Зодчество опять в Гостином

Открылась экспозиция юбилейного 25 фестиваля «Зодчество».

mainImg
Юбилей стал важной интригой – именно из-за него фестиваль, в прошлом году перемещенный кураторами Андреем и Никитой Асадовыми в реконструированное еще не вполне, и оттого пыльное, но романтичное пространство Трехгорной мануфактуры, вновь переехал в Гостиный двор – не такой пафосный, конечно, как Манеж, но не намного скромнее. Впрочем, в нем «Зодчество» уже проводили, место привычное.
«Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На сей раз братья Асадовы разгородили пространство под известной стеклянной кровлей мэра Юрия Лужкова, превратив его в подобие коробки-лабиринта. Ведь как известно, главная проблема экспозиции фестиваля – обилие разнонаправленных, иногда просто-таки с трудом уживающихся рядом стендов: некоммерческих проектов, выставки претендентов на «Хрустального Дедала», стендов областей и производителей. Все это представляет собой довольно гремучую смесь, и кураторы, по их собственному признанию, в этом году организовали выставку кругами. Снаружи, вне стен – некоммерческие проекты, им досталось больше простора; внутри стен образовалось два внушительных коридора – здесь в основном планшеты, как основного смотра-конкурса, так и соседних, студенческих, или к примеру один длинный прогон занимает впервые появившаяся на «Зодчестве» выставка интерьеров. Глубже, внутри, нашлось место для областей РФ и производителей материалов; они к тому же образуют некую ось, начинаясь от входа традиционно главными Москвой, Подмосковьем и Петербургом, и заканчиваясь ближе к амфитеатру пестрой эллиптической выгородкой Татарстана; критик Мария Фадеева отозвалась о нем как о самом креативном на фестивале… Стенд, действительно, нетипичен для республиканской или областной выставки: ни обычного светящегося макета, ни даже стола с консультантом. Внутри овала можно спокойно гулять, рассматривая небольшие, впрочем, фотографии.
Экспозиция Татарстана. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Справа от основной «коробки» входящего встречает экспозиция проекта Архи.ру «Эталон качества»; куратор – Елена Петухова, при поддержке СМА. На мой взгляд, выставка получилась. Не только потому, что единственная из всех прямо и довольно-таки дотошно раскрывает тему фестиваля – в разных формах, вербальной и пластической, размышляя над проблемами качества в архитектуре – вещью неуловимой, трудно- или вообще неопределимой. Но такой актуальной, что все архитекторы постоянно говорят о качестве: начиная от понятного строительного – здесь все начинают тихо, и иногда громко стонать и вскоре заключают, что тут и говорить-то не о чем, оно либо есть, либо, и жалко, что чаще нет. И заканчивая едва уловимым качеством идей, концепций, замысла.
Экспозиция проекта «Эталон качества», куратор Елена Петухова, Архи.ру. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Звуковая инсталляция бюро ТОТЕМЕНТ /PAPER. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выставка пространственно активна, помимо интервью она состоит из очень разнообразных, подчас – крупных и эффектных объектов пятнадцати архитекторов. Мои фавориты, пожалуй – звуковая инсталляция Левона Айрапетова и Валерии Преображенской, постулирующая неопределимость категории качества, крылатый сарай Натальи Воиновой и Ильи Мукосея, также и пресказуемый, но идеальный мраморный шар, подаренный Андреем Савиным Владимиру Плоткину. Надо думать, он еще и обозначает некий акт (символической?) передачи стереометрического идеала от одного архитектора другому. С этой «точки» начинается экспозиция. Впрочем, интересны все объекты, достаточно разнообразные по составу: два кирпича, старый и новый, от АБ Асадова, контуры проволочной непредсказуемой формы бюро Веры Бутко и Антона Надточия, рисунок Лебеуса Вудса из коллекции Сергея Чобана… Выставку замыкает красный куб с миниатюрным светящимся макетом бассейна в Лужниках UNK Project. Мы планируем подробнее рассказать обо всех экспонатах.
Звуковая инсталляция бюро ТОТЕМЕНТ /PAPER. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
"Крылатый сарай Натальи Воиновой и Ильи Мукосея. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект бюро «Атриум». «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект Владимира Плоткина, ТПО «Резерв». «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Рядом разместилась выставка проекта «Идеальный город», интенсивно развивающегося исследования довольно-таки абстрактной, хотя светлой и многообещающей темы. Проект «Приметы городов», без устали собирающий успешные девелоперские практики по всей стране, показывает 62 номинанта, вошедших в шорт-лист (победителей объявят уже после «Зодчества» в конце октября), рядом проект «Открытого города» «Точка роста» показывает на треугольных стендах разномастный набор перспективных, в той или иной мере образовательных, практик. К примеру детский архитектурный клуб «Кони на балконе» – их инсталляция из картонных коробок помогла посвященной небоскребам экспозиции журнала «Проект Россия» осмыслить выставочное пространство и – пространство города между высотными башнями. Рядом, то есть с противоположной стороны большой коробки «Зодчества», расположилась еще одна выставка про небоскребы – Ильи Заливухина; в ней есть маленький эскиз небоскреба для Москвы от самого Уильяма Олсопа. Это все – если обходить вокруг.
Проект «Точка роста». Организаторы: «Открытый город», Москомархитектуры, CityMakers. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Экспозиция «Небоскребы», куратор Юлия Шишалова и «Проект Россия». «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Инсталляция детской студии «Кони на балконе» при экспозиции «Небоскребы». «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка исследовательского проекта «Идеальный город». «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если же идти по прямой внутрь, то справа нас встретит экспозиция Москомархитектуры – легкая, решенная – идею подсказал Анатолий Белов – в виде «криминального расследования»: на пробковые стенды, как в кино, наколото множество записок и фотографий, соединенных характерными цветными нитями. Исследуют пять знаковых московских проектов: ЗИЛ, Лужники, Зарядье, Триумфальную площадь, и – объект-не-объект, скорее сюжет – обновление домостроительных комбинатов. Каждую тему иллюстрирует артефакт: Триумфальную – дерево с красными ягодами, ЗИЛ – глазурованные кирпичи ЛСР.
Стенд Москомархитектуры. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выставка Московской области напротив – серия арочных «акведуков» с ярко-желтыми откосами, демонстрирует группы достижений в части благоустройства и строительства социальных объектов.
Стенд Подмосковья. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Петербург выгородил внутри конструкции подобный ей серо-черный лабиринт, поменьше. Здесь представлено несколько недавних проектов, в частности конкурс-исследование «серого пояса», но лидирует, определенно, проект «Глоракс Голден Сити» консорциума KCAP Holding B.V. & Orange Architects и бюро «А.Лен» Сергея Орешкина.
Голден-Сити, макет, выставка Петербурга. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем, кураторам удалось устроить все так, что в объеме выставки лидируют все же планшеты. К их обилию и плотности представленной информации надо привыкнуть – но ведь посетители «Зодчества» давно знают, что не особенно-то их будут здесь развлекать. Сейчас дополнительных серий планшетов очень много, сложновато даже вычленить состав смотра-конкурса. Подсказываю: проекты, не попавшие в претенденты на главные лауреаты, разместились на внутренней части внешней стены справа. Здесь особенно хорош учебный проект группы МАРХИ Андрея Некрасова, посвященный реконструкции калининградского района Альтштадт в рамках победившей в конкурсе концепции Никиты Явейна. И концепция была красива, и студенческие предложения, в основном по части встраивания стеклянных фахверков между шипцами бюргерских фасадов – очаровательны, к тому же подкреплены большим макетом.
Макет студии Андрея Некрасова. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Попытка оценивать срез российской архитектуры по составу смотра-конкурса заведомо провальна; участвуют не все и, как всегда, не так много москвичей. Сергей Скуратов и Сергей Орешкин участвуют в экспозиции фестиваля стендами бюро, но не подали проектов на конкурс. Но в конкурсе участвуют обладатель «золота» прошлого года Эрик Валеев – с проектом селекционно-генетического центра в городе Орел. Олег Романов – в проектом реконструкции кронштадтского форта. Или, скажем, среди лауреатов значатся Рустам Керимов с проектом крупной виллы, Артем Нагавицын с конкурсным проектом павильона Росатома, уже довольно давним.

Никита Явейн, в прошлом году получивший на «Зодчестве» золотой диплом за томский Музей науки и техники, сейчас в числе названных лауреатов с двумя проектами: ЖК на улице Типанова и микрорайоном в Царском селе / Пушкине, и одной реализацией – учебным корпусом Высшей школы менеджмента СПбГУ в здании «Михайловской дачи». Планшеты построек, претендующих на Дедал, размешены на внутренней поверхности дальней торцевой стены – нужно пройти до конца, чтобы встретиться с ними. Здесь, помимо Школы менеджмента, московский Wine house Владимира Плоткина и Сергея Чобана. Две реализации, отмеченные весной на «Золотом сечении»: комплекс апартаментов Re-Form на улице Хромова проектного бюро БАДР5 и группа станций метро Люблинской линии от Бутырской до Петровско-Разумовской Николая Шумакова. Вспоминаю, что Николай Шумаков весной стал президентом не только СМА, но и САР, то есть сейчас он глава организации, устраивающей фестиваль.
Вид на Жилой комплекс со стороны ул. Типанова.
© Студия 44
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ)
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Жилой комплекс Wine House
© Дмитрий Чебаненко

Помимо названных за обладание Дедалом борются нижкоэтажный ЖК «Андерсен» Владимира Биндемана, гольф-клуб бюро АрхГрупп, ЖК «Тихая роща» в Уфе, три реставрации, три благоустройства, включая «Бульвар «Белых ночей» Олега Манова. И кроме того – сразу три постройки бюро Ингмара Витвицкого: синий спорткомплекс на Бычьем острове в Петербурге, красный спорткомплекс в Улан-Удэ и совершенно иной, орнаментально-сосновый дом для семьи из пяти человек в Финляндии. Еще несколько – около 4–5, проектов Витвицкого, выставлены среди участников смотра-конкурса, не попавших в число лауреатов, кажется, это бюро представлено объемнее других.
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков

Словом, фестиваль похож на себя, он не может быть не похож, 25 лет все-таки, серебряная свадьба. Здесь как всегда встречаются проекты и удивительно декорированные, и удивительно сказочные. Но в этом году, кажется, ощутимо меньше церквей (все уже построили?) и как будто чуть больше благоустройства, хотя все самые звучные проекты этой сферы, к примеру, работы КБ «Стрелка», существуют в параллельном пространстве и не выставляются. Напротив, несмотря на то, что некий круг известных московских архитекторов в конкурсе «Зодчества» как правило не участвует, на фестивале теперь с регулярностью присутствует бюро SPEECH и целый ряд относительно-молодых и уже довольно известных архитекторов. На фестивале множество конференц-площадок, где обсуждают, надо думать, почти все актуальные проблемы современной российской архитектуры; сейчас вот – реновацию, потом – Зарядье. Перед амфитеатром установлены скамейки с встроенной зарядкой для телефонов. Все развивается. Победителей смотра-конкурса Союза архитекторов и обладателей «Хрустального Дедала» и «Татлина» объявят в субботу, 7 октября, в период с 15:00 до 18:00, на главной сцене.
 

06 Октября 2017

Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Пресса: Профессиональная герметичность: ее причины и пути...
В этом году так случилось, что в графике командировок "Парадного квартала" два топовых профессиональных мероприятия (Forum Russia 100+ и Зодчество`17) практически совпали во времени. И вот, прилетая из Екатеринбурга в Москву на заключительный день Зодчества, попадаем на удивительно интересную дискуссию архитекторов, оперирующих удивительными словами: сервильность, герметичность. Разговор получился откровенным, эмоции сильными, мысли альтернативными... Для наших читателей мы решили подать этот материал в виде своеобразного "цитатника". Вся дискуссия была безумно интересной, но мы постарались выбрать то, что нам показалось самым-самым.
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.
Илья Заливухин: «Необходимо увеличение плотности...
Куратор проекта «Москва Высотная» Илья Заливухин рассказал о проблемах растущего населения российской столицы, перспективах развития Москвы вверх и проектах прошлого, которые могут стать нашим будущим. Все это можно будет увидеть в начале октября на фестивале «Зодчество».
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Наталия Воинова, Илья Мукосей: «Скрижалей нет и быть...
В своем интервью для проекта «Эталон качества» Наталия Воинова и Илья Мукосей категорически протестуют против использования понятия «эталон» в сфере архитектуры, считая, что жесткие критерии оценки бесполезны.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Сергей Чобан: «Качество зависит от каждодневного...
Разговор о качестве в архитектуре продолжает интервью Сергея Чобана, который на собственном опыте доказал, что качественная архитектура и строительство – вопрос не географии или ментальности, а профессионализма и настойчивости архитектора.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Юлий Борисов: «Наша главная проблема – время»
Для Юлия Борисова нет секрета в том, что такое качество. Об этом все сказано у Витрувия и в стандарте ИСО 8402-86. Но как сделать качественную архитектуру, а значит архитектуру, приносящую добро людям, – вот это вопрос, решением которого и занимается бюро UNK project.
DNK ag: «Параметров оценки очень много»
Разговор с Даниилом Лоренцем, Натальей Сидоровой и Константином Ходневым: о комплексности, уместности, поиске баланса и совместной работе, – продолжает цикл интервью проекта «Эталон качества».
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.