English version

От фундамента до ложки

Ориентируясь на вкус друзей-заказчиков, архитекторы Ольга Буденная и Роман Леонидов задумали и осуществили дом в ближнем Подмосковье как игру в ар-нуво. А заодно обогатили типологию частного жилья современными функциями гаражного лофта и детской художественной студии-мастерской.

mainImg
Архитектор:
Роман Леонидов
Ольга Буденная
Проект:
Дом в Подмосковье
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Ольга Буденная, Ксения Волкова, Надежда Фоменко, Роман Леонидов

2.2010 — 6.2011 / 6.2011 — 7.2019
Обычно Ольга Буденная и Роман Леонидов, архитектурный и семейный дуэт, проектируют дома в стилистике модернизма. Но для близких знакомых они сделали исключение. Заказчики дома – очень открытые люди, увлекающиеся изобразительным искусством и театром. Хозяйка сама занимается творчеством и влюблена в ар-нуво. Стиль дома – пожелание заказчицы, она участвовала в проектировании как соавтор-декоратор, и, принимая во внимание эти конструктивные творческие отношения, архитекторы решили «сыграть в ар-нуво». Именно так они определили творческую задачу – игра в ар-нуво. В доме нет буквальных цитат, но есть характерные узнаваемые мотивы: арочные окна, витражи с полукруглыми «сплюснутыми» завершениями, изогнутая крыша и декоративные керамические элементы фасада. Интересно, что наряду с фигурными витражами применяются и простые прямоугольные окна с сетчатой расстекловкой «фабричного модерна». Красный кирпич с белыми штукатурными деталями – не самое частое решение для исторических ар-нувошных зданий, но встречается, скажем, в Риге и Харькове; ну, или у Шехтеля в Ермолаевском переулке. Иными словами, при создании образа дома модерн был для архитекторов не догмой, а точкой отсчета.
Дом в Подмосковье
Фотография © Софья Леонидова

Проектирование складывалось из нескольких этапов. Ключевым событием стало то, что заказчики вдохновились интерьером виллы Керилос (1902), которая расположена на Ривьере, в городке Больё-сюр-Мер под Ниццей. Эту виллу архитектор Э. Понтремоли построил для археолога и мецената Т. Рейнаха, соединив древнегреческую стилистику со стилем модерн. Впечатление было столь захватывающим, что некоторые элементы решили процитировать в своем доме, такие как люстру в холле или некоторые мотивы в декорации ванных комнат. Такое прочтение ар-нуво и способ введения в него классических деталей были взяты архитекторами на вооружение.

Разделение творческих обязанностей было традиционным: Роман Леонидов занимался объемной композицией и структурой дома. Два высоких объема, соединенных одноэтажным переходом, возникли не случайно. Сначала дом предназначался для двух друзей и партнеров по бизнесу и их семей. Потом планы изменились, в результате дом занимает одна семья, но корпуса, каждый со своим характером и формообразованием, решили сохранить. Тем более что асимметрия объема – характерная черта стиля модерн.
Дом в Подмосковье
Фотография © Софья Леонидова

Теперь структура с двумя приподнятыми корпусами нашла себе новое функциональное объяснение. Теперь дом с ар-нувошной крышей-шляпой занимают покои родителей, а корпус пониже, с более простым завершением, – детская половина. Высокий объем «со шляпой» помещен в центр композиции, справа от него просторное помещение гаража, на крыше которого устроили открытую террасу с кованой оградой и зелеными насаждениями.
  • zooming
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова

Общественное пространство первого этажа решено в виде классической анфилады с поперечными ответвлениями. Из прихожей, расположенной на центральной оси дома, посетитель попадает в центральный холл с лестницей с коваными перилами и той самой люстрой – аналогом люстры с французской виллы Керилос, выполненной мастерами из Санкт-Петербурга.
  • zooming
    1 / 4
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    2 / 4
    План 1-го этажа с расстановкой мебели. Дом в Подмосковье
    © Архитектурное бюро Романа Леонидова
  • zooming
    3 / 4
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    4 / 4
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова

Налево от холла расположена парадная зона, состоящая из перетекающих друг в друга помещений: кухня, затем столовая, дальше – каминная, играющая роль основной гостиной, и гостиная-зимний сад, представляющая собой эркер со сплошным остеклением, украшенный тропическими растениями.
  • zooming
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова

Направо от холла – кабинет хозяйки с библиотекой, рабочим столом и диванной зоной, которую украсил авторский журнальный столик, выполненный краснодеревщиком из Подмосковья по эскизам авторов. Из кабинета можно выйти в гараж-лофт. Это особенное пространство с высокими потолками площадью 60 м2, одна из стен которого прорезана семью высокими окнами с той самой фабричной расстекловкой, как будто это старый цех. В строгом смысле слова это не только гараж, но и атмосферный лофт, который может использоваться для приема гостей и вечеринок.
  • zooming
    1 / 3
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    2 / 3
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    3 / 3
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова

Из гаража-лофта спускаемся в цокольный этаж, где попадаем в домашний кинотеатр и далее – в мастерскую. Она оборудована большим рабочим столом, за которым собираются дети и взрослые для занятий изобразительным и прикладным искусством. Любопытна логистическая цепочка творческих пространств: кабинет хозяйки – лофт – кинотеатр – мастерская.
План цокольного этажа. Дом в Подмосковье
© Архитектурное бюро Романа Леонидова

На втором и антресольном этажах находятся частные помещения членов семьи: родительский блок и две детских. Они все состоят из двух уровней: на нижнем располагаются малые гостиные и рабочие зоны, на антресолях – спальни, в две из них ведут винтовые лестницы. Родительская гостиная имеет выход на большую террасу с садом, который образован аллеей шарообразно подстриженных кленов, высаженных в запроектированный на кровле «вазон», позволяющий выращивать крупноразмерные деревья. Эта деталь ассоциируется с «висячим садом» и дополняет архитектурную композицию дома. Свой балкон есть и у одной из детских гостиных, а большая крытая лоджия, расположенная по центру дома, между двумя основными объемами, объединяет их и визуально, и функционально. В детских комнатах активно применяется цвет: они окрашены в зеленый и желтый, а стены хозяйской спальни украшены панелями с декоративными авторскими росписями. Сводчатые потолки выполнены из дерева.
  • zooming
    1 / 4
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    2 / 4
    Дом в Подмосковье
    © Архитектурное бюро Романа Леонидова
  • zooming
    3 / 4
    План 2-го этажа с расстановкой мебели. Дом в Подмосковье
    © Архитектурное бюро Романа Леонидова
  • zooming
    4 / 4
    План антресольного этажа. Дом в Подмосковье
    © Архитектурное бюро Романа Леонидова

Ванные комнаты и санузлы, как и многое другое, вдохновлены интерьерами виллы Керилос: они оформлены изысканной мозаикой с рисунком «рыбьей чешуи», трафаретными росписями, насыщенными цветами и эстетской фурнитурой. В ванных, как и во всем доме, множество деталей выполнены художниками на заказ.
  • zooming
    1 / 4
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    2 / 4
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    3 / 4
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    4 / 4
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова

Как уже говорилось, хозяйка активно участвовала в творческом процессе, предлагая идеи, стимулируя интересные решения и подбирая декор: скульптуры и антикварные вазы, люстры и дверные ручки. Многое из этого собрано по европейским антикварным салонам, другое сделано на заказ по аналогам предметов того времени. Благодаря хозяйке в интерьере появились романтические детали вроде внутренних балкончиков на фигурных авторских кронштейнах и хамама с марокканской мозаикой.
  • zooming
    1 / 3
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    2 / 3
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова
  • zooming
    3 / 3
    Дом в Подмосковье
    Фотография © Софья Леонидова

Современные заказчики многих стран, например России и США, хорошо относятся к ар-нуво. Позволю себе предположить, почему: модерн из ближайших к современности стилей – самый эмоциональный. У архитекторов отношение более сложное. Отвечая на вопрос о причинах популярности стиля ар-нуво, Ольга Буденная и Роман Леонидов подчеркнули близкие каждому из них черты. Ольга Буденная сказала, что модерн любят за очень красивые вещи, за возможность их декорировать и тонко подавать и в то же время за соответствие современности и подчеркнутую функциональность. Роман Леонидов считает, что «основная особенность ар-нуво – тотальный контроль автора над всей жизнью дома: от фундамента до чайной ложки. Эта тенденция продолжается и в ар-деко. И Макинтош, и Райт занимались всем: и архитектурой, и дизайном мебели и предметов». В данном конкретном случае можно сказать, что тотальный контроль осуществляли авторы: Ольга Буденная, Роман Леонидов, Ксения Волкова и хозяйка дома Надежда Фоменко. Результат получился эмоциональным, соответствующим образовательно-творческому пафосу и общественному темпераменту владельцев.
Архитектор:
Роман Леонидов
Ольга Буденная
Проект:
Дом в Подмосковье
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Ольга Буденная, Ксения Волкова, Надежда Фоменко, Роман Леонидов

2.2010 — 6.2011 / 6.2011 — 7.2019

20 Августа 2020

Похожие статьи
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Лошарик
Москомархитектура обнародовала проект пешеходного моста между ММДЦ Москва Сити и ТПУ Деловой центр. Авторы – Сергей Кузнецов и Дмитрий Сухов.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.