Музей как ликбез

Начинаем вести блог Ирины Коробьиной, директора музея архитектуры. Первый текст – об образовательных программах музея и о том, что дискредитация российской архитектуры это следствие плохого образования.

mainImg
Роль музеев в современном мире исключительна. Музей сегодня является пространством, где человек осознает особенности текущего момента в контексте истории, где ему предъявляются истинные ценности, прошедшие апробацию не только экспертным сообществом, но и временем, где он начинает понимать собственную культурную принадлежность. Поэтому, несмотря на экономическую несостоятельность музеев, во всех странах существующих на государственные дотации, гражданское сообщество так заинтересовано в их развитии. Лучшие музеи мира становятся символами своих городов и даже стран, как например, Британский Музей, Лувр, Прадо, Гуггенхайм, Эрмитаж...

Особая, стратегически важная роль принадлежит музеям архитектуры, поскольку они работают с наследием, формирующим ориентиры для культурного самоопределения людей и для создания образов идентичности своих стран. Это чрезвычайно важно для национального самоуважения, для возникновения чувства привязанности к своей земле. Не случайно выдающиеся памятники называются ленд-марками, земля метится произведениями архитектуры. Они становятся своего рода маяками, напоминающими человеку о неповторимости его родины, о непрерывности ее развития. Архитектурное наследие с этой точки зрения несет в себе генетический код культуры.

Россия – страна великого архитектурного наследия, имеет все основания гордиться не только бескрайней территорией и бесценными природными ресурсами. Российские памятники архитектуры – будь то древнерусские храмы, или послевоенные высотки, или небольшое сооружение из двух цилиндров со странными сотообразными окнами – несут в себе образ культурной и просвещенной державы. Российские и в частности советские архитекторы не менее значимы в мировой культуре, чем российские писатели и поэты, художники и ученые. Не случайно в 20-е годы ХХ века весь мир признал новаторскую архитектуру молодой Страны Советов, переживавшей тогда разруху военного коммунизма, авангардом мирового архитектурного движения.

Мы провели опрос 100 человек в возрасте от 18 до 25 лет, заходящих в Библиотеку имени Ленина, результаты которого обескураживают. На вопрос: каких российских архитекторов вы знаете? – всего 8 человек назвали Василия Баженова, порядка 10 – Матвея Казакова и только один назвал Константина Мельникова. По результатам аналогичного опроса членов Российской академии архитектуры и строительных наук Константин Степанович Мельников был назван архитектором XX столетия номер один в СССР и России! В Европе, в частности, во Франции, Мельникова знают и почитают больше, чем французских архитекторов. Иван Леонидов, занимающий одно из лидирующих мест в мировой истории архитектуры ХХ века, вообще ни кем из опрошенных не был упомянут. Среди студентов МГУ в лучшем случае один из ста знает, что его главное здание строил архитектор Руднев. Между тем, больше 30 опрошенных назвали Гауди в ответ на вопрос, кого из иностранных архитекторов вы знаете. Выходит, Антонио Гауди – абсолютный лидер в сердцах и умах молодых россиян, посещающих Библиотеку имени Ленина.

Проведенный опрос не претендует на научную точность и соответствие исследовательским методикам. Тем не менее, он говорит о многом. Главный и самый очевидный вывод – система образования в стране игнорирует историю архитектуры. Этот факт – неоспоримого и очень досадного упущения. Ведь именно через архитектуру транслируется образ времени, не случайно говорят, что «архитектура – летопись в камне».

Увы, за долгие годы, потерянные для всеобщего архитектурного образования, хотя бы на уровне ликбеза, российское население потеряло способность к оценке роли и значения архитектурных памятников в своей жизни. Когда происходит дискуссия относительно сохранения или сноса тех или иных зданий, не все ее участники в полной мере понимают суть происходящего. Нередко непросвещенная и неподготовленная общественность становится жертвой PR-манипуляций.

В таких условиях Государственный музей архитектуры, деятельность которого адресована всему российскому сообществу, пытается восполнить явный дефицит архитектурного просвещения в стране своими образовательными программами, предназначенными для различных возрастных групп, экскурсиями, лекциями, научно-популярными изданиями и фильмами. В музее работает круглогодичный лекторий, постоянно расширяющаяся экскурсионная программа, детская школа. Сегодня идет напряженная работа по созданию постоянной экспозиции, важной частью которой станет «виртуальный коридор времени», представляющий историю русской и советской архитектуры с X по XXI век.

Создание интерактивной инсталляции в разделительном коридоре парадной анфилады музейного комплекса стало возможным благодаря запуску Виртуального Музея Архитектуры (ВМА), созданного силами и на материалах музея архитектуры по инициативе и при поддержке Министерства культуры РФ. Сайт виртуального музея – vma.muar.ru – представляет уникальную возможность для самой широкой аудитории познакомиться с историей российской архитектуры, которая разворачивается на конкретных проектах и постройках в фотосъемке и на музейных материалах.
Директор Музея архитектуры Ирина Коробьина. Фотография предоставлена ГМА им А.В. Щусева
Проект экспозиции «Коридор времени» коридоре анфилады Главного здания усадьбы Талызиных – часть постоянной экспозиции, которая в виртуальном формате расскажет об истории русской архитектуры в здании Музея © АБ «Народный архитектор»
Проект экспозиции «Коридор времени» коридоре анфилады Главного здания усадьбы Талызиных – часть постоянной экспозиции, которая в виртуальном формате расскажет об истории русской архитектуры в здании Музея © АБ «Народный архитектор»

Музей впервые в таком масштабе открывает и показывает свои фондовые материалы. Фотографии, чертежи, обмеры, гравюры, макеты, оцифрованные в высоком качестве, складываются в хронологическую шкалу, делящую историю отечественного зодчества на периоды, проиллюстрированные аннотированными материалами из музейных коллекций. Доступный и увлекательный ресурс позволяет заново открыть и по-новому понять знаковые сооружения своей эпохи, осознать очевидную связь истории российской архитектуры с развитием государственности в стране. Виртуальный музей архитектуры – единственный ресурс, который дает представление о том, что такое российский национальный ландшафт.

Интерактивные 3D-модели позволят посетителям сайта увидеть несохранившиеся или проектные сооружения с разных сторон, ходить и летать вокруг них, получить справочную информацию. Сейчас на сайте доступны виртуальные экскурсии по непостроенному Большому Кремлевскому дворцу архитектора Василия Баженова и разрушенным в советское время Кремлевским монастырям (Чудову и Вознесенскому), а также по разным версиям проекта Дворца Советов, разработанным выдающимися архитекторами ХХ века.
Виртуальный музей архитектуры (vma.muar.ru), фрагмент: реконструкция перспективы Вознесенского монастыря в московском Кремле. Предоставлено ГМА им А.В. Щусева
Виртуальный музей архитектуры (vma.muar.ru)
Виртуальный музей архитектуры (vma.muar.ru)

Сайт Виртуального музея архитектуры является уникальной платформой, на которой популярно объясняются и прекрасно визуализируются достижения русской архитектуры, представляя основные этапы ее эволюции. Каждый интернет-пользователь из любого города России и мира теперь сможет не только ознакомиться с историей русской архитектуры, но и создавать собственные подборки объектов и изображений, отсортировав их по автору, стилю, времени, городу или улице. Виртуальный музей архитектуры становится единственным в своем роде ресурсом по изучению истории отечественной архитектуры – прогрессивным, мобильным и доступным.
 

22 Июля 2015

Похожие статьи
Памяти Шехтеля
К 90-летию со дня смерти Федора Осиповича Шехтеля рассказ директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной о знаменитом архитекторе модерна.
Una seconda vita per l′avanguardia
Директор Музея архитектуры – об экспозиции на тему истории русского авангарда на миланской триеннале «21 век. Дизайн после дизайна».
Лица физические и юридические
Начинаем вести блог Андрея Бокова, президента Союза архитекторов России. Первая публикация посвящена поправкам в закон «Об архитектурной деятельности», законопроекту, который недавно начал движение по инстанциям.
Лезь на забор!
Молодые архитекторы Петербурга, организовав персональную выставку, объявили о рождении движения «максимализма». Публикуем их манифест и статью о выставке.
Конкурсы для всех?
Наш постоянный читатель архитектор Виталий Ананченко – о том, как сделать конкурсы привлекательнее для архитекторов и как познакомить горожан с их результатами.
Высокая бесполезность
Этим текстом мы начинаем серию очерков архитектора-философа Александра Раппапорта. Итак, польза или бесполезность?
Итоги вне премии
Вика Абель слагает с себя полномочия куратора премии «Дом года» и озвучивает свою версию итогов проекта «20 лет архитектуры постсоветской России» и объявляет новую премию.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.