Идеи для третьего контура

Публикуем проекты финалистов конкурса на дизайн станций «Нижние Мневники» и «Терехово».

mainImg
Архитектор:
Ольга Алексакова
Юлия Бурдова
Мастерская:
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Бустрен РМ https://bustren.ru/
Проект:
Станция метро «Терехово»
Россия, Москва, Терехово

Авторский коллектив:
Архитекторы-партнеры:  Ольга Алексакова, Юлия Бурдова
Инна Сафиулина, Ольга Власенко, Неля Сабирова, Анна Бакхлина, Алёна Гук, Наталья Полякова

2016 / 2021

Заказчик: Мосинжпроект
Мы уже рассказывали о победителях конкурса на оформление станций московского метро «Нижние Мневники» и «Терехово», итоги которого подвели в конце прошлой недели. Ниже представлены проекты остальных восьми финалистов, которые наравне с бюро Тимура Башкаева и BuroMoscow соревновались во втором этапе.

Нижние Мневники
Архитектурное бюро «Хвоя», Россия
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Архитектурное бюро «Хвоя»

Преобладающий материал в этом проекте – кирпич, благодаря чему достигается единство стиля. Главное декоративное решение – вариативность кирпичной кладки. Этот прием позволяет отделить друг от друга функциональные зоны, а также расставить необходимые акценты. Территория вокруг павильонов решена в той же стилистике и благоустроена: здесь расположены места для отдыха, велопарковки, есть зеленые насаждения.
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Архитектурное бюро «Хвоя»
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Архитектурное бюро «Хвоя»
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Архитектурное бюро «Хвоя»
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Архитектурное бюро «Хвоя»
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Архитектурное бюро «Хвоя»

 
***
 
Архитектурное бюро «Практика», Россия
zooming
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Архитектурное бюро «Практика». Предоставлено КБ «Стрелка»

Этот проект – светлый. Единственное затемненное пространство здесь – зона движения поездов. Линии плавно перетекают одна в другую, потолки становятся продолжением стен, большое количество арок и сводов создает ощущение торжественности и простора. Помимо стандартного набора функций, архитекторы предусмотрели общественные пространства: форум и амфитеатр, – которые станут местом для встреч и общения.
zooming
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Архитектурное бюро «Практика». Предоставлено КБ «Стрелка»
zooming
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Архитектурное бюро «Практика». Предоставлено КБ «Стрелка»
zooming
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Архитектурное бюро «Практика». Предоставлено КБ «Стрелка»

 
***
 
Александр Незнамов, Россия
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Александр Незнамов. Предоставлено КБ «Стрелка»

Павильоны станции являются некой метафорой соснового бора – коробка формируется столбами-стволами деревьев. Внутреннее пространство отличается удобной системой навигации: направляющими линиями для потоков людей служат полосы на полу и потолке, а крупные пятна света акцентируют внимание на ключевых функциональных объектах. Одна из стен над эскалаторами используется в качестве полотна для проектора: на скамье в зоне отдыха можно не только перевести дух, но и наблюдать северное сияние.
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Александр Незнамов. Предоставлено КБ «Стрелка»
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Александр Незнамов. Предоставлено КБ «Стрелка»
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Александр Незнамов. Предоставлено КБ «Стрелка»

 
***
 
Трайан Бомпа, Франция
zooming
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Трайан Бомпа (Франция). Предоставлено КБ «Стрелка»

Уличные павильоны решены в духе минимализма, но уже в зоне пешеходных переходов стены оживают и буквально расцветают. Тема живой природы легла в основу декоративного оформления подземного пространства станции. По словам авторов, они стремились создать ощущение волшебной параллельной вселенной. Благодаря изгибу стен, растительный орнамент становится живым и объемным, что создает эффект присутствия.
zooming
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Трайан Бомпа (Франция). Предоставлено КБ «Стрелка»
zooming
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Трайан Бомпа (Франция). Предоставлено КБ «Стрелка»
zooming
Дизайн станции «Нижние Мневники» © Трайан Бомпа (Франция). Предоставлено КБ «Стрелка»

 
***
 
Терехово
Архитектурное бюро Gerber Architekten, Германия
zooming
Дизайн станции «Терехово» © Архитектурное бюро Gerber Architekten International (Германия). Предоставлено КБ «Стрелка»

Лесная тема в этом проекте начинается с дизайна внешних павильонов и продолжается под землей. Передвижение по пешеходному подуличному переходу напоминает прогулку по лиственному лесу. Даже скамьи будто вырастают из стены, что позволяет добиться максимальной естественности, близости к природе. На платформах лесная тематика сменяется водной. Здесь архитекторы проводят аналогию с Москвой-рекой.
zooming
Дизайн станции «Терехово» © Архитектурное бюро Gerber Architekten International (Германия). Предоставлено КБ «Стрелка»
zooming
Дизайн станции «Терехово» © Архитектурное бюро Gerber Architekten International (Германия). Предоставлено КБ «Стрелка»
zooming
Дизайн станции «Терехово» © Архитектурное бюро Gerber Architekten International (Германия). Предоставлено КБ «Стрелка»

 
***
 
Архитектурное бюро Variant Studio, Латвия
zooming
Дизайн станции «Терехово» © Архитектурное бюро Variant Studio (Латвия). Предоставлено КБ «Стрелка»

Основной акцент сделан на использовании долговечных антивандальных материалов, а также на информативности и удобстве навигации. Панельный ритм на стенах и потолке создает ощущение стремительного движения и подсказывает пассажирам нужное направление. Вдоль стен размещается большое количество информационных экранов, где можно узнать не только расписание поездов, но также прогноз погоды и последние новости.
zooming
Дизайн станции «Терехово» © Архитектурное бюро Variant Studio (Латвия). Предоставлено КБ «Стрелка»
zooming
Дизайн станции «Терехово» © Архитектурное бюро Variant Studio (Латвия). Предоставлено КБ «Стрелка»
zooming
Дизайн станции «Терехово» © Архитектурное бюро Variant Studio (Латвия). Предоставлено КБ «Стрелка»

 
***
 
Евгений Волков, Россия
zooming
Дизайн станции «Терехово» © Евгений Волков. Предоставлено КБ «Стрелка»

В этой концепции информацию транслируют даже павильоны, на стенах которых можно увидеть дату и время, температуру воздуха, статистику загруженности ближайших парковок. Спускаясь в переход, пассажиры продолжают получать сведения о пробках в городе, узнают интересные факты и метро. Стены вестибюля позволяют принять участие в онлайн-голосовании городских программ, таких как «активный гражданин» и других. А в зоне платформ можно взаимодействовать с интерактивными панелями при помощи сматрфонов и других гаджетов.
zooming
Дизайн станции «Терехово» © Евгений Волков. Предоставлено КБ «Стрелка»
zooming
Дизайн станции «Терехово» © Евгений Волков. Предоставлено КБ «Стрелка»
zooming
Дизайн станции «Терехово» © Евгений Волков. Предоставлено КБ «Стрелка»

 
***
 
Александр Мергольд, США
zooming
Дизайн станции «Терехово» © Александр Мергольд (США). Предоставлено КБ «Стрелка»

Архитектор из США предложил самое яркое цветовое решение станции. Преобладающие цвета – желтый, синий, красный и черный. Несущие конструкции автор украсил мозаичными мотивами картины Василия Перова «Охотники на привале».
zooming
Дизайн станции «Терехово» © Александр Мергольд (США). Предоставлено КБ «Стрелка»
zooming
Дизайн станции «Терехово» © Александр Мергольд (США). Предоставлено КБ «Стрелка»
zooming
Дизайн станции «Терехово» © Александр Мергольд (США). Предоставлено КБ «Стрелка»
Архитектор:
Ольга Алексакова
Юлия Бурдова
Мастерская:
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Бустрен РМ https://bustren.ru/
Проект:
Станция метро «Терехово»
Россия, Москва, Терехово

Авторский коллектив:
Архитекторы-партнеры:  Ольга Алексакова, Юлия Бурдова
Инна Сафиулина, Ольга Власенко, Неля Сабирова, Анна Бакхлина, Алёна Гук, Наталья Полякова

2016 / 2021

Заказчик: Мосинжпроект

05 Февраля 2016

Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Пресса: Рыбы, руки и шары: каким могло стать московское метро
Конкурс на создание интерьеров станций «Терехово» и «Нижние Мневники» на западе Москвы перешел во второй тур. Городские власти отобрали десять проектов, которые вышли в финал: теперь за победу будут бороться доработанные концепции конкурсантов. При выборе финалистов городские власти оставили за бортом несколько необычных проектов. Среди проигравших — известные архитекторы и бюро. Редакция «РБК-Недвижимости» собрала шесть проектов интерьерных решений станций «Терехово» и «Нижние Мневники», которые так и останутся нереализованными.
Сложное измерение мечты
Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.