English version

ДНК аг: «Для нас этот конкурс стал поводом предложить оптимальную модель качественной и разнообразной жилой среды»

Архитекторы Даниил Лоренц, Наталья Сидорова и Константин Ходнев, чей проект стал одним из двадцати, вышедших в финал конкурса АИЖК на стандартизированное жилье, о смысле конкурса, идеале обитаемого пространства и условиях приближения к этому идеалу, в частности, микродевелопменте.

mainImg
Проект:
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки
Россия

Авторский коллектив:
К.В. Ходнев, Д.В. Лоренц, Н.В. Сидорова, А.Б. Картавая, М.И. Устюгова, С.И. Акименко, Н.В. Осипян

9.2017 — 12.2017
 
zooming

Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев

Типовое, стандартизированное vs стандарты жилья
Поначалу мы восприняли тему протестно. С точки зрения архитектора типовое жилье – вещь по определению плохая, поскольку отнимает его хлеб, выводит архитектора за скобки гигантского сегмента проектирования для строительного рынка. Вообще-то мы считаем, что типового строительства быть не должно – не только исходя из собственных, цеховых профессиональных соображений, но еще и потому, что все регионы и все контексты очень разные, кроме того типология и ее требования стремительно меняются. В идеале каждый проект должен быть индивидуален и подходить своему месту.

Нам бы очень не хотелось думать, что цель конкурса – получить N проектов, чтобы потом понастроить новых ДСК, из которых один будет выпускать условные «дома от ДНК», словом, бесконечно тиражировать чьи-то еще победившие решения. Это было бы довольно ужасно. Впрочем, оно и невозможно, сейчас государство устроено иначе. Да и жюри говорило при подведении итогов первого тура, что надо работать с контекстом, с ситуацией, хотя надо признать, это звучало несколько странно в приложении к «стандартизированному» жилью. Так что мы довольно долго обсуждали и решали, участвовать – не участвовать, и какой должна быть наша задача.

Слово стандарт – оно же многоликое. Нередко стандартизированная застройка ассоциируется с типовой, несет негативный характер, особенно при строительстве в больших масштабах, но есть ведь и такое понятие, как стандарты жизни и качества жилого строительства. Мы думали именно о стандартах, подходах и принципах максимально адаптивной модели комфортного массового жилья. «Стрелка» сейчас работает над стандартами жилого строительства, не исключено, что для организатора конкурс стал попыткой протестировать получившуюся модель, испробовать ее в определенной проектной реальности; осознать глубину проблемы. Для нас работа была интересна именно в этом смысле.

Поэтому конкурсный проект для нас – манифест, демонстрация того, как может быть решена массовая застройка, а по существу – нормальное жилье. Было интересно сделать проект, который нравится нам самим, с комфортным и разнообразным пространством.

Средняя этажность
Среднеэтажная модель показалась нам лучшей из предложенных, «золотой серединой», нам очень понравились заданные там параметры плотности и высотные ограничения в 5-7 этажей, они близки к оптимальным и даже способны создавать комфортную среду сами по себе – внешнее и внутреннее пространство получается такого качества, что вопрос фасадов перестает быть определяющим. Фасады, конечно всегда важны, но они перестают быть главными, среда не держится на уникальной форме или материале. Кроме того в среднеэтажном варианте территория была больше, что давало больше возможностей рассмотреть проект в градостроительном ключе.

Сейчас московский регион тянется вверх и в центре и не окраинах – не нужно объяснять недостатки высокоплотной застройки в тех местах, где она не обоснованна. Там чудовищная плотность разрушает среду, и, в конечном счете, людей. Разумеется, нам по-прежнему интересно заниматься штучными объектами, но уже невозможно закрывать глаза на то, что происходит вокруг с массовой застройкой – отчасти поэтому тоже мы решили работать над этим конкурсом.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Адаптивный квартал
Разнообразие – одно из основных, на наш взгляд, обязательных качеств жилой среды. Мы предложили максимально гибкий набор подходов и правил комплексной организации среды, модульный и внутренне взаимосвязанный от квартиры до принципов организации городской среды. Предложили модуль квартиры с ячейкой 6,6 х 6,6 м, систему опор и стояков с примыкающими к ним «мокрыми» зонами, – она позволяет делать очень разнообразную квартирографию, выбирая ее и меняя в зависимости от условий и требований, на одном и том же каркасе. Предложили модуль фасада с минимальной шириной в два окна, и модули окон – все это можно варьировать, делать крупные блоки, или, наоборот, отдавать предпочтение мелкой нарезке, созвучной историческому городу. Собственно, мы брали за основу принципы построения исторического города.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Важный для нас принцип – «западания» фасадов, отступы от красной линии: часть линии фасада у нас идет по красной линии, затем делает уступ в глубину. Что позволит устраивать перед входами палисадники и пластически разнообразить фронт застройки. Одноэтажные перемычки между домами – для магазинов и ресторанов. Во-первых, у нас люди не любят жить над магазинами и ресторанами, но это не главное, важнее, что так у нас получилось больше угловых квартир и получились визуальные прострелы, разрывы, размыкающие внутренние пространства и позволяющие смотреть вдаль. Микрорайонная застройка приучила людей к тому, что дома стоят редко, свободно, и это нужно сохранять. Конечно, не менее важно при этом разделять приватное и уличное пространство.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Мы предложили иерархию внутренних дворовых пространств и функций. Посередине у нас площадь и общественный центр (в задании его не было, помимо жилья был только детский сад), который служит «воротами» мини-бульвара и «большого» двора с развитыми детскими и спортивными площадками. С другой стороны квартала – два приватных «малых» двора, в них все элементы маленькие. Они могут быть частными, закрытыми, или, наоборот, открытыми для жителей соседних домов – в зависимости от обстоятельств. Кафе предусмотрены в центре квартала, у общественного центра, и на внешнем контуре, где устроен городской сквер с отступом от красной линии – все это необходимые элементы, и в нашем предложении мы собрали их вместе, но главное – что решения, будучи основаны на нашем модуле, могут и должны быть адаптивными и разнообразными.

Это можно сравнить с одеждой: она очень разная, в том числе по цене, но вся делается для людей, в ней есть рукава, пуговицы, карманы – этим набором она вся похожа, но все люди разные и одеты все по-разному. Мы стремились создать такой набор для жилья, который можно было бы варьировать в рамках параметров, получая очень разные решения, уместные в разных условиях. Где-то сделать пестрый и свободный по планировке, а где-нибудь в Петергофе можно было бы, к примеру, сделать симметричный квартал, и фасады, созвучные окружению.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Но главное – чем больше возможностей для адаптации, тем более жизнеспособно предложение. Мы предложили модули с множеством вариантов.

Микродевелопмент
В идеале квартал, подобный тому, который мы предложили в своем проекте, должен строиться не в рамках гигантской застройки, а несколькими девелоперами, небольшими участками. Инфраструктуру – сады, школы, поликлиники, может строить город, затем включая ее стоимость в цену участков.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Эта идея, конечно, осталась за кадром, такого рода решения не входили в задание, но мы считаем, что это был бы идеальный вариант, обеспечивающий разнообразие – микродевелопмент.

Материалы
Конструктив может быть любым. В данном случае мы основывали расчеты на собственных реальных проектах, исходя из каркасно-монолитной конструкции. Можно использовать заводской каркас-prefab и заполнять его блоками, можно и фасадные панели производить на заводе – сейчас технологии позволяют перенастраивать линейки довольно часто, если будет соответствующий запрос и заказ, все это вполне реально. С другой стороны, там, где заводы и железные дороги далеко, проще и дешевле строить вручную на монолитном каркасе. Наши параметры можно применить и к деревянному конструктиву, когда это станет возможным. Концепция гибкая, она может адаптироваться к разным технологиям и к требованиям времени тоже.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Доступное / массовое / нормальное
Не надо говорить «доступное», и тем более «экономное», – это массовое жилье, оно должно быть доступным по определению, но это не архитектурная проблема, а социально-экономическая. У людей должна быть возможность заработать на нормальное жилье, и покупать его, и тогда проблема доступности вообще не будет существовать. Если же ставить во главу угла только бесконечное удешевление, то мы придем к баракам, они очень дешевы и доступны, почему нет!

Мы говорим о массовом жилье. Оно не может быть дорогим, оно ни в одной стране не дорогое, но ниже определенной стоимости тоже не опускается, потому что есть определенные стандарты качества. Собственно это и есть те стандарты, по которым должно строиться нормальное массовое жилье. Оно не должно быть слишком ярким, но должно быть разнообразным. Потом среду можно будет разбавлять какими-то уникальными вкраплениями.
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки © «Архитектурная группа ДНК» (Россия)

Решения, экономные при последующей эксплуатации
Они очень важны и мало кто об этом сейчас думает: мизерная экономия на стройке может привести к тому, что через несколько лет придется перебирать весь дом, менять фасады, коммуникации, собирать с жильцов деньги на капремонт. Речь не только об энергоэффективности и экономии электричества, хотя они тоже важны, цены на ЖКХ растут и скоро для людей возможность меньше платить за энергию станет одним из критериев выбора жилья. Важно, чтобы новый стандарт обратил внимание на последующую жизнь построенного дома, на оптимальность и устойчивость заложенных решений.

У нас, например, помимо здравой планировочной структуры, предусмотрены достаточно простые фасадные решения, чтобы не увеличивать риски, если при плохом качестве строительства что-то пойдет не так.

Что дала работа с конкурсным проектом
Радость того, что нас выбрали в двадцатку, конечно! Но и лучшее понимание проблем, принципов, алгоритмов – тех вещей, на которые следует обращать внимание. Возможность структурировать накопившиеся знания и превратить их в систему, определить важные критерии. В целом – провести эксперимент, невозможный в реальном проекте.

Реализуем ли проект в российских условиях
Вполне реализуем при наличии определенных стимулирующих условий, возможно, при более успешной и активной экономический ситуации; и при наличии соответствующих нормативных актов тоже.

Конечно, глядя на существующие «традиции» массовой застройки, сложно представить что ситуация может радикально измениться. Но если наглядно продемонстрировать людям преимущества новых решений, то они захотят так жить и не исключено, что такая застройка вполне способна стать не уникальным событием, а нормой, как и должно быть.
 
Проект:
Концепция стандартного жилья для среднеэтажной модели застройки
Россия

Авторский коллектив:
К.В. Ходнев, Д.В. Лоренц, Н.В. Сидорова, А.Б. Картавая, М.И. Устюгова, С.И. Акименко, Н.В. Осипян

9.2017 — 12.2017

15 Февраля 2018

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.