Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше 2023

Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.

Для московского уха Казаныш звучит как-то в духе «сына Казани», но на самом деле всё иначе: «казаныш» переводится как «достижение» – так написано в гугле, и так же было написано на худи волонтеров, которые работали на форуме. 
Майка с переводом слова «Казаныш», 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Я на Казаныше второй раз и оба раза выставки на нем минимальны, сам форум – то есть не картинки, а разговоры, – намного заметнее. Но форум это несколько залов, очутиться повсюду одновременно никак нельзя, и даже не пропустить что-то из собственноручно отмеченного в программе – тоже довольно сложная задача. Остается общение и присутствие на тех сессиях, куда успел попасть, «урывками».

Так что людей особенно дотошных или, наоборот, ничего не успевших, выручает трансляция и запись. Ссылки на запись и программу мы поместили в аттаче к статье, но повторим и здесь: 
записи трансляции по дням и по залам; 
программа форума;

Строго говоря, чтобы по-настоящему освоить все сказанное или, кому нужно, заполнить лакуны, этих двух ссылок достаточно. 
Термин 
Тема этого года – идентичность, вернее «Отражение идентичности». Так что формулировку начали критиковать сразу же, с первого дня.

Потому что – ну как идентичность может отражаться? В чем? Чем она станет после того, как отразилась? Перестанет быть собой? Впрочем, к девизам больших мероприятий следует относиться как к некоему знаку, отчасти формальному, – не стоит искать там истин. 

Кроме того, у каждого свой взгляд. Вот например главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в ответ на главную тему форума сосредоточился на том, как современный архитектор создает знаковые объекты и таким образом формирует идентичность места – казалось бы, этот взгляд противоположен традиционному.
Первый кадр из сообщения Сергея Кузнецова. Казаныш 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

...здравствуйте, мы к вам с нашей идентичностью, – можно ведь и так? – монастыри с их уставом в данном смысловом разрезе нежелательно, впрочем, вспоминать. Хотя! Когда Иван Грозный завоевал Казань в своем XVI веке, он насаждал свою идентичность вместо прежней, ордынской, именно через строительство монастырей, ну, еще и крепостей. Но это было давно, теперь так не принято, и мы, кажется, ушли в сторону. 

В чем-то противоположную, хотя тоже радикальную позицию озвучила Наринэ Тютчева, сказав примерно следующее – что такое идентичность? – Это «тождественность», идентичный – значит одинаковый. А следует, в ее точки зрения, говорить, скорее, о самобытности, культуре, контексте. И показала результат исследования с проектом приспособления двора в Старотатарской слободе, очень детального, апеллирующего к целостности комплекса. 
Кадр из сообщения Наринэ Тютчевой. Казаныш 2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

С детальным подходом к работе с наследием, пропагандируемым Наринэ Тютчевой и ее Ре-Школой, которая в прошедшем году много поработала в Казани, сложно не согласиться, хотя дальше необходимо исследовать нюансы: а вдруг можно было пойти и дальше? Тем не менее, подробность изучения деревянного домика, пережившего и гниение, и пожар, впечатляет. 

А вот относительно терминологии – лично я бы предложила все же не переходить с «идентичности» на «самобытность» – второе понятие дискредитировано многократным использованием, давно и надежно. И «тождественность» – это только первое значение слова identity, которое давно получило ряд других смыслов (тут ссылка на словарь), вот к примеру: подлинность, личность, отличительные черты, самооценка, равно как и – даже! – национальное самосознание. Так что, восхищаясь самим подходом Тютчевой, ориентированным на исследование города в целом и памятников в отдельности, с предложенной трактовкой понятий согласиться никак нельзя. 

Между тем сколько ни упоминай тему крупного мероприятия, во рту слаще не станет, – и, конечно же, все разговоры распадаются на много других тем и часто сосредотачиваются на озвучивании стратегических планов и показе проектов, в том числе мега-. 
Союз
Так, в этом году Казаныш впервые стал международным, в преддверии саммита БРИКС, который должен быть в Казани в 2024 году. На форум пригласили архитекторов, планировщиков и чиновников градостроительной сферы из Китая, ОАЭ, Ирана и пр.

Заодно мэр Казани Ильсур Метшин озвучил план создания Архитектурной ассоциации стран БРИКС, куда планируется пригласить союзы архитекторов этих стран. Задачей ее будет обмениваться профессиональным опытом и проводить конкурсы, вероятно, на звучные крупные – международные – заказы. Намеком прозвучала уверенность, что центром ассоциации станет Казань, как расположенная между Востоком и Западом. 

Но форум все-таки в Казани, и хотя там показывали и китайские, и иранские, и московские проекты, а также Сочи, Хабаровск и прочее; но информация по столице Татарстана там ощущается как укорененная и самая уместная. Повторюсь, все охватить невозможно, и тут мы выбрали два мега-сюжета. 
Вода / Город на воде
В Казани очень много водных поверхностей, и каналы, и озера, и после появления в пятидесятые годы Куйбышевского водохранилища – самого большого в Европе и третьего по площади в мире – река Казанка стала, перед ее впадением в Волгу, совершенно огромной, так что несведущий человек запросто может их перепутать, особенно зимой.

Воды много, а используют ее не очень активно: даже причалов в советское время в городе было больше. 
Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани, представляет проект «Город на воде»
Фотография © Даниил Шведов / предоставлена форумом Казаныш 2023

Так что актуальность большого проекта развития инфраструктуры отдыха на воде, который на форуме показала главный архитектор города Ильсияр Тухватуллина, вполне очевидна. Объекты называют «речными маринами». Запланировано 11 городских марин, в том числе с поминутной оплатой швартовки, прямо как парковки, в центре города по берегам реки Казанки: тут мы узнаем, что 15 минут такой швартовки стоят 1000 рублей.

А также несколько туристических марин, центры водных видов спорта, в том числе для детей, и, самые периферийные и небольшие – «зеленые стоянки» для полудиких байдарочников.

Один из крупных и, вероятно, ресурсоемких проектов задуманной сети – судостроительный кластер с удивительным топонимическим названием «Победилово». 
  
 

Любопытно наблюдать, как причалы появляются и в центре, и на западном берегу Волги, и в существующих жилых комплексах, и в планах новых девелоперских проектов – например, на месте Южного речного порта, где свои ЖК уже спроектировали и АБ ЦЛП, и WALL. 

В то же время нельзя не заметить, что весь причальный потенциал – рекреационного плана, а о водных видах транспорта речи пока вроде бы нет. Но, вероятно, такова специфика города. 
Мосты / М-12
Магистраль М-12 идет от Москвы до Казани и дальше через Екатеринбург в Тюмень. Дорогу до Екатеринбурга обещают достроить в 2024 году. Проезд до Казани планируют открыть сейчас, в декабре – два участка между Казанью и Москвой: от Арзамаса до Чувашии и прямо перед Казанью, включая мост через Волгу.

Уже очень хочется проехать по ней. Хотя до центра Казани от развязки платной дороги надо будет добираться даже чуть дольше, чем от аэропорта – 40 километров. Но, с другой стороны, до Нижнего Новгорода от новой трассы – еще больше, порядка 100 км. 

В лекции представителя компании «Автодор» Виталия Шмарова было довольно много интересных вещей. В частности, на трассе планируются многофункциональные зоны, не просто заправки и не просто стоянки, а места отдыха для всех, через приблизительно 60 км друг от друга – сейчас между Муромом и границей Татарстана их нет вовсе, а там – расстояние 450 км; на его протяжении обещают построить по 6 зон отдыха и заправки с каждой стороны дороги.
  • zooming
    1 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    2 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    3 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    4 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    5 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023
  • zooming
    6 / 6
    Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
    © Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023

Любопытно, что у нас сначала запускают трассу, а уже потом строят заправки на ней. Мы как-то по новой Ленинградке едва доехали до живой заправки. 

С трассой больше всего повезло Мурому, она прошла прямо мимо него, и теперь, как пишет Автодор, Муром это первый в мире город по количеству вантовых мостов на человека (! такую аналитику я еще не встречала). А дело в том, что в Муроме уже был один вантовый мост через Оку, и теперь они встали рядом, рифмуются, как близнецы-братья. 
Трасса М-12. Презентация на Казаныш 2023
© Виталий Шмаров, Автордор, презентация / предоставлено организаторами форума Казаныш 2023

Первый муромский мост признан самым красивым в России, хотя даже в голосе выступавшего сквозило по этому поводу какое-то легкое удивление. Новый мост украшен оранжевыми арочками, интерпретирующими логотип Автодора. Муромский мост проектировали, как было сказано на лекции – абстрактно – архитекторы из Петербурга. В ответ на мой вопрос имя руководителя авторского коллектива, однако, назвали, и даже с видимым уважением – Андрей Евгеньевич Горюнов.

Автодор подчеркивает, что особенное внимание было уделено архитектурному решению, рифмовке двух мостов и простоте решения нового. 

Теперь хочется узнать, кто спроектировал вантовый мост, который строят сейчас в Новосибирске. Вообще говоря, вантовые мосты мы уже освоили, во многих городах они есть, и – судя по лекции – импортозамещение тоже готово почти во всем, дело только «за вантовой прядью». 

Но вот как же хочется, в рамках импортозамещения, вырастить в наших степях каких-нибудь Калатравов. Или дать работу тем, которые уже есть. Вдруг есть? 

Поскольку и вантовые мосты, и обычные, пусть и протяженные, – при всех приведенных числовых характеристиках – на уровень творческого произведения тянут, мягко говоря, лишь чуть-чуть. Тогда как, глядя, ну хотя бы на римские акведуки, от дорожных сооружений ждешь чего-то большего. Вы бы, к примеру, конкурс провели? Вдруг получится? 

***

Как всегда на форумах, сюжетов разных много, и как всегда, сам город многое берет на себя. Казаныш проходил в модернистском театре Камала, он очень интересен, прежде всего, в отличие от МХАТа, своей сохранностью, там целы и акустические панели в зале, и живая зелень над переходами. Неподалеку строится новый театр, выбранный по конкурсу, но актуальные картинки обещают только в феврале. 

Или вот, улица Баумана, на которой сделала акцент в своем исследовании Наринэ Тютчева – очень туристическая и очень странная. Начинается с монастыря, с метро, с магистрата и с руины, а продолжается массой ресторанов с их вполне искренней, но бутафорией.
Начало улицы Баумана, д. 32. Дом В.И. Щетинкина, начало XIX в., перестроен 1856–1857, архитектор Киливейн, проектировщик ООО «Аркеш». На фоне – здание 2012 года постройки. Фотография 12.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Начало улицы Баумана, д. 32. Дом В.И. Щетинкина, начало XIX в., перестроен 1856–1857, архитектор Киливейн, проектировщик ООО «Аркеш». 12.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тютчева и ее студены поначалу – и как решились – думали предложить сделать ее из пешеходной обратно проезжей. Но потом не стали предлагать. Опыт разговоров с их коллегами, архитекторами из других бюро, говорит, что может, и правильно сделали.
Начало улицы Баумана, 12.2023
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Однако центр Казани пока что остается некомфортным местом. Для туристов на автобусах и для посетителей бань и ресторанов, а не для других людей, которые просто любят гулять по историческому центру. В какой-то момент, лет 10–15 назад, в исторической застройке появилась масса вкраплений не самого архитектурного свойства, он такой, весь залатанный. Трассы разрезают его очень жестко, вместе с перепадами высот, так что погулять от Казанского монастыря до Никольского через Предтеченский (кто-то скажет: опять монастыри) – случае, без пассионарного влечения, а просто с удовольствием, – мягко говоря, несколько проблематично. А ведь это самый центр. 

Казань и республика Татарстан в целом за последние десятилетия прославились парками, общественными пространствами, благоустройствами набережных, все они хорошо известны. А что с городскими улицами, к примеру? Может быть, следующий виток усилий надо отнести к ним? 

14 Декабря 2023

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Поэтика кирпичной стены
Бюро WALL представило проект реконструкции одного из зданий бывшего свечного завода в Казани. Архитекторы предлагают зафиксировать ощущение руины и спрятать внутри нее отчетливо современный бетонный объем, который сам по себе достоин внимания. Программа здания помимо апартаментов и термального комплекса включает археологический парк.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.