О Лежаве

Автор – Екатерина Кожушаная, ученица и ассистент И.Г. Лежавы.

mainImg
«Я – фольклорный элемент,
У меня есть документ.
Я вообче могу отседа
Улететь в любой момент».

(Леонид Филатов. «Про Федота-стрельца – удалого молодца»)

Так говорил в последнее время Илья Георгиевич.

ЛЕЖАВА

Что это за красивое слово, яркое сочетание звуков и графически острых, ритмических, но с плавным элементом, линий? Удобно для произношения, смачно, и не понятно сначала – что это такое?

Лежава – это такое явление на планете.

После первой встречи, даже заочной, навсегда ясно, что такое Лежава.
Это пространство с бóльшим количеством измерений, чем вы привыкли до этого.

Человек, не раз объездивший совершенно весь мир, говорил, что жить нужно только в России. (Он очень смешно, образно это показывал). Человек, глубоко знавший историю, всегда был устремлен в будущее. Человек, в несколько раз старше, чем студенты, заряжал их одним своим появлением, словом, линией.
Илья Лежава. Фотография: Анатолий Белов

У Лежавы за всем стоит идея и действие. Не поиск комфорта, а поиск живого начала. В каждом встречном. Новом человеке. Который сам себя, может быть, еще не раскрыл. При этом удивительна объективность и точность взгляда Лежавы. Только практика, никаких иллюзий.

Практика без иллюзий при богатом образном мышлении. Все эти глубины и парадоксы и есть новое измерение – ЛЕЖАВА

«Никогда больше не встречал вечно актуальных людей»
«Уникальный, бесконечно талантливый, открытый, свободный, бесстрашный, великий человек!»
«Вы не давали нам сдаться»
«Фантастический человек»

Процесс работы Лежавы выглядел удивительно легко и артистично, но объясняется большим трудом и опытом, при постоянно обновляемом потоке знаний. Он изучал умом все самое прогрессивное. Он работал руками, как плотник и реставратор. Он готов был влезть в любые живые движения с новаторской целью. Порой, успевая посидеть на нескольких стульях в разных аудиториях института и других очагов архитектуры сразу.

Драм кружок, кружок по фото,
Мне и петь ещё охота!
(Агния Барто «Болтунья»)

Так говорил Лежава о своей многозадачности.

Будучи сам студентом, Лежава был вовлечен в живое движение группы НЭР, и стал одним из ее моторов. Несмотря на огромный объем проделанной работы, несравнимый со стандартным дипломом, поняли ее далеко не все, и далеко не сразу. Успех не пришел мгновенно, а потребовал еще несколько лет труда.
Результат – мировое значение работ группы НЭР. Многочисленные выставки и книги стали вкладом в градостроительство планеты вообще, и возрождали славу отечественной архитектуры.

Лежава прославлял страну. Любил страну. Именно к ней он готов был применить все свои наработанные знания и идеи. Которые сначала, при более узком, чем у него, кругозоре, кажутся нереальными. На самом деле рациональны и отвечают мировому вызову. Пример: развитие восточных регионов, линейные города.
Сколько раз идеи, казавшиеся фантастическими в научных и студенческих проектах, спустя много лет, может быть не такой элегантной рукой, воплощались в реальности.

Даже в тяжелое для советской архитектурной практики время, когда была даже законодательно запрещена красота в архитектуре, Лежава не останавливался. Научная и поэтическая мысль, тонкая ручная работа воплотились в целое новое явление – Бумажная архитектура, которой Лежава стал отцом, по мнению соавторов. И снова мировое шествие с выставками, прославление своей страны. Главное для Лежавы – работа, действие, без сантиментов. И масштабный результат как следствие.

Почему Лежава великий педагог и учёный?
Он не внушал наборов правил, не клонировал себя, не навязывал проверенные шаблоны. Он формировал мышление.

Развивал уникальное то, что есть именно в этой, еще не открывшей себя, Личности.

Учил не мельтешить, как управдом, который пристраивает нужные комнатки, а стать композитором, управляющим пространством.

Лежава знал, что все уникальны.

«На проекте школы я понял, что такое архитектура». На проекте школы человек это понял. Потому что все учебные проекты для Лежавы – тренажеры, инструменты по развитию Личности. Которой откроется новое измерение в ней самой и другое качество жизни. И не только в архитектуре.
Илья Лежава. Эскиз

Такой эскиз мог изменить ваше мышление навсегда. Соединить разрозненные половины мозга, например. Рациональную и гуманитарную.

Три линии поверх вашего эскиза могли вывести на новую дорогу проектирования. С вашей, просёлочной, на автостраду, где езда совсем другого класса.
Инсталляция к 70-летию Ильи Лежавы. МАРХИ

Когда мы ставили эту инсталляцию к юбилею Лежавы, 70 лет, мимо проходил кто-то из незнакомых студентов и брезгнул: как можно делать себя в виде овцы?
Можно! Потому что это другое пространство в другом измерении. В котором есть пастырь, и он настоящий. И знаешь, действительно, что с тобой трудно, как с этими вот упрямыми, недоумными, недисциплинированными животными. Но у него получилось!

Лежава это действие. Вы же помните – темпераментным жестом, громким голосом, на вашу работу: «Ну, сделай! Чего тут!» И вдруг ясно не только то, что ты вообще можешь сделать все, что угодно, на этой планете, но и, как это сделать!
Откуда ясно? Слово у Лежавы – направленное живое действие.

А вы помните, что для того, чтобы встретиться с Лежавой в МАРХИ, нужно было замереть на месте в коридоре и слушать. Раздастся его голос или смех, и станет ясно, куда идти.

Почему такая бóльная утрата? Лежава для всех Отец, заступник.
Очаг. Инициатор. Даже удаленно от него, достаточно было знать, что Лежава есть, приходи в любое время.

Он всегда оказывался больше, чем можно представить. Идешь к нему за мыслью и знаешь – будет приключение. Его мысль не просто иная, она объемная. Бомба в будущем, многослойная в пространстве, раскрывающая тебя, в то же время гениально упрощающая твои поиски. Это действие и полет. (Я вообче могу отседа улететь в любой момент!)

Лежава прожил 83 года. Из них 56 лет работал в институте. А как он сам переживал смерть друзей? При такой бессчетной сети контактов по стране и миру, сколько же смертей ему пришлось пережить? В том числе близких друзей и раннюю смерть единомышленника и друга, Алексея Гутнова, в расцвете лет.
Так как же Лежава относился к смерти? Просто. После смерти Гутнова Лежава научился писать. Раньше не умел, так он сказал, а тут – перенял эстафету у друга. Вот и снова ответ Лежавы – действие.

В чем еще секреты Лежавы – Личности?
Как, например, Лежава относился к быту, к изменениям возраста? Просто. Без капризов. Предельно просто.
Как относился к врагам? Просто. Знал, в чем сочувствовать.
Как относился к воровству научных идей? – Просто. Работай дальше и больше. У тебя расцветет, а там – не пойдет (цитата не точная). Это похоже на притчу о царе Соломоне и настоящей матери. Настоящей матери нужен сам ребенок, а ненастоящей матери – привилегии от него. Поэтому у ненастоящей матери ребенок просто не выживет.
Все настоящее требует труда. То есть совсем не до склок. Вот и все, что делал Лежава – настоящее.
Даже чаепитие было содержательным для окружающих, вы знаете.

Духовное открытие и жизненный ориентир Лежавы: «Всё в нас, а не в здании».
То есть не только не в здании, но и вообще не вовне. Ни в других людях, ни в обстоятельствах, ни в антураже, ни тем более в вещах. А в нас. В каждом, внутри. Антипотребление – ответ Лежавы. Жизнь в действии, здесь и сейчас.

В последнее время Илья Георгиевич писал большую книгу об архитектуре. Как всегда, неожиданный, новаторский взгляд. Не завершил. Хотел дать несколько статей для публикации в интернете – стал переписывать их и не успел. Работал беспрестанно. Не отвлекаясь ни на быт, ни на пустые разговоры.

Я думаю, что когда Илья Георгиевич улетал в ином качестве из этого мира – он узнал нечто принципиально новое о пространстве. Новые «пространственные впечатления» и настоящие инновации. И хотел бы поделиться.

Словарь Лежавы:
Макет – чучелка
Макетоскопия – чучелкоскопия
Первые эскизы – кочепырки
Проконсультировать группу – окучить грядки
Начинающий студент – пальцем в рот не попадает
Хаотично разбросанная застройка – палочки Коха

«Фольклорные элементы» от Лежавы:
Довольный студент разворачивает эскиз – Это вам, доктор! (из анекдота).
На свои первые рисунки во время консультации – Пока не очень талантливо.
Реакция на любое изменение внешнего вида коллег-женщин – Во всех ты, душечка, нарядах хороша.
Илья Георгиевич неожиданно видит свое лицо на фото, размером метр на семьдесят. Пугается, крестится торопливо: – Господи, свят, свят!
На предложение выпить чаю: – Это гуманно! / – Я ещё не заслужил!

Продолжите!

Призыв номер один: вывести в мир его книгу об архитектуре.
Призыв номер два: записать все, что вспомнится из жизни, собрать эскизы (в группу Л.Е.Ж.А.В.А, фейсбук) и издать. В том числе анекдоты, цитаты, и его, и не его. Но излюбленные, всегда к месту.
 
Пример из Зощенко:
Романтичная девушка, глядя в ветви деревьев:
– О чём поёт этот соловей?
Молодой человек:
– Жрать хочет, вот и поёт. (Михаил Зощенко «О чём пел соловей»)
 
Или ниже в комментариях.

Блог статей Ильи Лежавы
https://ilya-lezhava.livejournal.com/
 
ассистент И.Г. Лежавы, Екатерина Кожушаная

02 Октября 2018

Похожие статьи
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Памяти Анатолия Столярчука
Автор многих зданий современного Петербурга, преподаватель Академии художеств, Член Градостроительного совета и человек, всегда готовый поддержать.
Памяти Жана-Луи Коэна
Марина Хрусталева – о Жане-Луи Коэне (20.07.1949-7.08.2023), историке архитектуры авангарда, преподавателе, авторе многих изданий и выставочных проектов.
Памяти Сергея Ткаченко
На прошедшей неделе, 6 августа, ушел из жизни Сергей Ткаченко, – одна из самых символических фигур постсоветской архитектуры и московского градостроительства.
Умер Майкл Хопкинс
В возрасте 88 лет скончался Майкл Хопкинс, один из главных архитекторов хай-тека, расширивший свой репертуар за счет традиционных материалов и рифм с историей.
Памяти Александра Некрасова
Он известен как автор нескольких реализованных станций метро, многие – с заметной, яркой, запоминающейся архитектурой. Одним из последних проектов Некрасова стала станция Физтех.
Собиратель
Умер Игорь Киселев. Реставратор и автор многих книг – справочников по архитектурным деталям и элементам зданий, очень полезных и хорошо известных специалистам.
Умер Рафаэль Виньоли
Скончался американский архитектор Рафаэль Виньоли, автор лондонских и нью-йоркских небоскребов, токийского «Форума» и многих других построек по всему миру.
Умер Балкришна Доши
В возрасте 95 лет скончался индийский архитектор Балкришна Доши, лауреат Притцкеровской премии, сотрудник Ле Корбюзье и Луиса Кана.
Памяти Виктора Быкова
Ушел из жизни Виктор Филиппович Быков – яркий представитель Нижегородской архитектурной школы, лучшего ее периода. Заслуженный архитектор Российской Федерации, лауреат престижных международных конкурсов и премий Нижнего Новгорода. Талантливый и эмоциональный человек, остро откликавшийся на вызовы времени.
Памяти Сергея Эстрина
Три дня назад умер Сергей Эстрин – архитектор и художник, автор синагоги на Бронной и множества общественных и частных интерьеров, всегда ярких и эффектных, а также красивых тонких графических работ.
Памяти Феликса Новикова
Ушел из жизни Феликс Новиков, архитектор, автор Дворца пионеров на Ленинских горах и Зеленограда, историк архитектуры модернизма и увлеченный публицист.
Слово о друге
В память о Феликсе Новикове публикуем его эссе, посвященное Джиму Торосяну и написанное в 2019 году для книги, которую сейчас готовит в издательстве Tatlin архитектор Карен Бальян. С разрешения автора и издательства.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Памяти Евгении Кириченко
Ушла из жизни Евгения Ивановна Кириченко, человек, открывший нам ценность русской архитектуры модерна и эклектики, увлеченный и продуктивный исследователь, умный и жизнерадостный собеседник. Светлая память.
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Умерла Ольга Севан
Реставратор, исследователь и защитник деревянной архитектуры и исторической среды русского Севера, малых городов и сел.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.