Калуга-Сити

Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.

mainImg

Комплексный дипломный проект подготовили бакалавры 2021 года выпуска на кафедре «Архитектура» Государственного университета по землеустройству в мастерской под руководством архитектора Михаила Корси. Участок проектирования на правом берегу Оки выбрал главный архитектор Калуги Алексей Комов: для проработки идей по созданию нового центра и делового ядра с рабочим названием «Калуга-Сити». 
«Калуга-Сити». Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
© Изображение предоставлено Михаилом Корси
«Калуга-Сити». Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
© Изображение предоставлено Михаилом Корси

cic =

Алексей Комов

За последние пару лет Калуга превратилась в полигон для концепций молодых архитекторов. Образ «столицы архитектурной молодежи» за городом уверенно закрепили регулярные конкурсы, образовательный проект «Моя река», а также фестиваль молодых архитекторов «Перспектива». На калужском «материале» строятся курсовые и дипломные работы. 

Комплексный проект от студентов ГУЗ выглядит фантастическим, но в нем есть своя смелая логика. В сентябре на правом берегу Оки откроет двери кампус калужского филиала Бауманского университета – новый локальный центр, который кардинально изменит взаимодействия внутри городского организма. Выбор участка для проекта Калуга-Сити вдали от исторического центра и рядом с новой Бауманкой, драйвером развития, вполне можно назвать логичным. Другое дело, что сложный рельеф, непростая геология, а главное, природоохранные ограничения затруднят гипотетическую реализацию студенческой концепции в таких масштабах.

При этом каждый проект концепции заслуживает отдельного внимания и безусловно может быть полезен Калуге, причем не только рядом с кампусом, но и на других городских территориях, заслуживающих развития. В этом залог нашего дальнейшего сотрудничества. Например, сложившиеся районы Правобережья крайне нуждаются в новых локальных культурно-общественных центрах.

Участок возле села Некрасово, задействованный в проекте студентов ГУЗ, уже разработан бюро ESCHER как новый современный район смешанного типа с сервисами для обслуживания нужд кампуса. Также разрабатывается стратегический мастер-план развития около 300 га правого берега от нового кампуса вплоть до Гагаринского моста.
 

На этапе групповой работы студенты проработали несколько вариантов планировочной структуры участка площадью 35 га, остановившись на самом простом: с ортогональными кварталами, выходящими к набережной, с размещением общественных объектов на первой линии от берега и коливингом в центре. Мастер-план территории предполагает активную интеграция района в социальную жизнь Калуги, в том числе с помощью новых транспортных решений: со старым городом его соединяют мосты, речной транспорт и канатная дорога. Затем студенты работали индивидуально, каждый со своим участком.
  • zooming
    1 / 4
    «Калуга-Сити». Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    2 / 4
    «Калуга-Сити». Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    3 / 4
    «Калуга-Сити». Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    4 / 4
    «Калуга-Сити». Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси

cic =

Михаил Корси, архитектор, доцент кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству

Проект базируется на реально существующих задачах и территориях: такой подход дает студентам возможность работать максимально приближенно к настоящей архитектурной практике, поскольку приходится учитывать особенности и ограничения участка, задачи градостроительного развития, пожелания заказчика и нормативные документы, финансовые ограничения и возможность реализации объекта, его влияние на окружающую среду.

Но на первом месте всегда остаются архитектурно-пластические и концептуальные задачи. Студенты погружаются в ситуацию необходимой реализуемости своей идеи в границах существующей практической реальности.

На первом этапе команда из восьми студентов провела градостроительный анализ и разработали мастер-план всей территории, выделив восемь отдельных участков для проектирования. Ребята научились работать сообща над одним большим проектом, распределять задачи, осваивать инструменты и технологии цифровой коммуникации.

На втором этапе каждый студент получил полную свободу действий в поиске композиции и графического языка для воплощения своего творческого потенциала и предпочтений, но в рамках выбранных на этапе мастер-плана базовых параметров объектов.

В результате получились самостоятельные, яркие и очень разные проекты, отражающие индивидуальность авторов, при этом сохраняющие единство общей идеи. В конце была собрана общая облачная модель района проектирования.
 
Сегодня все участники проекта успешно практикуют в ведущих проектных бюро (UNK, BASIS, ТПО «ПРАЙД») и продолжают обучение в магистратурах МАРХИ, ВШЭ, ГУЗ.

Бакалавры кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
© Фотография предоставлена Михаилом Корси
Речной вокзал
Наталья Коновалова
 

Участок для речного вокзала находится на месте существующей пристани «Пучково». Композиционное решение ориентируется на рельеф и позволяет открыть вид на реку и панораму исторической Калуги. Открытое пространство с привокзальной площадью также выступает в роли смотровой площадки. Речной вокзал становится завершением оси бульвара, который проходит через привокзальную центральную площадь, амфитеатр-музей и набережную. Автор использовала ассоциативный подход, выбрав в качестве основной темы образ волны. 
  • zooming
    1 / 7
    Речной вокзал, Наталья Коновалова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    2 / 7
    Речной вокзал, Наталья Коновалова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    3 / 7
    Речной вокзал, Наталья Коновалова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    4 / 7
    Речной вокзал, Наталья Коновалова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    5 / 7
    Речной вокзал, Наталья Коновалова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    6 / 7
    Речной вокзал, Наталья Коновалова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    7 / 7
    Речной вокзал, Наталья Коновалова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
Административно-деловой центр «Ладья»
Арина Моисеева

Деловой центр становится знаковым объектом нового района и формирует речной фасад. Динамичная архитектурная композиция ассоциируются с классическим образом кремля на холме, сочетающего башни и крепостные стены. Близость к Оке навевает второй образ: корабля, парусов на мачтах. Колористическое решение отсылает к древнерусской ладье с бежевыми тонами дерева и красно-белыми парусами. Проектом предусмотрены различные типы офисных помещений, конференц-залы, выставочное пространство, а также необходимая инфраструктура.
  • zooming
    1 / 9
    Административно-деловой центр «Ладья», Арина Моисеева. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    2 / 9
    Административно-деловой центр «Ладья», Арина Моисеева. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    3 / 9
    Административно-деловой центр «Ладья», Арина Моисеева. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    4 / 9
    Административно-деловой центр «Ладья», Арина Моисеева. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    5 / 9
    Административно-деловой центр «Ладья», Арина Моисеева. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    6 / 9
    Административно-деловой центр «Ладья», Арина Моисеева. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    7 / 9
    Административно-деловой центр «Ладья», Арина Моисеева. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    8 / 9
    Административно-деловой центр «Ладья», Арина Моисеева. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    9 / 9
    Административно-деловой центр «Ладья», Арина Моисеева. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
Арт-центр «Калужские дворы»
Александра Костюкова

В основе проекта – регулярная планировка и масштаб кварталов старого города. Комплекс из прямоугольных павильонов разделяет центральная лестница, ведущая от парка к благоустроенной набережной. В каждом блоке комплекса предусмотрено два уровня. Нижний «этаж замысла» предназначен для знакомства искусством и включает выставочные пространства, библиотеки, коворкинги. На верхнем «этаже воплощения» располагаются мастерские и помещения для продажи готовой продукции. С одной стороны это площадка для развития креативного мышления молодого поколения, с другой – полностью проницаемое пространство для посетителей парка, где можно наблюдать за воплощением творческих замыслов. 
  • zooming
    1 / 10
    Речной вокзал, Арт-центр «Калужские дворы», Александра Костюкова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    2 / 10
    Речной вокзал, Арт-центр «Калужские дворы», Александра Костюкова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    3 / 10
    Речной вокзал, Арт-центр «Калужские дворы», Александра Костюкова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    4 / 10
    Речной вокзал, Арт-центр «Калужские дворы», Александра Костюкова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    5 / 10
    Речной вокзал, Арт-центр «Калужские дворы», Александра Костюкова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    6 / 10
    Речной вокзал, Арт-центр «Калужские дворы», Александра Костюкова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    7 / 10
    Речной вокзал, Арт-центр «Калужские дворы», Александра Костюкова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    8 / 10
    Речной вокзал, Арт-центр «Калужские дворы», Александра Костюкова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    9 / 10
    Речной вокзал, Арт-центр «Калужские дворы», Александра Костюкова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    10 / 10
    Речной вокзал, Арт-центр «Калужские дворы», Александра Костюкова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
Гостинично-туристический центр «Посад»
Елизавета Гороновская

Архитектурная концепция проекта воссоздает образ «старого города», из которого вырастает новый. Роль «старого города» играет музей под открытым небом, воплощенный через образ калужской крепости XVII века. Сохраняются и градостроительные принципы того времени: модульность, рядовая планировочная структура, связь планировки с рельефом и природной средой, формирование центра композиции – большого пространства с архитектурными доминантами, трассировка улиц по горизонталям рельефа, хребтам, тальвегам. Комплекс вписан в рельеф за счет террас. «Старый город» расположен на самой верхней террасе, нижние занимают гостиничные домики со скатными кровлями, которые вторят силуэту «старого города».
  • zooming
    1 / 7
    Гостинично-туристический центр «Посад», Елизавета Гороновская. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    2 / 7
    Гостинично-туристический центр «Посад», Елизавета Гороновская. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    3 / 7
    Гостинично-туристический центр «Посад», Елизавета Гороновская. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    4 / 7
    Гостинично-туристический центр «Посад», Елизавета Гороновская. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    5 / 7
    Гостинично-туристический центр «Посад», Елизавета Гороновская. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    6 / 7
    Гостинично-туристический центр «Посад», Елизавета Гороновская. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    7 / 7
    Гостинично-туристический центр «Посад», Елизавета Гороновская. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
Коливинг-комплекс «Конструктивист»
Елена Громова

Пространство коливинга предлагает арендаторам – студентам и молодым специалистам – комфортную и безопасную среду и «домашнюю» атмосферу. Комплекс обеспечивает физическое и психологическое восстановление после рабочего дня, а также способствует образованию социальных контактов и учитывает потребности семей с детьми. На прилегающей территории предусмотрены детские и спортивные площадки, прогулочные зоны, парковки для посетителей и сотрудников обслуживающих предприятий.
  • zooming
    Коливинг-комплекс «Конструктивист», Елена Громова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    Коливинг-комплекс «Конструктивист», Елена Громова.
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
zooming
Коливинг-комплекс «Конструктивист», Елена Громова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
© Изображение предоставлено Михаилом Корси
ЖК «Зеленые крыши»
Ирина Тарасик

Внешний облик района средней этажности соотносится с исторической кирпичной застройкой Калуги за счет отделки фасадов. За экологическую составляющую отвечают теплицы на крышах, которые позволяют соединить сельский и городской типы жизни. Исследовательский центр включает дендрарий и научно-исследовательский блок, где проходит проверку выращенная жителями продукция. Приватные дворы свободны от парковок. Через всю территорию, от станции исследовательского центра до левого берега, идет фуникулер.
  • zooming
    1 / 4
    ЖК с тепличным хозяйством «Зеленые крыши», Ирина Тарасик. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    2 / 4
    ЖК с тепличным хозяйством «Зеленые крыши», Ирина Тарасик. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    3 / 4
    ЖК с тепличным хозяйством «Зеленые крыши», Ирина Тарасик. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    4 / 4
    ЖК с тепличным хозяйством «Зеленые крыши», Ирина Тарасик. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
Гимназия «Центр притяжения»
Дмитрий Дрозд

Компактная организация гимназии обусловлена небольшим участком при большом объеме здания. В основе планировки лежит квадрат. Комбинация строгих форм сочетается с элементами конструкции, расположенными по центральной оси.  Акцентная часть приходится на входную группу. Контраст на фасадах усиливается за счет панорамного остекления и складчатой стеклянной оболочки.
  • zooming
    1 / 6
    Гимназия «Центр притяжения», Дмитрий Дрозд. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    2 / 6
    Гимназия «Центр притяжения», Дмитрий Дрозд. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    3 / 6
    Гимназия «Центр притяжения», Дмитрий Дрозд. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    4 / 6
    Гимназия «Центр притяжения», Дмитрий Дрозд. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    5 / 6
    Гимназия «Центр притяжения», Дмитрий Дрозд. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    6 / 6
    Гимназия «Центр притяжения», Дмитрий Дрозд. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
Музыкальный театр «Волна»
Таисия Стрекалова

Парадный вход театра ориентирован на зеленую зону главной пешеходной улицы. Она ведет к набережной и речному вокзалу, которому вторят волнообразные формы. Объем здания театрального училища на контрасте запроектирован прямоугольным в плане, с жесткой внутренней сеткой несущих колонн.
  • zooming
    1 / 5
    Музыкальный театр «Волна», Таисия Стрекалова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    2 / 5
    Музыкальный театр «Волна», Таисия Стрекалова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    3 / 5
    Музыкальный театр «Волна», Таисия Стрекалова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    4 / 5
    Музыкальный театр «Волна», Таисия Стрекалова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси
  • zooming
    5 / 5
    Музыкальный театр «Волна», Таисия Стрекалова. Комплексный дипломный проект студентов кафедры «Архитектура» Государственного университета по землеустройству, 2021
    © Изображение предоставлено Михаилом Корси

16 Февраля 2023

Похожие статьи
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: мастерская...
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева: три варианта музейного комплекса на территории серого пояса, гидропарк в Приморском районе, а также мотель при конном клубе в Ольгино.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
СПбГАСУ 2023: бакалавры «Ландшафтной архитектуры»
Преподаватели нового направления СПбГАСУ выбрали и прокомментрировали лучшие работы третьего выпуска. Они посвящены ландшафтной ревитализации двух территорий: парка Ваккосалми в Сортавале и карьера в поселке Металлострой.
Магистры МАРХИ-2023
Выпускники кафедры «Архитектура жилых зданий» группы Владимира Юдинцева и Елены Ганушкиной решали в своих работах наболевшие проблемы Москвы: упорядочивали большие бесструктурные кварталы, активизировали межмагистральные территории и исследовали разнообразие исторической городской среды.
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.