English version

Змей-гора

Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.

mainImg
Архитектор:
Сергей Никешкин
Проект:
Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма
Россия

Авторский коллектив:
Сергей Никешкин – руководитель авторского коллектива, Константин Кузнецов, Евгений Железко, Мария Сурова, Александра Смирнова

2022
Проект участвовал в закрытом конкурсе 2022 года. Сроки реализации пока что не известны, точная локация по просьбе заказчика не раскрывается.

Сведений о контексте, впрочем, достаточно. «Серпентайн» планируется строить в Крыму на окраине известного курортного поселка, вполне типичного для южного берега: он раскинулся на уступах зеленой полосы между морем и относительно безлесыми горными хребтами. Мыс, на котором появится комплекс, располагается в стороне от курортных «активностей» и потому выглядит приватным и скорее «местным», чем туристическим. Он застроен в основном особняками с красными черепичными крышами, идиллию которых нарушает лишь одна семиэтажная пластина апартаментов. Место оживленное, но инфраструктуры немного; дома скрыты за деревьями, несколько недостроев постепенно поглощает природа. О привлекательности места говорит тот факт, что у самого берега стоит белоснежная и нездешне лаконичная вилла, построенная по проекту итало-английского архитектора. 
Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма
© KPLN

Особенность заказа – два отдельных участка. Меньший располагается на первой линии от моря, больший – ближе к Южнобережному шоссе. Обе территории – бывшие пансионаты, свидетельств от которых практически не осталось. Программа комплекса разнообразная – это и апартаменты разного класса, и виллы, и некоторое количество гостиничных номеров, а также сопутствующая инфраструктура, которая позволила бы владельцам и арендаторам не выезжать за пределы мыса, а получать все услуги на месте. 
Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. Ситуационный план на основе
© KPLN

В основе концепции, предложенной архитекторами KPLN, – идея горного серпантина: террасированные здания каскадами спускаются от гор к морю, каждая точка и каждый поворот открывают новый вид
Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. Идея
© KPLN
Змей-гора
Наибольшее развитие идея серпантина получила в здании апартаментов. Архитекторы «укладывают» его на участке лентой, с одной стороны подстраиваясь под рельеф, а с другой – набирая достаточный строительный объем. Это позволило поработать с силуэтом: повороты акцентируют высокие секции, к краям этажность все ниже, в результате никто не обделен видами на море и горы. 
  • zooming
    1 / 3
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. Формирование объема
    © KPLN
  • zooming
    2 / 3
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. Регулирование этажности
    © KPLN
  • zooming
    3 / 3
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. 8000 м2 приватных террас
    © KPLN

Добившись достаточно дробного деления на секции, архитекторы приглушают эффект, артикулируя горизонтальные членения. В результате зритель видит не секции, а слои, напоминающие пластины известняковых залежей или карстовые обнажения. В самой нижней части здания – четыре слоя, в самой высокой – восемь. Сходство с обдуваемой ветрами горой, в которой удобно обустраивать гнезда ласточкам, усиливает испещренный выемками абрис террас и балконов.
Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. Формирование дополнительной пластики фасадов
© KPLN

«Чешуйки» террас, расположенных внахлест и с небольшим смещением, сближение «колец», плоская «голова» и «хвост», утолщение к центру – все это придает зданию сходство еще и со змеей, которая пригрелась на солнце после удачной охоты. А потом, быть может, превратилась в камень, совсем как кошка и медведь. На этот образ указывает и название «Серпентайн» с латинским корнем, означающим змею. Если продолжать искать аналогии, можно указать и на отсылку к Генуэзской крепости в Судаке, с зубчатыми стенами и башнями, послушно следующими за рельефом.
Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма
© KPLN

В отделке фасадов архитекторы предлагают использовать материалы, которые сблизили бы здание с окружающей природой: травертин или стеклофибробетон с рельефной фрезеровкой, деревянные ламели и стекло триплекс для ограждений балконов. 
Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. Фрагмент фасада. Вариант 1
© KPLN

Изгибы здания образуют приватный двор и две камерные площади. В этих пространствах предполагается разместить детские площадки, террасы ресторанов, бассейны, променады и сады для отдыха и принятия солнечных ванн.
Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма
© KPLN
Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма
© KPLN

Контур первого этажа займут в основном технические и коммерческие помещения, небольшие секции отведены фитнес-центру и гостиничному блоку. Всего в «Серпентайн» будет около 900 апартаментов площадью от 35 до 100 м2. Те из них, что располагаются на верхних этажах, имеют доступ к террасе на кровле здания. Предусмотрен подземный паркинг на 182 машины.
  • zooming
    1 / 6
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. Схема генерального плана
    © KPLN
  • zooming
    2 / 6
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. Схема функционального зонирования
    © KPLN
  • zooming
    3 / 6
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. План на уровне входных групп, включая паркинг
    © KPLN
  • zooming
    4 / 6
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. План типового этажа
    © KPLN
  • zooming
    5 / 6
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. План верхнего типового этажа
    © KPLN
  • zooming
    6 / 6
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. Разрез
    © KPLN
Каскады воды
С гор спускаются не только серпантины дорог, но и ручьи, которые прокладывают себе извилистый путь. Этот образ ближе к концепции 12 вилл, расположенных на одном участке с апартаментами, но ниже по склону и вплотную друг к другу. Выраженный рельеф позволяет обеспечить им достаточную приватность: на каждом уступе умещается от одной до трех вилл, разделенных бассейнами. Все особняки устроены одинаково: два надземных и один подземный этаж с паркингом, но некоторые могут похвастаться большей площадью – до 400 м2. Материалы в отделке используются те же, что и в здании апартаментов.
  • zooming
    1 / 4
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма
    © KPLN
  • zooming
    2 / 4
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. Виллы
    © KPLN
  • zooming
    3 / 4
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. Разрез
    © KPLN
  • zooming
    4 / 4
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. Схема генерального плана на основе
    © KPLN
Штормовые волны
У самой воды архитекторы размещают здание гостиницы, которое обещает постояльцам исключительные виды на морскую гладь. Оно собрано из тех же структурных единиц, что и апартаменты: уступы и слои, неровные края террас, травертин, дерево и штукатурка. Однако образ совсем другой: скорее расступившиеся воды, чем скалистые почвы. Пространство меж двух корпусов оставляет открытой панораму горы со стороны моря – это имеет значение как для купающихся в море и бассейне, так и для проходящих мимо судов. 
Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма
© KPLN

В двух корпусах располагается всего 44 апартамента, площадь которых начинается от 100 м2. Их соединяет стилобат с рестораном, фитнес-центром, бассейном и магазинами. Высокий класс недвижимости предполагает необходимость подземного паркинга на 27 машин. Перед зданием проектируется променад и площадь с местами для отдыха и созерцания моря. 
  • zooming
    1 / 8
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. Схема генерального плана на основе
    © KPLN
  • zooming
    2 / 8
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. Схема функционального зонирования
    © KPLN
  • zooming
    3 / 8
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. План на уровне -1 этажа
    © KPLN
  • zooming
    4 / 8
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. План на уровне 1 этажа
    © KPLN
  • zooming
    5 / 8
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. План на уровне 3 этажа
    © KPLN
  • zooming
    6 / 8
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. План на уровне 5 этажа
    © KPLN
  • zooming
    7 / 8
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. План на уровне 7 этажа
    © KPLN
  • zooming
    8 / 8
    Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. Разрез
    © KPLN
Лесные тропы
Учитывая, что два участка разделяет достаточно большое пространство, архитекторы также продумали связи между разными частями комплекса и проложили пешеходные маршруты к морю. Арки, сквозные проходы, галереи, консоли и лестницы объединяют благоустроенную среду и делают ее проницаемой. Главный вход и подъезд к комплексу – со стороны шоссе.
Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма. Проницаемость внутренних дворов. Спуск к морю
© KPLN
Архитектор:
Сергей Никешкин
Проект:
Комплекс апартаментов на Южном берегу Крыма
Россия

Авторский коллектив:
Сергей Никешкин – руководитель авторского коллектива, Константин Кузнецов, Евгений Железко, Мария Сурова, Александра Смирнова

2022

29 Февраля 2024

Похожие статьи
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Опал Анны Монс
Проект небольшого бизнес-центра рядом с Туполев плаза и улицей Радио прокламирует необходимость современной архитектуры в отдельно взятом месте Немецкой слободы и доказывает свой тезис проработанностью деталей, множеством отвергнутых вариантов формы и даже – описанием района. Можно согласиться и интересно, что получится.
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.
Шоколад в шоколаде
Интерьер петербургского ресторана Theobroma, где все блюда готовятся с применением какао-бобов, выдержан в стиле Людовика XIV. Мебель и посуду в духе рококо балансирует фактура потертого бетона на стенах и обилие естественного света.
Домики в саду
Детский сад, спроектированный бюро WALL для нового района Казани, отвечает нормативам, но далеко уходит от типовых вариантов. Архитекторы предложили замкнутую на себе структуру с зеленым двором в центре, деревянными домиками-ячейками и галереей вместо забора. Получилось по-взрослому и уютно.
Парголовский протестантизм
В Петербурге по проекту бюро SLOI architects строится протестантская церковь. Одна из главных особенностей здания – деревянная кровля с 25-метровыми пролетами, которая в числе прочего формирует интерьер молельного зала. Но есть и другие любопытные детали – рассказываем о них подробнее.
Стрит-арт на стройке
Магазин уличной одежды в петербургском пространстве Seno Валентина Дукмас оформила граффити, заборами из профлиста, строительными лесами и пластиковыми стульями. Контраст им составляют старинные деревянные балки и кирпичные стены.
На бокальчик
Для интерьера винного бара в Казани Карина Гимранова выбирает как прямые ассоциации вроде бочек, светильников-виноградин и хрусталя, так и более тонкие: оттенки закатного солнца, образ почвы, осколки амфор. Не последнюю роль в создании атмосферы сыграл светодизайн.
Платан и фонтан
Кафе-терраса в сочинском парке «Ривьера» стремится раствориться в окружающей его буйной растительности: деревья растут сквозь перекрытия, в конструктиве предусмотрены отсеки для высадки растений, а панорамные окна истончают границы пространств.
В гостях у Фрэнка
Интерьеры лобби башен комплекса «Павелецкая сити» посвящены легендам американского кинематографа. Чтобы воссоздать атмосферу голливудской роскоши, бюро Олега Клодта обратилось к приемам ар-деко, фактурным материалам и арт-объектам.
Лучи пустыни
В Дубае по проекту бюро IND architects планируют построить школу, рассчитанную на 1750 учеников. Архитекторы учли локальные особенности, предложили «лучевую» планировку и пространства, в которых детям будет комфортно находиться на протяжении всего дня.
Сад Памяти
Сад Памяти – ландшафтное продолжение экспозиции Музея Истории ГУЛАГа. В основе его планировки – идея пути к свету через трудности памяти и опыта. Пустовавший ранее технический двор стал оживленным пространством для культурной программы музея и знакомства с историческими фактами. Рассказ о проекте – от автора.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.