: «Мне понравился подход участников к работе с довольно непростым участком. Конкурсанты нашли такие приемы, которые позволили связать ГЦСИ с парком и торговым центром. Они ответили на вопросы: что дает музей Москве? Какое он имеет функциональное значение? Для меня важно, чтобы создавалось не просто выразительное с точки зрения архитектуры, но «осмысленное здание», активно взаимодействующее с контекстом. Финалисты предложили именно такие решения, поэтому я выбором абсолютно доволен».

Леонид Лебедев, член Совета Федерации Федерального собрания РФ и член попечительского совета ГЦСИ, уверен: «Любой из трех выбранных проектов – это шедевр архитектурного искусства, который вместит шедевры искусства современного». Конкурс, по мнению Лебедева, задал высокие стандарты, которые станут хорошей предпосылкой для реализации последующих этапов строительства нового здания музея – уникального комплекса, который станет культурным маяком и архитектурным базисом для развития городских территорий, прилегающих к Ходынскому полю.

Барт де Бар, директор Музея современного искусства в Антверпене, уверен, что «строительство подобного объекта в Москве выведет город на новый уровень многогранности и устремлений. Проекты финалистов с их четко выраженной идеей и гибкостью помогут совершить этот скачок вперед».


Напомним, что для участия во 2-м туре было отобрано десять команд. Пять из них стали участниками соревнования по результатам оценки членами жюри подготовленных ими предварительных архитектурных концепций: это UNK Project; WAI Architecture Think Tank (Edgar Garcia Landran); ИП Барклянский Антон Сергеевич; ООО «Мел»; Ghirardelli Giancarlo Architect. Вторую половину составили команды, отобранные по предоставленным квалификационным заявкам (портфолио): Steven Holl Architects; Nieto Sobejano Arquitectos; Heneghan Peng; 51N4E; Alejandro Aravena.

 Заказчиком конкурса выступает Государственный центр современного искусств, организатором – Фонд поддержки современного искусства «Новое искусство». Консультантом проекта выступил Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», разработавший техническое задание и обеспечивший содействие в организации всех этапов  конкурса. Средства на проведение конкурса были выделены Попечительским советом ГЦСИ. Конкурс проводился при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, в партнерстве с Союзом московских архитекторов. 


Представляем проекты всех участников 2-го тура конкурса с авторскими описаниями.

Финалисты конкурса
Nieto Sobejano
Arquitectos (Испания)
«Проект ГЦСИ предлагает множество возможностей и вариантов использования одного пространства. В основу концепции легли нереализованные проекты русского авангарда с их уникальными техническими и архитектурными решениями, мощная индустриальная структура и фабричная типология, которую используют в современном искусстве. Хотя глобализация навязывает некоторую однотипность, комплекс ГЦСИ должен иметь особенности и характер русской культуры, привнося жизнь и динамику в новый перспективный район Москвы.

Художники, инженеры и архитекторы прошлого создавали сложные формы с помощью элементарной комбинаторики. Следуя тем же принципам, мы решили использовать форму цилиндра. Трансформация объема позволяет создать ряд помещений, соединяющихся в различных комбинациях. Выставки могут перемещаться из зала в зал, сохраняя при этом связь с фойе, которое будет функциональным центром здания. Залы расположены в неиерархической последовательности и находятся на разных уровнях внутри больших объемов цилиндрической формы, с культурной функцией. Хотя экспозиция имеет вертикальное членение, в здании создано и горизонтальное воздушное пространство, похожее на большую улицу внутри здания. Этот продольный «хребет» станет сердцем ГЦСИ и местом встреч посетителей, художников, исследователей и зрителей.

Несмотря на разную высоту выставочных залов, их функции нельзя четко разграничить. Они универсальны и поэтому могут использоваться в различных пространственных конфигурациях. Четыре блока отведены под постоянную экспозицию, а три – под временные выставки. Мастерские и квартиры художников расположены на верхних этажах последнего цилиндра, в котором находится паркинг. В самом большом помещении, расположенном у главного входа, устроен главный зал. Эта многофункциональная платформа под названием «Черный ящик» может служить местом для театральных постановок, конференций, кинопоказов и уникальных аудиовизуальных выставок. Фасадные панели, выходящие на парк, позволяют проводить специальные контекстные медиаинсталляции».
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Nieto Sobejano Arquitectos. Материалы предоставлены организаторами конкурса

Heneghan Peng Architects (Ирландия)
«ГЦСИ – вертикальный элемент в центре Ходынского поля, возвышающийся над местом, которое прежде занимал аэродром. Выставочные пространства спроектированы в виде расположенных друг над другом галерей. Это позволяет как посетить одну определенную галерею, так и просмотреть всю коллекцию целиком. Благодаря вертикальной организации пространства доступ к галереям упрощается, и посетитель может подняться на нужный ему этаж, не проходя через все здание. Выставочные пространства расположены на верхних этажах здания, а основная деятельность ГЦСИ сконцентрирована на первом этаже. Основная задача – создать быструю и простую навигацию. Эскалатор поднимается из фойе в выставочное пространство, проходит через зону хранилища и административные помещения как сквозь археологические слои, демонстрируя то, что стоит за выставкой. Многоуровневое фойе позволяет решить различные задачи, используя все возможности парка.

ГЦСИ становится главным звеном, вертикальной осью, объединяющей парк, ТЦ «Авиапарк» и музей. Также проектом предлагается сохранить взлетные полосы, а на других участках разбить парк. На бывших взлетных полосах будут организованы катки, цветочные сады, зоны для катания на скейтбордах».
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Heneghan Peng Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса

ООО «Мел» (Россия)
«Из-за специфического расположения нового здания ГЦСИ – между будущим парком на Ходынском поле и строящимся торговым центром – необходимо создать гибкое экспозиционное и общественное пространство, территорию нового качества, насыщенную культурной жизнью и городской активностью, но при этом имеющую человеческий масштаб и природный ландшафт.

Основные функциональные пространства Центра расположены в едином стилобате – «холме». На крыше организован ландшафтный парк с павильонами, где расположены залы для постоянных и временных выставок, образовательный и медиацентр, кафе-клуб и творческие резиденции. Общественное пространство на крыше и перед зданием ГЦСИ представлено различными зонами, выполняющими множество функций: общественными, транзитными, природными, камерными, открытыми, видовыми, статическими, динамичными. Крыша оформлена с применением разных фактур, которые подчеркивают уникальный характер каждой зоны. Здесь организованы различные площадки для инсталляций, уличных занятий, кинопоказов и лекций. Зеленое покрытие уплотняется к краям и растворяется к середине, образуя пешеходный маршрут. Из парка также можно попасть во многие выставочные павильоны, и это делает его неотъемлемой частью всего комплекса.

Первый этаж – это единое коммуникационное пространство, связанное с выставочным залом и павильонами, расположенными на крыше. Такая структура позволяет организовать очень гибкую эксплуатацию пространств с различными экспозиционными маршрутами для посетителей. В любой павильон можно войти через парк: это позволяет использовать павильоны для независимых масштабных выставочных проектов.
 
Отделанные плитами из натурального камня и полированного бетона, павильоны напоминают скальные образования с многослойной и сложной структурой. Пространство парка – важное место осмысления культурных переживаний, переходное пространство от территории искусства к городской среде».
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Мел. Материалы предоставлены организаторами конкурса


Участники конкурса в категории «Досье»

Steven Holl Architects (США)
«Мы спроектировали здание, в котором приоритет отдан искусству. Ортогональные галереи с естественным освещением организованы по горизонтали. Открытые выставочные площади с горизонтальной циркуляцией позволяют создавать несколько экспозиционных маршрутов. Мы освобождаем территорию под зданием для организации общественного пространства. Чувство левитации объема достигается за счет использования вантовых конструкций, применяющихся при строительстве мостов. Мы намеренно сфокусировались на неоднозначности масштаба: это позволит продемонстрировать значимость больших парящих объемов и одновременно не мешать восприятию материалов и деталей. Студии и резиденции художников размещены в верхней части композиции. В «Летающей балке» находится арт-клуб – кафе: «не просто музейное кафе, но важное новое место в городе». Расположенные рядом студии имеют северное освещение, а также открытые пространства для работы на крыше.

При облицовке фасадов с южной стороны будут использоваться передовые фотоэлектрические технологии, что позволит покрыть 100% энергозатрат. Система геотермальных скважин будет работать на обеспечение отопления и кондиционирования здания, а высокоэффективная оболочка обеспечит лучшую теплоизоляцию, минимизируя теплопотери. Толщина здания такова, что все пространства получают естественное освещение».
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Steven Holl Architects. Материалы предоставлены организаторами конкурса

51N4E и OFFICE KGDVS (Бельгия)
«Несмотря на постоянно растущий общественный интерес, возрождение музея – редкое явление, благодаря которому можно изменить восприятие района, города и даже культуры. Мы предлагаем создать в Москве постоянно раскрывающееся с разных сторон пространство, платформу для развития и обмена идеями и опытом. Новый ГЦСИ должен вести разговор и с городом, и с обществом. И усилить его может пространственное решение. Мы видим ГЦСИ как место, в котором пересекаются город, коллекция и публика. Это общее пространство, где художники и посетители могут быть активными участниками, а не пассивными потребителями. Поэтому центр должен стать пространством для взаимодействия, а не просто экспозицией. В основе концепции – сочетание трех стратегических элементов: экрана, района и инструмента.

Новый ГЦСИ появится на месте бывшего летного поля и будет выглядеть как огромный экран – черный днем и подсвеченный ночью. ГЦСИ стремится установить связь с окружающим городским контекстом: торговым центром и парком. Первый этаж поднимается к торговому центру и вместе с ним образует многоуровневый район. Задуманный как набор переосмысленных и расположенных в определенной последовательности пространств, новый ГЦСИ предлагает гибкость без открытой планировки. Центр – инструмент, создающий условия для чего-то нового, неожиданного».
51N4E and OFFICE KGDVS. Материалы предоставлены организаторами конкурса
51N4E и OFFICE KGDVS. Конкурсный проект нового здания ГЦСИ в Москве. Материалы предоставлены организаторами конкурса
51N4E and OFFICE KGDVS. Материалы предоставлены организаторами конкурса
51N4E and OFFICE KGDVS. Материалы предоставлены организаторами конкурса

Alejandro Aravena | Elemental (Чили)
«Залы ГЦСИ будут длиннее, чем в Тейт, выше, чем в MoMA, и более безупречными, чем в Музее Гуггенхайма. Пусть ГЦСИ не самый большой музей, но каждая из его галерей будет уникальной. Сочетание нескольких нейтральных блоков и одного неординарного вызовет множество откликов со стороны арт-сообщества и станет магнитом, притягивающим внимание общественности со всего мира.

Городской контекст на участке строительства все еще формируется, и Центр окружает очень разная застройка. Поэтому образ здания должен быть очень спокойным и сильным. Ясный, прямой архитектурный язык подойдет не только для выставок. Он должен использовать силу спокойствия, чтобы придать Ходынскому полю монументальность. Мы хотим превратить задний двор торгового центра в визитную карточку комплекса. На вершине самого высокого выставочного центра в мире будет кафе и смотровая площадка, привлекающая туристов. Благодаря промежуткам между выставочными залами, Центр становится связующим звеном между торговым центром и парком. Скошенный фундамент является фоном для уличных культурно-массовых мероприятий».
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Alejandro Aravena | Elemental. Материалы предоставлены организаторами конкурса

Участники конкурса в категории «Эскиз»

UNK Project (Москва, Россия)
«Современное искусство – это тонкая грань между очевидным и непредсказуемым, простым и невозможным, понятным и безумным, безразличным и волнующим. Это то, что трогает наши души и мотивирует нас думать в другом направлении.

Здание ГЦСИ неразрывно связано с современным искусством и является архитектурным воплощением этой грани, пограничным пространством, неким занавесом, за которым спрятаны ответы на волнующие нас культурные вопросы. Здание и искусственный водоем с площадью перед ним представляют собой единую поверхность, чистый холст, готовый принять на себя любые творческие эксперименты. Монолитная стена 216х72 м намечает границу и символизирует линию, через которую происходит соприкосновение с современным искусством. Также стена закрывает занавесом всю технологическую зону соседствующего с ним и парком торгово-развлекательного комплекса «Авиапарк». Главный бульвар – это путь к искусству, белый луч света, который, проходя через надрез в стене, преломляется и озаряет спектральным светом окружающее пространство парка. Образ будущего здания берет начало из работ известных художников: «Черный квадрат» Казимира Малевича (1915) – это «согнутое полотно» из поверхностей монолитной стены и искусственного водоема, «Пространственный концепт: ожидание» Лучо Фонтаны (1964) – это «надрез этого полотна», образующий главный вход и путь, ведущий к нему. «Композиция с красным, синим и желтым» Пита Мондриана (1937–1942) – парк «Ходынское поле» перед зданием ГЦСИ.

Архитектурная концепция выражает многим малопонятное, почти герметично замкнутое пространство, в котором концентрируется процесс и результаты напряженного поиска предназначения человека и путей его осуществления. И оказаться в этом пространстве можно только через почти незаметный вход, «надрез», который открывает мир искусства ищущему и стремящемуся к нему».
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса
UNK Project. Материалы предоставлены организаторами конкурса

WAI Architecture Think Tank (Edgar Garcia Landran) (Китай)
«ГЦСИ – новый эпицентр создания, изучения и поддержки современного искусства в России. Опираясь на диалектические взаимосвязи города и архитектуры, искусства и публики, пейзажа и здания, новый ГЦСИ меняет парадигму современной музеологии. Открытые пространства размывают границы между зданием и контекстом, между искусством и жизнью.

Гибкая автономия пространств Центра, как внутри, так и под открытым небом, превращает его в первый образец музея как города. Здесь нет границ, обычно отделяющих музей от окружающего его пространства. Организация объемов на первом этаже позволяет посетителям свободно перемещаться по открытым пространствам и по-новому воспринимать музей.
 
Парк и здание – единое целое. Организованные по принципу гармоничного симбиоза тропинки ведут посетителей от метро через парк к Центру. Это приятная прогулка по пространству, заполненному уличными скульптурами и настраивающему на созерцание искусства. Здание создает променад, где посетители взаимодействуют с экспонатами, выставленными в общественном пространстве и на множестве террас здания. Первый этаж – это залы для посетителей, резиденции художников, офисные площади, конференц-залы и хранилище коллекции, а также три выставочных пространства различной высоты, пересекающиеся в разных точках и создающие лабиринт.

ГЦСИ не просто центр искусств, это здание-манифест».
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса
WAI Architecture Think Tank. Материалы предоставлены организаторами конкурса

ИП Барклянский Антон Сергеевич (Пермь, Россия)
«Здание ГЦСИ располагается на границе парка на Ходынском поле. На его плоском пространстве, в местах скопления людей, предлагается организовать центры активности, оградив их группой деревьев или изменив ландшафт. Так появятся комфортные пространства другого масштаба с местом для отдыха. Остальная часть парка свободна для арт-экспериментов. Выходы из парка связаны с прилегающими территориями дорожками.

Площадка перед Центром выглядит как холм, который притягивает внимание к зданию. Из любой точки парка виден путь к ГЦСИ. Горизонтальная форма здания подчеркивает его отношение к ландшафту парка: центр не доминирует, а находится в диалоге с парковой зоной. Здание Центра скрывает ТРЦ. Северная сторона парка получает новый дружелюбный фасад.

Фасад нового здания создает ощущение защищенного, теплого пространства. Для этого главная площадь несколько утоплена в глубину участка, а внешние пилоны частично ее прикрывают. Гладкая поверхность и строгая форма бетонных пилонов контрастируют с обтекаемой и полупрозрачной металлической сеткой, которая в вечернее время излучает свет. Поднимаясь на холм, посетитель попадает на главную площадь перед ГЦСИ. Композиционно она отделена от остальной части парка. С площади можно войти в книжный магазин и в офисную часть центра. На самой верхней площадке расположен вход в арт-клуб и в зону резиденций.

Многоуровневое пространство фойе объединяет все основные функции Центра. Пологий пандус по спирали связывает все этажи атриума. Просторные выставочные залы – разной высоты и прямоугольной формы – на каждом уровне объединены галереями. Это позволяет осматривать экспозицию не только снизу, но и сверху, открывать или закрывать тот или иной зал и более гибко использовать пространство, направляя потоки посетителей».
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса
zooming
ИП Антон Барклянский. Материалы предоставлены организаторами конкурса

Ghirardelli Giancarlo Architect (Италия)
«Новый ГЦСИ станет пространством для поклонников современного искусства и художников, которые будут искать здесь новый взгляд на окружающий мир: ведь отчасти задача искусства состоит в том, чтобы открывать другие углы зрения и менять таким образом наше собственное восприятие действительности. Опыт пребывания в этом месте будет напоминать полет: мы открываем новые горизонты, позволяющие нам по-другому взглянуть на мир. Благодаря аэродинамике тяжелые самолеты с полным салоном летают по небу, оставляя за собой длинный белый след. Теперь на Ходынке, на месте бывшего аэродрома, будут действовать новые движущие силы с новыми функциями. Вихрь из людей, медиа и предметов, проносящийся сквозь это городское место, будет очерчивать новые траектории, оставляя глубокие борозды, которые станут контурами нового ГЦСИ.

Таким образом, здание, где разместится музей, должно иметь связь с окрестностями и их историей. Поверхности показывают динамику мыслей и чувств, появляющихся при созерцании произведения искусства. При входе тотчас же возникает удивительный вихрь, похожий на сон и размытый в осеннем тумане. Ночью длинные блестящие полосы на здании напоминают след самолета.

Это практичное, функциональное и инновационное здание, и в то же время оно вызывает цепочку воспоминаний. Это место в городе, где можно гулять в любое время, ночью и днем, напоминающее галереи Неаполя или Милана XIX века».
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса
Ghirardelli Architetti. Материалы предоставлены организаторами конкурса


Все десять концепций в ближайшее время будут выставлены в Музее архитектуры им. А.В. Щусева. Окончательного победителя позднее определит заказчик конкурса, Государственный центр современного искусства.

Материал подготовили Настя Маврина и Алла Павликова.

13 Декабря 2013

Пресса: Михаил Миндлин: на первом этаже нового ГЦСИ появится...
На основе концепции победителей международного конкурса Heneghan Peng Architects завершена разработка проекта нового здания Центра современного искусства на Ходынском поле. Детали проектирования в интервью порталу рассказал Генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин.
Джованна Карневали: «Именно практический опыт позволяет...
Джованна Карневали, руководитель конкурсного отдела КБ «Стрелка» и бывший директор Фонда Миса ван дер Роэ – о конкурсах как «трамплине» для архитекторов и процессе конкурса на проект Центра нанотехнологий Тель-Авивского университета.
Пресса: Московские международные
В последние полтора года в столице по инициативе ныне действующего руководства Москомархитектуры было организовано более двадцати творческих конкурсов на проектирование знаковых сооружений и целых фрагментов городской среды. Впервые за восемьдесят лет в формирование архитектурной летописи Москвы активно включились десятки проектных бюро всего мира. По количеству задействованных зарубежных специалистов и по географическому разбросу стран, где они живут и работают, явно установлен абсолютный рекорд. Не претендуя на полное раскрытие темы – для этого понадобилась бы объемистая монография! – ограничимся коротким рассказом о самом главном.
Пресса: В Берлине открылась архитектурная выставка «Новая...
В Берлине открылась архитектурная выставка «Новая Москва» - она должна показать европейцам, как изменилась градостроительная политика российской столицы всего на двух примерах. Это парк «Зарядье» и Центр современного искусства на Ходынском поле - два еще не реализованных проекта, концепции которых отбирались на конкурсной основе с привлечением архитекторов со всего мира.
Пресса: Теория большого музейного бума
В прошлом году при поддержке Москомархитектуры прошли сразу три крупных международных архитектурных конкурса, связанных с музеями, а в этом году объявлен еще один, на этот раз национальный. Портал Архсовета выяснил, что происходит с каждым из проектов.
Пресса: Студия MEL: каким мог быть новый ГЦСИ
На недавнем конкурсе на проект нового здания для ГЦСИ единственным финалистом из России была студия «МEL», основанная Федором Дубинниковым и Павлом Чауниным. ARCHiPEOPLE узнал, каким образом они достигли такого успеха.
Пресса: На Ходынке вырастет вертикальный элемент
Конкурс на проект здания Государственного центра современного искусства, объявленный летом, завершился победой ирландского бюро Heneghan Peng Architects. Архитекторы видят будущий музей как «вертикальный элемент в центре Ходынского поля, возвышающийся над местом, где раньше был аэродром. О преимуществах этого проекта над другими рассказал директор музея Михаил Миндлин.
Пресса: Искусство на взлетной полосе
Победителем открытого конкурса архитектурных концепций нового здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) на Ходынском поле стало ирландское бюро Heneghan Peng Architects.
Пресса: Каток для современного искусства
Новое здание Государственного центра современного искусства на Ходынском поле может стать законодателем мод в музейной архитектуре: испанцы и русские предлагают кубы и цилиндры, ирландцы — каток на взлетно-посадочных полосах, но в выделенные бюджетом четыре миллиарда рублей не уложился ни один участник шорт-листа конкурса.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.