Архсовет Москвы–44

На Красной площади будет построен музей, а на месте бывшего завода им. Казакова появится новый жилой район – Архитектурный совет утвердил оба представленных на рассмотрение проекта.

mainImg
Музейный комплекс Московского Кремля на Красной площади
Музейно-выставочный комплекс под размещение экспозиции Московского Кремля на Красной площади. Проектная организация: «Проект Меганом» и Nowadays

Проект музейно-выставочного комплекса совету представил один из его авторов, руководитель мастерской «Проект Меганом» Юрий Григорян. Он рассказал, что концепция нового музея создавалась в сотрудничестве с бюро Nowadays, а за основу были взяты предложения «Моспроекта-2», разработавшего предыдущую её версию, по которой сегодня уже реализована подземная часть с автопарковкой.

Новый музей, который вместит экспозицию Московского Кремля, планируется построить на Красной площади, на месте четырех снесенных зданий торговых рядов. Современный объем будет располагаться точно по контуру утраченных корпусов. Таким образом, сохраняется память места. Помимо нового объема, под музейное пространство определены расположенные по периметру участка исторические здания, построенные в 1893 архитектором Р.М. Клейном. Сегодня они признаны памятником архитектуры. С одной стороны протяженный исторический фасад выходит непосредственно на Красную площадь, с трех других формирует непрерывный фронт улиц Ильинка, Варварка и Хрустального переулка. Новый четырехэтажный объем оказывается внутри замкнутого двора: он отделен от бывших торговых рядов достаточно узким проездом.
Музейно-выставочный комплекс под размещение экспозиции Московского Кремля на Красной площади. Проектная организация: «Проект Меганом» и Nowadays

Юрий Григорян пояснил, что данный проект рассматривался авторами в первую очередь как интерьерный. Ведь, учитывая местоположение будущего музея, снаружи его видно быть практически не должно. При этом фасады самого внутреннего корпуса представлены в виде крупной решетки окон. Максимальное остекление обеспечивает вид изнутри наружу, и наоборот. На первом этаже в стеклянных витринах и нишах фасадов руководство музея планирует разместить выставочные экспонаты.

Еще одна интересная особенность нового здания – верхний свет. Частично эксплуатируемая кровля меняется от плоской с крупными световыми фонарями к скатной. Под светлым сводом с перфорацией и 16-метровыми пролетами удобно располагаются реставрационные мастерские. А сам свод станет, по словам Григоряна, метафорой торговой палаты.
Музейно-выставочный комплекс под размещение экспозиции Московского Кремля на Красной площади. Проектная организация: «Проект Меганом» и Nowadays. Заказчик: «Управление по эксплуатации зданий высших органов власти» Управделами Президента РФ

С историческим корпусом новое здание связано посредством подземных переходов и надземных стеклянных галерей, позволяющих создать единый экспозиционный этаж. Главное отличие от предыдущей, моспроектовской концепции – устройство центрального входа со стороны Красной площади через арку, откуда посетители попадают сразу на первый этаж музея. Такое решение должно сделать музейное пространство более доступным и посещаемым. Ранее вход предлагалось осуществлять со стороны ГУМа, что было не слишком удобно.

Помимо обширной общественной программы, первый этаж вмещает большой двусветный холл со скульптурной винтовой лестницей, ведущей на второй уровень, где располагается основной зал постоянной экспозиции. Концепция экспозиции пока находится в процессе разработки. Ее автором стал архитектор Микеле де Лукки. По словам Юрия Григоряна, новый музей, объединив площади исторических построек и современного здания, станет одним из самых крупных музеев в мире. Общая его площадь составит более 17 тысяч м².
Музейно-выставочный комплекс под размещение экспозиции Московского Кремля на Красной площади. Проектная организация: «Проект Меганом» и Nowadays
Музейно-выставочный комплекс под размещение экспозиции Московского Кремля на Красной площади. Проектная организация: «Проект Меганом» и Nowadays

Членам совета представленный проект понравился. Сергей Чобан активно поддержал работу, отметив множество остроумных находок: глубину фасадов современного здания, благодаря чему визуально расширяется и улица; перспективность создания «двойного» фасада» – в виде решетки спереди и аркады сзади; идею устройства вдоль прогулочного променада временной экспозиции, из-за чего уличное пространство становится продолжением музейного и наполняется новым смыслом.

У Евгения Асса и Сергея Кузнецова, напротив, к статусу внутренней улицы возникли вопросы. Закольцованная и бесконечная, она показалась им слишком безжизненной и монотонной. С предложением оживить дворовые фасады выступил Александр Кудрявцев. Он напомнил, что снесенные корпуса имели очень активные фасады. Однако, поскольку здания долгое время принадлежали Министерству обороны, удивительное интерьерное пространство двора было скрыто от глаз горожан. Сегодня появляется возможность вернуть променаду ощущение интерьера города с курдонёрами и зонами отдыха. Юрий Григорян объяснил, что в целях оживления улицы был придуман фасад с нишами, в которых под открытым небом будут выставлены музейные экспонаты. В результате улица станет тоже своего рода выставочной галереей. По внешнему контуру, в первых этажах исторического здания появятся детский центр, кафе, рестораны и магазины. Последние предполагается сделать проходными, чтобы обеспечить свободный доступ во внутренний двор. Григорян выразил надежду, что внутреннее пространство получится максимально открытым городу: кроме центрального входа, появится несколько дополнительных сквозных проходов, позволяющих попасть внутрь с разных сторон.
Музейно-выставочный комплекс под размещение экспозиции Московского Кремля на Красной площади. Проектная организация: «Проект Меганом» и Nowadays

Такое решение поддержал Владимир Плоткин. По его мнению, Красная площадь – это и без того чрезмерно насыщенное видами активности крайне людное место. Поэтому нет необходимости устраивать магазины и кафе еще и во внутреннем дворе музея. Созданное тихое и умиротворенное пространство ценно своей уединенностью – уверен Плоткин.
Музейно-выставочный комплекс под размещение экспозиции Московского Кремля на Красной площади. Проектная организация: «Проект Меганом» и Nowadays. Заказчик: «Управление по эксплуатации зданий высших органов власти» Управделами Президента РФ

Присутствовавший на заседании представитель движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин, отметив, что он приветствует создание музейной функции, напомнил собравшимся, что все пятно застройки располагается в охранной зоне объекта культурного наследия. В этой связи на участке новое строительство возможно только в режиме регенерации. Это предполагает воссоздание утраченных корпусов. Для возведения же единого объема потребуется изменение статуса проекта.
Музейно-выставочный комплекс под размещение экспозиции Московского Кремля на Красной площади. Проектная организация: «Проект Меганом» и Nowadays. Заказчик: «Управление по эксплуатации зданий высших органов власти» Управделами Президента РФ

Юрий Григорян объяснил, что четыре отдельно стоящих корпуса с мелко нарезанной внутренней планировкой в случае воссоздания оказались бы совершенно не пригодны для музейного использования. Именно поэтому проектировщики сделали выбор в пользу одного удобного и большого объема. «Формально можно было воссоздать снесенные корпуса, – рассказал Григорян. – Но, как нам кажется, формализм здесь неуместен. Мы не занимаемся имитацией. Удобное музейное пространство оказалось для нас в приоритете».

Присутствующие с доводами архитектора согласились, проект был единодушно поддержан.

Многофункциональный жилой комплекс на Кутузовском проспекте
zooming
Многофункциональный жилой комплекс на Кутузовском проспекте. Проектная организация: Kengo Kuma & Associates. Заказчик: «Первый Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова»

Проект нового жилого комплекса разработан японским бюро Kengo Kuma & Associates. Кенго Кума лично приехал в Москву, чтобы представить свою концепцию Архитектурному совету. Он рассказал, что его основной целью было соединение города и природы, создание связи между Кутузовским проспектом, окружающей застройкой и Москвой-рекой.

Большой и протяженный участок в настоящее время занимает территория приборостроительного завода им. В.А. Казакова. Площадка ограничена улицами 1812 года и Кульнева, а также Кутузовским проездом. С одной стороны она имеет выход к набережной реки, с противоположной – примыкает к Кутузовскому проспекту. Недалеко от места предполагаемого строительства располагается комплекс Москва-Сити, чуть дальше – Поклонная гора. Эти исходные данные послужили отправной точкой для создания проекта, предусматривающего разнообразную функциональную программу: помимо жилья, это школа, детский сад, офисные помещения, магазины и выставочные галереи.
zooming
Многофункциональный жилой комплекс на Кутузовском проспекте. Проектная организация: Kengo Kuma & Associates. Заказчик: «Первый Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова»

«Мы попытались совместить вертикали Сити и горизонтали застройки Кутузовского проспекта, – рассказал Кенго Кума. – В итоге получилась органичная цепочка зданий – переходное звено от среднеэтажного проспекта к высоткам Москва-Сити». Комплекс формируют прямоугольные в плане башни различной высоты, но одинаковые по площади этажа (18х12 м). Они состыкованы друг с другом по трое с заметным смещением. На три связанных между собой башни приходится один лифтовой узел. Таким образом, группы башен представляют собой самодостаточный модуль. Поворот башен обеспечивает должную инсоляцию квартир. Из модулей можно сформировать любую градостроительную модель.

В данном случае архитекторы предложили расположить башни по плавной траектории, закольцованной вокруг внутреннего двора. Двор, вытянувшийся от проспекта в сторону реки, превращен в парковое пространство. Его пронизывает сквозной бульвар, ведущий к набережной: вдоль него организованы художественные галереи, зоны отдыха, спортивные и игровые площадки. Еще одно небольшое парковое пространство, предназначенное для жильцов, спрятано под землей рядом с паркингом.
zooming
Многофункциональный жилой комплекс на Кутузовском проспекте. Проектная организация: Kengo Kuma & Associates. Заказчик: «Первый Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова»

Фасады зданий предлагается облицевать панелями из анодированного алюминия, причем глухие металлические поверхности чередуются со стеклянными полосами. И стекло, и алюминий способны отражать свет, рождать интересную игру теней и, в зависимости от погоды и времени суток, менять облик зданий. Кроме того, такие материалы скрадывают истинный масштаб зданий.

Строительство, учитывая габариты комплекса, предлагается разбить на несколько этапов, продвигаясь от проспекта к реке.
zooming
Многофункциональный жилой комплекс на Кутузовском проспекте. Проектная организация: Kengo Kuma & Associates. Заказчик: «Первый Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова»
Многофункциональный жилой комплекс на Кутузовском проспекте. Проектная организация: Kengo Kuma & Associates. Заказчик: «Первый Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова»

После подробной презентации члены совета долго не могли поверить, что строительство столь масштабного и необычного комплекса возможно на территории Москвы. Первым делом они обратились к представителям инвестора, который подтвердил намерение и возможность реализовать проект в представленном виде. Только после этого члены совета взялись всерьез обсуждать увиденное. Юрий Григорян поддержал и приветствовал проект мастера – Кенго Кума. По мнению Григоряна, в Москве пришло время для реализации таких проектов. Ему понравилась авангардная концепция смешения частного и публичного пространств. Придуманный проектировщиками двор-парк, по его словам, мог бы стать новым и уникальным в своем роде общественным местом. Единственное, что вызвало опасения – это способность и желание заказчика реализовать проект без изменений, не превратив двор в очередной анклав и сохранив прекрасную архитектурную идею.

Евгений Асс посчитал происходящее «ситуацией вызова и выбора». «Градостроительство зданий с привычными и знакомыми нам элементами в этом проекте заменяется суперструктурой, – прокомментировал Асс. – Это иной масштаб, который может напугать. Но проект выполнен с таким мастерством, что это снижает градус опасений и делает возможным появление нового градостроительного качества».
Многофункциональный жилой комплекс на Кутузовском проспекте. Проектная организация: Kengo Kuma & Associates. Заказчик: «Первый Московский приборостроительный завод им. В.А. Казакова»

В целом проект был встречен одобрительно. Владимир Плоткин, поддержав концепцию, обратил внимание, что авторам придется каким-то образом решать вопросы инсоляции: сейчас они не решены. Юрий Григорян обратил внимание на планировки, где спальни выглядят слишком узкими. Александр Кудрявцев задумался над силуэтом комплекса. А Сергей Кузнецов усомнился в целесообразности одноцветности всех зданий. В климатических условиях Москвы, где очень мало солнечных дней, большую часть года башни будут просто серыми, предположил Кузнецов. Однако Кенго Кума уверил, что такие материалы уже были опробованы его мастерской и действительно дают максимальное количество света и ощущение легкости. Что же касается других замечаний, то модульная структура позволяет легко устранить все недочеты. В итоге, проект решено было одобрить.

28 Ноября 2016

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.