На зеленом перекрестке

Начавшись с проектирования жилого квартала первой очереди, работа ATRIUM в ЖК «Символ» на территории бывшего завода «Серп и молот» переросла в обширный комплекс задач. Фактически Вера Бутко и Антон Надточий создали целый город в городе: со школой, детским садом, живописным мостом и парком.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
Россия, Москва, ул. Золотрожский Вал, вл. 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Д. Зражевский, Р. Кузьмин, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, А. Сорокин, А. Шапиро, О. Романова, Н. Филатов, Е. Кутай, А. Хакимуллин, И. Жуков, В. Тополев, Н. Кучинский, А. Сеченов, В. Гаранин

2011 — 2016 / 2017 — 2019

Заказчик: Донстрой
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
Россия, Москва, г. Москва, ул. Золоторожский вал, 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, А. Сорокин, А. Шапиро

2016 — 2017
Завод «Серп и молот» – вторая по величине после ЗИЛа московская промзона, которая сейчас трансформируется в полнокровное пространство для жизни, работы и отдыха. На концепцию градостроительного преобразования масштабной, свыше 60 га, территории в районе Лефортово был проведен большой международный конкурс. Пять консорциумов, вышедших в финал, должны были придумать, как соединить с городской тканью прежде изолированную большую треугольную территорию между шоссе Энтузиастов, Золоторожским валом и проездом Завода «Серп и молот» и структурировать многофункциональную программу предполагаемой застройки в соответствии с принципами «нового урбанизма». По рейтингу жюри лидировало нидерландское бюро MVRDV, но заказчик – девелоперская компания «Донстрой» – имел право подписать договор с любым из финалистов и пришел к соглашению с английской командой LDA Design, занявшей третье место.

LDA Design по специализации ландшафтные архитекторы. Неудивительно, что в первоначальном конкурсном варианте они превратили всю территорию бывшего металлургического завода в сплошной общественный парк. А посреди зелени живописно разбросали здания обобщенных бионических форм, выделив основные функциональные кластеры высотными пиками. При доработке эту версию утопичного «города-сада» значительно отредактировали: были чётче обозначены приватные и публичные пространства, прорисованы кварталы с выделенными дворами, а от башен-пиков и вовсе отказались.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM
Многофункциональный комплекс «Символ» (очередь 1б). Ситуационный план в контексте городского окружения © ATRIUM
Ситуационный план (существующее положение). Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM

Однако идея щедрого озеленения территории сохранилась: с запада на восток участок пересекает «зелёная река» – просторный бульвар протяженностью 2 км, на живописный «берег» которого выходит большинство кварталов и общественных пространств комплекса. В архитектурном дизайн-коде, детализированном UHA London, сохранилась футуристическая криволинейность объемов. В «легенде» авторов мастер-плана она служит, кроме всего прочего, отсылкой к истории места – благодаря ассоциациям с литьём металла. Чтобы комплекс не выглядел садом гигантских одинаковых кварталов, проектирование его частей решили разделить между несколькими архитектурными компаниями (в проектировании второй очереди также участвуют бюро UNKProject, WALL и АБТБ).
Ситуационный план. Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM

В портфолио бюро ATRIUM, известного своим пространственным подходом и радикальным формообразованием, заказчик увидел стилистику, созвучную поискам англичан и пригласил их на «первую очередь». Начав с жилого квартала из пяти корпусов, архитекторы ATRIUM уже на этом этапе заложили базовые ценности и ориентиры для комплексного проекта, априори рассматривая формальное техзадание как возможность создать единую комплексную среду, как новый городской квартал для жизни, нуждающийся в продуманности со всех сторон, – от градостроительных решений и ландшафта до архитектуры зданий и интерьеров.

На участке площадью 6 гектаров в центре восточной части треугольника «Серпа и молота» в мастер-плане было прописано расположение домов по двум сторонам главного бульвара, а также их типы и переменная этажность: два высотных, 21-27 этажей, и три средней этажности – 5-17. При этом конфигурацию и компоновку секций разной высоты в ATRIUM существенно перерисовали и переориентировали корпуса так, чтобы добиться более выразительных ракурсов и силуэтов с разных точек города и комплекса. Три здания получились П-образными, асимметричными в плане (стороны буквы «П» у корпусов имеют разную длину). Ещё два поворачивают под разными углами, подобно секциям конструктора-змейки.
zooming
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM

Исходные данные не позволяли сочинить сложное взаимодействие объёмных структур, которое любит ATRIUM. Однако архитекторам всё же удалось развернуть в квартале визуально-пространственный ребус, захватывающий взгляд, – за счет пластики секций со скругленными углами и графичного решения фасадов. Важным критерием выбора отделочных материалов было не только качество, соответствующее бизнес-классу жилья, но и способность следовать обтекаемым формам – с чем неплохо справляются алюминиевые композитные панели и мелкоразмерные элементы из декоративного бетона. Оттенки смесей последних тщательно подобраны для того, чтобы обогатить восприятие и создать контрастность текстур.

В результате белые и серые «ленты», опоясывающие все здания по диагонали и «переползающие» с одного уровня на другой, выразительно подчёркивают горизонтальное развитие среднеэтажных корпусов. Эти пояса «стягивают» длинные, состоящие из нескольких элементов массивы в единое целое – и одновременно придают композиции динамику. В секциях высотных зданий отделка, напротив, усиливает вертикальный вектор. Тёмные и светлые «сетки» облицовки и остекления смыкаются и чередуются. Такой многослойный дизайн поверхностей заставляет отказаться от плоскостного прочтения фасадов. Объемы воспринимаются как скульптуры, рассчитанные на круговой обход. Этому же способствуют и плавно скругленные углы.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Вид с птичьего полета. Проект, 2016
© ATRIUM
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM

Эффектная криволинейность, которую следовало развить согласно дизайн-коду, оказалась непростым условием с точки зрения предписанной квартирографии. Наряду с панорамными пентхаусами, откуда открываются захватывающие виды, в том числе и на Кремль, в этих корпусах много стандартных квартир и малогабаритных студий, отвечающих запросам рынка. На их планировку в нестандартной геометрии ушло немало времени, притом что на разработку концепции, стадии П и экспертизу у мастерской было всего 4 месяца. Тем не менее, во всех квартирах удалось сделать крупноформатные окна. Нижние этажи, как и положено для передовой квартальной застройки, преимущественно отданы ритейлу и социальной инфраструктуре. Для интерьеров холлов архитекторы ATRIUM предложили органичный, построенный на плавных линиях дизайн.
zooming
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). План жилого этажа. Корпус №29
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). План жилого этажа. Корпус №33
© ATRIUM

В каждом корпусе предусмотрен сквозной центральный вход со стороны внешних улиц. Предполагается, что через него жители смогут пройти во двор, а оттуда – попасть в подъезды, что повышает уровень безопасности. Дворы всех домов имеют выход на главный бульвар, но отделены от него перепадом уровня рельефа. Согласно общей концепции застройки придомовые территории свободны от машин – для них строится вместительный подземный паркинг.
zooming
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). План 1 этажа. Корпус №33
© ATRIUM

Разделенную «зелёной рекой» территорию пяти корпусов соединяет внутриквартальный проезд. Рельеф с перепадом уровней изначально предполагал строительство транспортно-пешеходного моста с подпорными стенками, под который «подныривает» бульвар, – можно даже сказать, что такой мост стал ключевым элементом всей дорожной инфраструктуры комплекса. ATRIUM предложили для этой роли свой вариант весьма оригинального сооружения, разработанного совместно с «Творческой мастерской Братьев Гараниных».

Для того, чтобы естественным образом интегрировать в озелененный бульвар «нависающую» над ним железобетонную конструкцию, архитекторы придумали необычные опоры в форме перевернутых усеченных конусов. Одиннадцать конусов одновременно служат кадками для высадки рябин. Прорастая между транспортным и пешеходным пролетами моста, деревья образуют аллею, и «зелёной реке» не приходится прерываться. Габариты «кадок» обсуждались с дендрологами, был выбран размер, оптимальный с точки зрения нужного объема почвы. На уровне бульвара по массивным опорам планируется пустить вьющиеся растения, чтобы мост еще больше «врос» в парк.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016 Мастерская братьев Гараниных
© ATRIUM

Транспортный пролёт моста – прямой, поскольку жёсткие регламенты «Гормоста» не располагали к играм с конфигурацией, и состоит из двух полос встречного движения, включающих велосипедную дорожку. Зато пешеходная дорожка, отделенная от проезжей части, но идущая рядом с проездом – живописная, извилистая. Её изгибам следует длинная скамья – дополнительная зона отдыха, являющаяся также своеобразной смотровой площадкой. Таким образом, за счёт архитектуры моста создаются дополнительные общественные пространства – как на нижнем уровне бульвара, под мостом, так и в верхнем уровне улицы. На оба уровня выходят магазины и кафе, размещённые на первых этажах и стилобатах жилых домов. Образуется полноценная площадь – общественный центр района.

С прорисовки концепции пересечения двух зелёных тем – бульвара с густой растительностью и рябиновой аллеи вдоль моста, – началась работа над общим дизайном ландшафта всей территории комплекса. В итоге пространство бывшего завода превратится в новый городской оазис и станет продолжением озелененных общественных зон вдоль Яузы и парка Лефортово. Парковым территориям в новом комплексе отведено 40% от общей площади застройки (более 29 га): благодаря этому «Символ» недавно возглавил рейтинг самых зелёных столичных ЖК по версии аналитиков премии Urban Awards.

В основу визуального кода ландшафта легли плавные линии фасадов и графичность логотипа ЖК «Символ». Если структура парка строится на системе сходящихся и расходящихся, как неравномерно растянутая рыбацкая сеть, дорожек, то улицы комплекса объединены узором из пересекающихся окружностей, как рябью от дождя: эта свободная и адаптивная структура полностью уничтожает остатки визуально-прямолинейных участков улиц.

Уличные зоны собираются из круглых модулей нескольких типов, включающих малые архитектурные формы, и «закодированы» цветом мощения: в черную (для автомобилей), серую или бежевую брусчатку на транзитных путях вплетаются кирпично-красные (входы в дома) или оранжево-желтые полукружия (входы в кафе и супермаркеты). В центре каждого «круга» – фонарь или дерево. Там же, где улицы и парк пересекаются, создаются ключевые общественные площади.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Схемы общественных зон. Проект, 2016
© ATRIUM

Плавные перетекающие линии дорожек парка связывают всю территорию воедино; между ними, как острова в дельте реки, образуются функциональные пространства. В парке предусмотрены места для отдыха на любой вкус: спортивные и детские площадки, игровые зоны, летние кафе, собачья площадка. Зимой здесь можно будет проложить лыжную тропу, разместить каток и очаги с открытым огнем, устроить выставку ледяных скульптур или конкурс снеговиков. Основных зон у зеленого бульвара четыре: тот самый мост, детский парк, площадь, выставочный парк и входная зона в парк.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016
© ATRIUM

Мост оказался подходящим местом для разнообразного отдыха в любую погоду: под ним можно устроить лекторий, трансформируемый с помощью опускающегося экрана в летний кинотеатр. На конструкции моста так и хочется подвесить качели и гамаки. По соседству, продлив естественную «крышу» моста навесами по бокам, было бы логично устроить террасы кафе и зоны для настольных игр, – считают авторы проекта.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016 Мастерская братьев Гараниных
© ATRIUM

Для детского парка характерны природные материалы, визуально и тактильно разнообразная геопластика, игровые зоны для разных возрастов, развивающие аттракционы и, как один из главных ориентиров в парке, – высокая горка. Выставочный парк – место для выставок на открытом воздухе. 

Но главная площадь организована перед парадным входом в школу, которую тоже спроектировали архитекторы ATRIUM. Именно на ней планируется устраивать все районные и школьные мероприятия и праздники. С учётом многолетнего опыта создания абсолютно нетиповых образовательных и дошкольных учреждений, которым обладают архитекторы – Вера Бутко и Антон Надточий разрабатывали эту тему еще тогда, когда в России о ней толком никто не задумывался, – школа в «Символе» получилась под стать всему комплексу: креативной и ультрасовременной.

Концептуально здание, сверху похожее на диковинный цветок или птицу с лишней парой крыльев, – настоящий «городок в табакерке»: со своими улицами, площадями и парками, которые визуально связаны с окружающим ландшафтом. Представляя собой внешне единый комплекс, оно состоит из нескольких автономных блоков: детский сад (на 330 детей), начальная школа, старшая и средняя школа (всего 1225 учеников), библиотека, актовый зал, спортивный зал. Между ними образуются три двора – как раз для детей разных возрастов. И прямо с земли по пандусу можно подняться на эксплуатируемую часть кровли.

Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
© ATRIUM

Объёмы-крылья, направленные в разные стороны, наслаиваются друг на друга, сцепляются в неожиданных ракурсах, захватывают экстерьер, размывают границы внешнего и внутреннего... Здесь, наконец, архитекторам ATRIUM удалось реализовать свой любимый творческий метод – взаимопроникновение сложных структур во весь рост четырехэтажного здания. Как следствие этих взаимодействий и «тектонических сдвигов» – система координат смещается, коридоры из прямых транзитных путей трансформируются в многофункциональные общественные пространства, а кульминация – центральный атриум-холл. Сюда ведут все дороги и активности, лестница-амфитеатр – неизменное место встреч. Это универсальная точка схода в архитектурно-объемном и социально-функциональном смысле.
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
© ATRIUM
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
© ATRIUM

Главным входом и прозрачным вестибюлем школа обращена к центральному бульвару, окнами-витринами раскрываются на него и два верхних консольных «луча». Сюда ориентированы функции, которыми смогут пользоваться все жители района – библиотека, спортивный и зрительный залы. Библиотека-медиатека задумывается как полноценный районный клуб, где будет удобно проводить кинопоказы, лекции, встречи литературных кружков. Площадь перед ней – продолжение выставочной зоны парка: в хорошую погоду все ее активности могут переместится на открытый воздух. Да и занятия с детьми можно проводить на улице: в школьных дворах для этого есть все необходимое.

Многочастная композиция школы «собрана» достаточно лаконичным фасадным решением. Большая площадь поверхностей облицована антрацитовыми панелями из фиброцемента. Впрочем, благодаря масштабному остеклению и вставкам из других материалов – например, панелей из «теплой» керамики – школьное здание смотрится очень дружелюбно и жизнеутверждающе. Особенно в паре с более простым в плане детским садом в переливчатой золотисто-розовой оболочке «хамелеон» – и особенно сверху: на крыше школы архитекторы предложили использовать мембрану двух цветов и украсить ее изображениями птиц, отсылающими к логотипу комплекса.
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
© ATRIUM

«Имея дело с высотными домами, мы осознали, насколько важна проекция сверху. Обычно «птичка» – это абстрактный вид, но жители «Символа» в самом деле каждый день будут видеть рисунок ландшафта и крыш малоэтажных объектов», – говорит Вера Бутко, сооснователь и соруководитель мастерской ATRIUM. Тот же подход – внимание к виду с высоких последних этажей – использовался в отношении всех без исключения элементов комплекса. Он словно бы получил дополнительное, четвертое измерение.

Хотя, если приглядеться, в этом проекте измерений гораздо больше. Потому что речь не просто о выразительных формах и объемах, а о формировании жилой среды, насыщенной и разнообразной, с любовно придуманными и продуманными сценариями и перспективами. То, над чем архитекторы долго размышляли в проектах предыдущих лет, будь то так и оставшийся на бумаге «Серебряный фонтан» или жилой квартал в Сколково (который, быть может, еще построят), наконец начало воплощаться в жизнь. И первые результаты можно будет увидеть совсем скоро – строительство квартала очереди «1Б» планируется завершить в 2018 году.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Фотография корпусов в процессе строительства, 2017. Проект, 2016
© ATRIUM
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Фотография корпусов в процессе строительства, 2017. Проект, 2016
© ATRIUM

Поставщики, технологии

Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
Россия, Москва, ул. Золотрожский Вал, вл. 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Д. Зражевский, Р. Кузьмин, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, А. Сорокин, А. Шапиро, О. Романова, Н. Филатов, Е. Кутай, А. Хакимуллин, И. Жуков, В. Тополев, Н. Кучинский, А. Сеченов, В. Гаранин

2011 — 2016 / 2017 — 2019

Заказчик: Донстрой
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
Россия, Москва, г. Москва, ул. Золоторожский вал, 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, А. Сорокин, А. Шапиро

2016 — 2017

11 Мая 2017

ATRIUM: другие проекты
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Похожие статьи
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.