Руины Лондона. Часть II

Продолжаем публикацию эссе историка архитектуры Александра Можаева, посвященного практике сохранения остатков старинных зданий в Лондоне. На этот раз речь о средневековье.

mainImg

Древнейшие в городе римские постройки отстояли свои права в вечно строящемся лондонском Сити, но ситуация с подземными руинами Средневековья была и остаётся более сложной. Как говорят археологи, ещё в середине ХХ века предметом учёного интереса были «императоры и короли», то есть наиболее древние и наиболее статусные памятники, повседневная жизнь средневекового города была предметом лишь краеведческого интереса.

В 1970–1980-е годы фиксация архитектурных находок стала обязательным требованием, но после этого средневековые стены часто разрушались, даже если это были достаточно древние и сохранные фрагменты. Только в научных отчётах остались фундаменты королевского замка Бейнардс на берегу Темзы и эффектная «инкрустированная» кладка церкви св. Ботолфа (St. Botolph Billings gate) и примыкающая к ней стена жилого дома XIV века с сохранявшимися белокаменными откосами окон, найденные в 1982.
Стена церкви Св. Ботолфа, найденная в 1982 г. Из кн.: John Schofield. Saxon and Medieval parish churches in the City of London // Trans London & Middlesex Archaeol Soc 45 (1994), 23-146

То же произошло с кладками церкви св. Бенета (St Benet Sherehog) XI века, раскопанной в 1995 году. Эти работы велись в соседнем квартале с храмом Митры (1, Poultry) и также стали важным этапом в истории археологии Лондона. Несмотря на то, что девелопер участка был настроен решительно и пошел на скандал, снеся ряд заметных Викторианских зданий, археологи добились обеспечения достаточного срока для раскопок. Чтобы не тормозить строительство, исследования велись параллельно – археологи работали в пространстве под перекрытиями нижнего яруса новостройки.
zooming
Мемориальная доска на месте, где находилась церковь св. Бенета. Фото: Bashereyre via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0

Из недавних работ примечательно раскрытие менее впечатляющей и менее древней, но всё же довольно масштабной кладки позднесредневековой пригородной усадьбы Worcester House. Основания отдельных стен дома и проездной башни сохраняли вполне пригодные к экспонированию участки. Однако, поскольку на их месте запланировано строительство транспортного объекта, то вопрос устранения помехи, вероятно, входил в сферу национальных интересов. Фраза отчёта «четыре тонны кирпича XVI века были переданы фонду Английского наследия для нужд реставраторов» по нашим меркам звучит жутковато.
zooming
Раскопки пригородной усадьбы Worcester House © IanVisits

В то же время, объявлено о планах по сохранению другой постройки XVI века, найденной в 2017 году под полом Морского колледжа, построенного Кристофером Реном. Потому что это одна из комнат Гринвичского дворца, в котором родился Генрих VIII, потому что постройка радует эффектными стенными нишами и мощением полов, и потому, что её сохранение не мешает планам реконструкции колледжа, а напротив, обещает украсить интерьер нового информационного центра музея.
Mikveh, Jewish ritual bath
Были отдельные случаи вынужденного переноса каменных структур – например, найденная в 2001 году на Milk Street каменная миква (ритуальная иудейская купальня) 1270 года. Несмотря на рекомендации сохранения архитектурных объектов in situ, миква была разобрана и передана в Еврейский музей. Этот случай также можно считать примером не самого удачного компромисса: древние камни в музейной витрине напоминают элементы конструктора.
Крипта кармелитского монастыря. Рисунок, сделанный после обнаружения
zooming
Крипта после переноса на новое место © IanVisits
Реконструкция башни-постерна у Тауэр-хилл © English heritage
zooming
Лондонская стена на London Wall road © Archaeology Travel

Крипту кармелитского монастыря White friar’s crypt XIV века, попавшую в пятно крупного офисного строительства в 1980-е, удалось перенести на новое место без переборки, которая для кирпично-каменной постройки обернулась бы безусловным разрушением. Под сводчатое помещение была подведена бетонная платформа, затем кран целиком переместил конструкцию на другую сторону улицы. Сейчас внешнюю стену крипты можно видеть за стеклом во дворе новостройки, интерьер открывают для посещения раз в году.
Лондонская стена на London Wall road. Фотография Александра Можаева

Наиболее удачным примером консервации средневекового памятника in situ является основание постерна – небольшой башни конца XIII века, прикрывавшей калитку у примыкания городской стены к рву Тауэра. Она находится в приямке под пешеходным мостом рядом с входом на станцию метро Тауэр Хилл, консервация обнаруженного памятника была заложена в проект станции при её строительстве в 1960-х.
Лондонская стена на London Wall road. Фотография Александра Можаева

Также стоит отметить замечательное решение сохраненного отрезка стены рядом с Музеем Лондона (южнее улицы London wall). После разорения бомбёжкой 1940 года этот район долго лежал в руинах, у археологов было время осмотреться. Когда в 1956 началось новое строительство, участок вдоль прослеженной в поздних подвалах стены оставили свободным. Cохранены не только фрагменты стен и башен римского форта, но и обломки разрушенных войной домов над ними. Во-первых, наглядно показан процесс «врастания» стены в город, во-вторых – ещё один живописный сквер с руинами. Вытаптывать их нельзя, место огорожено, но чтобы оно не пустовало, кто-то поселил средь руин небольшую пасеку.
zooming
Лондонская стена на London Wall road © Archaeology Travel
zooming
Высотный офисный комплекс London Wall Place © Make Architects
Высотный офисный комплекс London Wall Place © Make Architects

Стоит упомянуть ещё один «парковый» объект, открытие которого состоится в 2018 году. Это реконструкция сада церкви Альфеджа, сопутствующая строительству высотного офисного комплекса London Wall Place, спроектированного бюро Make Architects. На территории стройплощадки оказался небольшой сад, примыкающий к ещё одному отрезку Лондонской стены и стоящий чуть поодаль обломок готической церкви 1329 года. Понятно, что крупная стройка была для них потенциальной угрозой и согласовать проект было непросто. Девелоперам помогали специалисты Археологической службы Музея Лондона – не в смысле ловкого обхода охранных ограничений, а в смысле совместной работы над проектом с самого его начала. Стена и церковь, прежде разделённые корпусом 1950-х, теперь станут частью единого зелёного пространства. Визитной карточкой объекта будут извилистые пешеходные мосты, обшитые патинированным железом, которые соединят сад с галереями Барбикана. Жители Лондона надеются, что эта работа вернёт в город полезную моду на висячие пешеходные дорожки. И ходя горизонталь перехода вплотную примыкает к руине церкви, кажется, что она скорее поможет включить в комплекс памятник, ранее смотревшийся весьма сиротливо.
Реконструкция здания капитула перед южным фасадом собора Св. Павла. Фотография Александра Можаева

В том случае, если руины сохранились плохо либо устройство приямка технически невозможно, но здание при этом играло важную роль в городской истории, для его проявления используется метод сигнации – обозначения контуров постройки мощением современных улиц, газонами скверов и так далее. Выше упоминалась сигнация контуров амфитеатра на площади Гилдхолла, недавно реализован более яркий проект – открытый в 2008 году южный сад собора Павла. В нём обозначен план готического капитула, имевшего выразительную форму многогранной башни с выступающими контрфорсами и окружённого ажурной галереей. Камни фундаментов этих построек лежат под землёй, а контур их плана, чуть приподнятый над уровнем современной поверхности, стал основой планировки нового сквера.

сигнация контуров плана капитула у южного фасада собора Св. Павла


Для построек, по лондонским меркам совсем поздних (XVII–XIX вв.), принята практика подробнейшей фиксации перед сносом. Это распространяется не только на подземные объекты, но и на приговоренные к сносу дома, которые не имели охранного статуса и которых не смогли отстоять градозащитники. Застройщик приносит своё извинение тем, что финансирует подробные исследования и их качественную публикацию – ликвидированный исторический объект как бы продолжает существовать в бумажной версии. Тем не менее, иногда приходится сожалеть об утрате находок определённо интересных и зрелищных – как раскопанная в 2002 году пивоварня Долтона на южном берегу Темзы (Doulton pothouse in Lambeth). Включение концентрических кладок печей 1870-х в новое пространство могло бы стать важным маркером – сделать место более многослойным, а новостройку более привлекательной.

Говоря о критериях ценности подземных объектов, которые могут быть частью современной городской среды, мыслители предлагают разделять академическую ценность и потенциал приносимой общественной пользы. Как сказано в одном из современных исследований: польза сия состоит в предоставлении будущим поколениям как можно большего материала для изучения прошлого, дабы формировать на этой основе важнейшее «чувство общей идентичности». А возможность её причинения путём расширения границ музейного пространства, путём интеграции древних объектов в повседневную жизнь города зависит от длинного ряда факторов – от социально-политического положения и силы общественного мнения до «доминирующего набора ценностей».

Скажите государю, что англичане доминирующий набор кирпичом не чистят.

11 Декабря 2017

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Почти утраченная Стрелка
На нижегородской Стрелке 23 декабря прошла очередная акция против зачистки территории бывшего порта. Не исключено, что остатки подлинных построек, борьба за которые не прекращалась в течение года, в январе будут утрачены.
Руины Лондона. Часть I
Архитектор и историк Александр Можаев – о лондонской практике сохранения и экспонирования археологического наследия в свете недавнего открытия музея храма Митры. В сравнении с московскими утратами выглядит особенно остро.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.