История двух возрождений. Восточная Пруссия – Калининградская область. Часть 2 – с 2010

Вторая часть доклада Дмитрия Сухина на конференции ДоКоМоМо: чем восстановление Калининградской области послужить может и области, и всей стране.

mainImg
Доклады всех участников научной конференции российского отделения ДоКоМоМо «Реставрация и приспособление: функции-пространство-цвет» (4-5 апреля 2014) будут опубликованы как сборник статей. Мы предлагаем вниманию наших читателей текст Дмитрия Сухина и в предвкушении будущего сборника, и потому, что его тема сейчас актуальна, как никогда.
Первую часть этого доклада читайте здесь.


В наши дни: на чем стоит Калининградский край? Сборочные предприятия – прийдут как уйдут. Нефти немного, Куршская коса уникальна, Янтарный карьер – тоже, курорты – менее, а до Краснолесья доберется лишь самый упорный. Или, может, люди у нас особые, умелые, усердные или еще как-либо исключительные? – и верно! На собственной дачке, в собственном дому, каждый себе Эйнштейн, Тесла и Гудини. «Везде, где им не воспретят» (sic!) возведут «маленькие шедевры» – а это уже не про нас, это о прадедах, строивших в Пруссии. Изо всей России лишь в Калининградской области окружает нас «немецкое качество» из русских рук. Такого не скопирует никто, и не унесет в котомке – (п)русский кирпич, вот областное полезное ископаемое!

С ним и выгода и беда:
•    Нужда и разруха – одинаковы в 1915 и в 1945
•    Материалы – отсутствуют в 1915 из-за кольца фронтов, в 1945 – из-за вывоза в другие области
•    Рабочие – недостают в 1915 и в 1945, но есть множество неквалифицированных (пленных) рабочих рук, с той лишь разницей, что в 1945 их вывозят на другие стройки
•    Проектанты – присылаются массово в 1915 и гораздо реже в 1945, причем последние без намерения учиться здесь чему-либо.

А в наши дни?
•    Разрушения частью остались, а частью прибавились
•    Строительных материалов в избытке
•    Квалифицированной рабочей силы недостает; иные уезжают, применения себе не найдя
•    Проектантов немного, прежним не чета, и все ячествуют; исполнительская линия прервалась и некому передать.

Некому?

Историю до 1945 «разрешили» лишь с 1980-х, охрана памятников появилась лишь в 2008, «ценной архитектуры тут нет» звучит и теперь, «а если и есть, то не наша». А молва уверяет, что дом, любой, есть дом гестаповский, злодейский – и историйкой пригвоздит. Так житель становится врагом дому своему. Это не должно быть так!
И 4 года назад начался «инстерГОД», утверждая, что именно историческое наследие, правильно «поднятое», может стать источником благосостояния, тем более, что создавали его в таких же неудобицах, как и ныне.

"Пёстрый ряд". Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным

И пусть сложный форум Шталлупенена и Гердауэн, город меж двух озер, до нас дошли лишь обрывочно – сохранился в Черняховске «Пестрый ряд», законченный ансамбль, впитавший в себя все уроки Восточнопрусского возрождения, первая самостоятельная работа великого Ганса Шаруна!
Замок Инстербург. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
Башня Бисмарка. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
Инстербургская тюрьма и памятник на месте смерти Барклая-де-Толли, проекты Карла Фридриха Шинкеля. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
Циркульное депо с куполом Шведлера. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
А такого немало, в одном лишь Черняховске – два замка (таких городов более в России нет) – башня Бисмарка (таких в России две), тюрьма Шинкеля (таких в мире две), депо с куполом Шведлера (в России единственное, в Польше три). Нигде, кроме как в Черняховске; наследование Шинкелю, Шведлеру, Шаруну – не почет ли для любого исследователя, прославленного или же начинающего; восполнить лакуны, превратить их в полную жизни выразительную городскую среду – не задание ли для лучших в профессии? На собственном, теперь уже понятом доме – стать спец-каменщиком, спец-кровельщиком, специалистом вообще?

Привлечь на летние практики архитекторов, ландшафтных архитекторов, реставраторов – удалось вполне. Организовать жителей на пилотном объекте в «Пестром ряду» получилось тоже. Обмеряны и жилмассив, и башня, и парки, и сады. Составлены первые проекты-реконструкции, макеты, планы зеленых насаждений, расколеровки, даже ориентировочные сметы – с тем, чтобы следующим шагом проекты те стали основой другим, мастерским. Берлинские Веркбунд, общество Шаруна, «Товарищество 1892 года», амстердамское «Возрождение» сопровождали работы.
Мастерские в Гёрлице. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
Герлицский центр памятников при Германском фонде охраны памятников составил курсовые программы: немецкое каменщицкое, штукатурное, кровельное и плотницкое дело 19–20 веков. Шарунов «Пестрый ряд» стал бы им первым местом приложения, учебной стройплощадкой, а вместе с парком Фриды Юнг по соседству – круглогодичным образовательно-культурным центром. Ведь обновлению должно подвергнуть не только дома, утеплитель, краску и штукатурку, но и жителей: чтоб не помимо них обновление происходило, чтоб чувство хозяина-хранителя возникло. Чтоб со-ратниками стали.

Калининградский федеральный университет лишь три года спустя согласился на подобное. Служба охраны тоже не спешит. Калининградский Союз архитекторов заинтересовать не удалось.
Черняховская спецбольница после облицовки. Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
А их особо заслуженный кандидат архитектуры Копычина-Лоренс черняховского Шинкеля даже ватой и плиточкой обшил.
«Туристская столица области». Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
А приглашенная из Москвы группа так называемых «прогрессоров» закрутила голову обещаньем «столицы трех губерний» через возведение псевдо-исторического городка рядом и вместо возрождения старого центра. Карнавалом ударили в грязь...

Дома ведь, не дождавшись, идут на кирпич.

Но отчего не взяться за дело самим? – разве нет примера «Стрелки» и МАРШ? А Германский фонд охраны памятников, голландское «Возрождение Амстердама», британский «Национальный трест» – не частные ли организации? Спасение берлинских жилмассивов модернизма, ныне в списках ЮНЕСКО – дело и вовсе пары архитекторов 1970-х.
Возрождённый "Пёстрый ряд". Изображение предоставлено Дмитрием Сухиным
И коли уж есть уже лекторы, студенты и мастеровые, заявки, выставки и конференции – то, чтобы повторить пресловутое немецкое качество из русских рук, «Округа Камсвикус» собирает на Шаруновский дом в «Пестром ряду»: начать первый регулярный класс, выйти на учебные стройки можно было бы уже к 2014/2015 году.

Русские и немцы отстроили этот край – лучшим памятником военному лихолетью стали бы русско-немецкие исследования и курсы, пробы и стройки, дома и сады. «Строим как в 1915» – чем не девиз? Еще можно успеть – и наступит, как 100 лет назад, художественный, строительный, существенный, гражданский и беспортупейный день.

Так почему же не удалось в 1950-х послевоенное восстановление?
•    для циников: его и не начинали, не пытались найти свой подход к особенностям места – их осуждали, боролись со «страховидными» восточнопрусскими крышами, прописывали общесоветские рецепты.
•    для пассионарцев: восстановление повторяется в начале каждого века, при ордене, при герцоге, при короле или кайзере без изъятья. На середину же века никаких восстановлений не предусмотрено!
•    для криминалистов: любое деяние требует средств – желания – времени. При восстановлении «средства» становятся понятой технологией, «желание» – волей ее применить, «время» же требуется, чтоб осознать ценность того, что предлагается восстановить. Недаром говорят, что внуки дедов скорее поймут чем отцов – а ведь сейчас в Калининградской области именно такая смена поколений и происходит. Три условия и три составные части – сходятся сегодня: так поднимем же наши «внутренние резервы»? Допишем неоконченное?.. А там и русской Пруссии время придет.

18 Апреля 2014

Дмитрий Сухин: «Сделаем восточнопрусское возрождение...
Исследователь архитектуры Дмитрий Сухин – о «Пестром ряде», затерявшейся в калининградском Черняховске первой самостоятельной работе великого немецкого зодчего Ганса Шаруна, и о том, чем она может стать для нас сегодня.
Социальный заряд авангарда
Проходящая в эти дни в Музее архитектуры выставка «Культурная революция – путь к социализму» – предлагает взглянуть на известный проектный материал с позиции его социального содержания. Ядро экспозиции составили проекты рабочих клубов, квинтэссенции авангардного «жизнестроения». Однако показанный материал не ограничивается авангардом – напротив, куратор выставки Ирина Чепкунова поставила перед собой задачу также показать, как тема рабочего клуба развивалась позднее, в рамках классицистической «сталинской» стилистики.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.