Следуй за белым кроликом

Эксперимент с обновлением фестиваля Зодчество путём его переноса на Трёхгорную мануфактуру, пожалуй, надо признать удачным.

mainImg
Хожу тут и чувствую себя как в Шэньчжэне, – сказал мне вчера на Трёхгорке один из кураторов Зодчества-2016 Андрей Асадов. Действительно, эксперимент с переносом опыта шанхайской биеннале, проводимой на территориях полузаброшенных промзон с целью привлечь к ним внимание и тем самым ускорить их реконструкцию и направить ее в нужное русло, похоже, удался в Москве. Всероссийский фестиваль Зодчество, который за последние двадцать лет критиковали многие, но никто не мог всерьёз реформировать, изменился содержательно и что важнее – эмоционально. Ходить по его залам увлекательно и любопытно. Так и вспоминается популярный сейчас китайский иероглиф «кризис», состоящий из опасности и возможности – в данном случае кризис хоть и затянулся, но помог. Фестиваль, традиционно проходивший в помпезном Манеже, затем вытесненный в – не менее, впрочем, пафосный – Гостиный двор, в этом году, стараниями братьев Асадовых, проходит в Трёхгорной мануфактуре, которая уже освоена креативными офисами, но планирует серьёзную реконструкцию по проекту Наринэ Тютчевой, чей проект достаточно масштабен, но умещён в рамки регенерации и признан самим Архнадзором. Раньше Трёхгорка не проводила в своих стенах масштабных культурных мероприятий, но в этом году в августе пригласила биеннале современного искусства, затем, по её следам – Зодчество.
Фестиваль Зодчество, 5 корпус, 2 этаж. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фестиваль Зодчество, 5 корпус со стороны Рочдельской улицы. Фотография © Юлия Тарабарина
Арка Алексея Комова рядом с 5 корпусом. Фотография © Юлия Тарабарина
Стрелка фестиваля на асфальте. Фотография © Юлия Тарабарина

Входя на территорию Трёхгорки с Рочдельской улицы, замечаешь под ногами нарисованный на асфальте ряд логотипов Зодчества, превращённых в навигационные стрелочки – идея Никиты Асадова. Следуя по стрелкам, несложно найти оба корпуса основных площадок. Хотя мне больше понравилось в пятом, вначале надо идти в корпус 24 – там при входе вас встретят и вручат брошюру со списком мероприятий – а их больше двухсот и проходят они одновременно в конференц-залах и зальчиках, устроенных внутри корпусов во множестве. На Зодчестве и раньше были встречи и презентации, но теперь деловая программа превратила его в подобие МУФа, хотя может быть, не столь солидного, что к лучшему, – отсюда можно не выходить днями, перемещаясь из одного конференц-закутка в другой.

Кроме того, в 24 корпусе тепло и есть гардероб. Здесь расположилась официальная часть Зодчества, здесь же его главная площадка – «Форум». Здесь собраны стенды областей и компаний. Вначале нас встречают Москва, полностью представленная рассказом о реконструкции ЗИЛа, и Московская область, превратившая свое представительство в небольшой амфитеатр в масштабе античного геронтикона или булевтерия.
Стенд Москвы. ЗИЛ. Фотография © Юлия Тарабарина
Стенд Московской области. Фотография © Юлия Тарабарина
Стенд Московской области. Фотография © Юлия Тарабарина

В том же корпусе – от входа слева – выставлены стенды построек, претендующих на Золотые дипломы фестиваля и на Хрустального Дедала. Их восемь:
  • музей-заповедник «Куликово поле» Сергея Гнедовского,
  • ЖК «Смольный парк» бюро Земцова и Кондиайна,
  • МФК «Хорошо!» на Полежаевской IQ Studio, некоторое время назад выигравший конкурс архсовета и теперь построенный,
  • реставрация ж/д вокзала Рыбинск пассажирский ОАО «Костромапроект»,
  • Рассвет*Loft Studio» бюро ДНКаг,
  • Усадьба_Ostrov бюро План_Б,
  • Томский музей науки и техники Никиты Явейна,
  • и дома для молодых семей Максима Любецкого.
Выставка претендентов на «Дедала». МФК на Полежаевской, IQ Studio. Фотография © Юлия Тарабарина

Помимо выставки претендентов в тёплом павильоне чередуются стенды областей, производителей и архитектурных бюро. МАО показывает ироничный проект обстройки Казанского собора Воронихина Парламентским центром. Краснодарская мастерская Юрия Щербинина – варианты застройки города крупными зданиями разной степени современности вместо бывших станичных домиков, пока ещё создающих между исторической и модернистской частью города деревенский пояс, чудесный, но знаменитый пробками. Юг России, надо сказать, представлен обильно: на стенде Воронежа показаны проекты участников собственного областного «Зодчества VRN». Его премии выдают в декабре. Стенд Екатеринбурга с «лучшими практиками 2015-2016» существует в двух версиях: выставки и каталога, напечатанного издательством Tatlin Эдуарда Кубенского специально для экспозиции фестиваля. Екатеринбург с башней «Исеть» Вернера Зобека, инженера и архитектора – где климатом можно управлять с мобильного телефона, Ельцин-центром Бориса Бернаскони – с множеством световых картин на медиа-фасадах, ещё не вполне достроенной башней «Русской медной компании» и центром Эрмитаж-Урал в сопровождении множества текстов Екатеринбург предстаёт очень динамичным городом. Впрочем, для московской экспозиции ЗИЛа тоже издан каталог, его авторы Анатолий Белов и Арина Левицкая – похоже книги-выставки становятся хорошим тоном.
Стенд Екатеринбурга. Фотография © Юлия Тарабарина
Жилой район на 140 000 жителей в районе аэропорта Ростова-на-Дону. Антони Бешу. Фотография © Юлия Тарабарина
Стенд МАО. Фотография © Юлия Тарабарина

Пятый корпус – холодный и романтичный. Можно сказать, молодёжный, если бы многим кураторам не было за сорок. Но здесь много студенческих работ, результатов воркшопов и летних школ. Кураторские экспозиции, о замысле многих из которых мы рассказывали в течение последних полутора месяцев, разместились на трёх этажах. Очень полезны предложенные кураторами схемы каждого этажа: многие их фотографируют, хотя схемы есть на сайте фестиваля и у нас – тут. Схемы нужны ещё и потому, что подписать единообразно все экспозиции не получилось – всё менялось, насколько мне удалось понять, до последнего момента – и поэтому подчас непросто разобраться, что к чему и кто что показывает. В чём можно усмотреть и плюс: по залам интересно бродить просто так, не разбирая дороги. Лучше всего в романтический настрой включилась выставка автора реконструкции Трёхгорки Наринэ Тютчевой – на первом этаже, вход справа. Из бывших заводских закоулков получился отличный лабиринт, где все дверные проемы проломаны, а часть круглых отверстий, оставшиеся от труб разного диаметра, превращают пространство в подобие швейцарского сыра. Здесь, в темноте, выставлен светящийся макет реконструкции, а идя дальше можно обнаружить несколько бархатных советских флагов и портрет Дзержинского... На входе-выходе встречает ситцевый гипостиль с историей производства на стенах.
История ситца. Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина
История ситца. Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина
Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина
Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина
Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина
Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина
Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина
Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина
Экспозиция Наринэ Тютчевой. Фотография © Юлия Тарабарина

Второй обаятельнейший зал, с зеркальными стенами – зеркала достались от биеннале совриска – отдан каталогу смотра-конкурса, и надо сказать, что проектам, показанным здесь, очень повезло, их очень комфортно смотреть, передвигаясь между рядами «бельевой» развески планшетов. Зеркала создают, как им положено, эффект бесконечности светлого пространства, и потом, поднимаясь на третий этаж, за осью выставки Оскара Мамлеева тоже угадываешь зеркало, ищешь пространственный обман, которого там нет.
Зеркальный зал с выставкой смотра-конкурса «Зодчества». Фотография © Юлия Тарабарина
Зеркальный зал с выставкой смотра-конкурса «Зодчества». Фотография © Юлия Тарабарина
Зодчество, 5 корпус, 3 этаж. Экспозиция Оскара Мамлеева. Фотография © Юлия Тарабарина
Зодчество, 5 корпус, 3 этаж. Экспозиция Оскара Мамлеева. Фотография © Юлия Тарабарина
Зодчество, 5 корпус, 3 этаж. Фотография © Юлия Тарабарина
Зодчество, 5 корпус, 2 этаж. Экспозиция Алексея Комова и Союза архитекторов Крыма. Фотография © Юлия Тарабарина
Зодчество, 5 корпус, 2 этаж. Экспозиция Wowhaus, проект «Белые слоны». Фотография © Юлия Тарабарина
Зодчество, 5 корпус, 2 этаж. Экспозиция Оскара Мамлеева. Фотография © Юлия Тарабарина
Зодчество, 5 корпус, 2 этаж. Работы студентов Института бизнеса и дизайна. Фотография © Юлия Тарабарина

Словом, выставка удалась. И движуха мероприятий, такая же бесконечная, как отражения в зеркалах, и разнообразие некоммерческих проектов, которые теперь заняли втрое больше места, пусть и необогреваемого, чем коммерческие – всё делает фестиваль симпатичным. Андрей Асадов планирует и дальше проводить Зодчество в промзонах, расширяя круг. Новый формат позволил проводить фестиваль не 2-3 дня, а целую неделю, до 20 октября включительно. 
Работы студентов Института бизнеса и дизайна. 5 корпус. Фотография © Юлия Тарабарина
Работы студентов Института бизнеса и дизайна. 5 корпус. Фотография © Юлия Тарабарина
Работы студентов Института бизнеса и дизайна. 5 корпус. Фотография © Юлия Тарабарина
Работы студентов Института бизнеса и дизайна. 5 корпус. Фотография © Юлия Тарабарина
Работы студентов Института бизнеса и дизайна. 5 корпус. Фотография © Юлия Тарабарина
Работы студентов Института бизнеса и дизайна. 5 корпус. Фотография © Юлия Тарабарина

16 Октября 2016

Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Входы для Трёхгорки
Публикуем результаты воркшопа, проведенного архитектурным бюро «Рождественка» совместно с «Трёхгорной мануфактурой» на фестивале Зодчество 2016 и посвящённого разработке входных групп будущего кластера.
Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.