Образ хранилища, метафора исследования

Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.

mainImg
С новым архитектурным фестивалем нас.

Фестиваль называется A-House и проходит в течение двух месяцев в одноименном клубе в Большом Афанасьевском переулке. Клуб открылся год назад и позиционируется как пространство для делового общения лидеров индустрии в неформальной обстановке и одновременно как просветительский проект в сфере архитектуры и дизайна. Он поддержан главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, крупными девелоперами и несколькими архитекторами, а основан Дарьей Беляковой, основательницей и владелицей архитектурной компании Arch(e)type, мебельной компании Archipélago, и ювелирного бренда Joser; она также известна как самый молодой в Москве автор жилого комплекса: по словам Сергея Кузнецова, когда Дарья начала проектировать ЖК Level Нагатинская, ей было всего 26 лет. Дарья училась в Миланском Политехе и школе Архитектурной ассоциации в Лондоне, известной как АА. 
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

С момента открытия A-House, а он разместился в отреставрированном доме XVIII века, в его небольших, в основном, залах соседствовали разные функции: комната для партнеров клуба, библиотека для совещаний, небольшой книжный магазин, центральный зал для лекций, в трех залах поменьше выставляли вещи дизайнерских компаний, в трех сводчатых пространствах нижнего, сильно вросшего в землю полуподвального этажа – мастерские, и один выставочный зал. Интерьеры стильные: всё белое в основном. 

Сейчас оба этажа A-House – все залы кроме святая святых, то есть комнаты партнеров, – отданы выставке под названием «Архитектура 1.0». Во вторник ее показали журналистам, а вчера открыли для посетителей. Каталог выставки издан в журнальном формате и называется A-Book, по привычке выпускников школы AA всё называть этой буквой. После завершения – то ли выставки, то ли фестиваля, – организаторы обещают начать выпускать газету с архитектурными новостями. Сама выставка организована по методу совриска, то есть она скорее атмосферная и художественная, а думает о себе как об исследовании. 

Все пространство разделено между шестью темами, отданными разным кураторам, которые в свою очередь привлекли экспонентов. 

Рекомендую сразу от входа идти в самый дальний подвальный зал. Размещенная там экспозиция посвящена ландшафтной архитектуре, называется «Вне времени», а вопрос ставит – «что в нашей [ландшафтного сообщества] практике переживет нас самих?».

Самый остроумный ответ дает UNK landscape: а ничего! – Они заключили в ледяной куб два холмика из камней и ветку чего-то, похожего на чернику. За один день куб растаивает полностью и все его содержимое рассыпается в луже воды.
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Самый парадоксальный ответ – от tamed.form: инсталляция состоит из экзотических и очень красивых цветов в металлической клетке, а ее основная мысль – в том, что даже после катастрофы или вмешательства человека природа берет свое, упрямые ростки пробиваются сквозь асфальт. На мой вопрос – а почему, если пробиваются обычно одуванчики, здесь, в инсталляции, мы видим каких-то хрупких ухоженных питомцев сродни левреткам? – авторы ответили, что одуванчиков не нашлось.

Вот так у нас всегда: одуванчики пробиваются, а на выставки приносят орхидеи.

Но флоральная композиция очень изысканная, глаз не оторвать, кажется, что-то подобное мне доводилось видеть только в Рейксмузеуме в Амстердаме. 
 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Никаких сомнений не остается, что люди, которые делают такие инсталляции из растений, знают, как обращаться с ландшафтом. 

Но самое притягательное в этом зале даже не цветы, растения и жуки, а запах. Так-то и должно пахнуть в подвале палат XVIII века: сыростью, мхом, землей и чем-то еще. Получилась, практически,  комплексная ольфакторная [то есть относящаяся к искусству запахов, – прим. ред.] инсталляция. В его создании участвует почти каждый объект, но больше других – инсталляция группы Земля «Ландшафт будущих воспоминаний», она состоит из большого количества земли, насыпанной на широкие подоконники подвала. В земле семена, которые, как обещают авторы, прорастут. 
  

Интересно только, что потом будет с ремонтом, после всей этой влажности. 

Рядом зал общественных интерьеров с названием «Бюро мер и весов», куратором Ольгой Трейвас и идеей показать важность всяческих мелочей, в том числе технических, при работе с интерьером. Неудивительно, что начинается с Нойферта, а напоминает биеннале Колхаса, из который все почему-то больше всего запомнили сравнение высоты ступенек... Куратор и сейчас, показывая выставку, про них упомянула. 
  • zooming
    1 / 5
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тут всё больше фанерное, и много разномастного.

Есть, например, прототипы струбцин для проекта фойе МХАТ Тамары Мурадовой. Проект был бережной реставрацией интерьеров Владимира Кубасова с деликатными дополнениями, его реализовали в 2019–2021 годах, и через 2 года уничтожили варварским ремонтом. 
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В третьем зале – намного более рационализированная экспозиция про свет. Называется «Сделать привычное заметным», девиз такой же, как у журнала светодизайнеров «Длина волны», куратор Влад Обласов.

К торцевой стене прикреплена статичная конструкция из двух полос, ниши между ними и ламп, светящих на стену. Она позволяет тонкие настройки работы света в разных режимах. Слева – 9 лайтбоксов с манифестами бюро участников. Когда один из лайтбоксов загорается, на конструкции включается режим световой инсталляции, раскрывающей припципы этого бюро. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дальше поднимаемся наверх. Там находим проект Юрия Пальмина и семи его учеников: фотографии на белых занавесках и комната с проектором, разоренным столом из семидесятых с кальками, черно-белыми карточками и красной обложкой материалов XXV съезда КПСС. Рядом на мольберте развалившийся макет развалившейся комнаты с плиткой на стенах, причем сделан он из фотографий; проектор показывает вперемежку с живописными пятнами фотографии современных зданий, но обработанные так, как будто это слайды все тех же семидесятых. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Авторы говорят о выставке как о попытке выявить способность фотографии служить инструментом профессиональной рефлексии: «...в случае критического применения <...>[она] становится инструментом деконструкции, расчленяя семантическое единство с целью производства глубинных смыслов», – и одновременно сокрушаются о легкости современных инструментов и сходстве некоторых фотографий с рендерами. 

Действительно, фотография, к которой по-прежнему часто относятся как к инструменту, может очень многое. Хотя бы вот таким образом: что-то покажу, на чем-то сосредоточусь, о чем-то умолчу – вот вам и новый образ здания. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Треугольная инсталляция Библиотеки Антона Горленко очень обаятельна. Во-первых, тут можно узнать, что у Лауренцианы была придуманная Микеланджело, но не реализованная третья очередь. А то все помнят лестницу, кто-то был в реализованном длинном зале, а вот про треугольный проект меньше известно. Здесь также можно узнать, что такое «тривиальный», а то все пользуемся словом, а этимологию, думаю, знают не все. Trivium – это перекресток трех дорог, устойчивое понятие на латыни, а в средневековье так называли три науки: грамматику, логику и риторику, самые основные, мы бы сейчас определили их как «среднешкольное образование». Поэтому библиотека Горленко названа тривиальной – предполагается, что тут соберут базовые книги для архитектурного просвещения. Хотя руку даю не отсечение, далеко не все архитекторы, даже очень интеллигентные, все эти книги читали. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем, они и сейчас пока что не все смогут прочитать: для «базы» отобрали 96 книг, но не все из них, из-за понятных логистических проблем, смогли приехать вовремя. 

Не все архитекторы подъехали и к каталогу A-Index.

На выставке его называют «точкой отсчета новых встреч», архитектурным справочником и ресурсом-путеводителем, нужным для понимания «повестки архитектурного полилога». В нем собраны и перемешаны игроки архитектурно-строительного рынка Москвы, включая макетные мастерские и фотографов. 

Это самый провальный проект на выставке, поскольку какие-то известные и интересные компании тут есть, каких-то нет, а какие-то непонятно почему попали. Участники представлены в виде названий, обобщенных макетов и цветных кружочков со специализацией, а не у всех эти кружочки проставлены точно и полно. Макетов очень немного: то ли так и задумано, а то ли, опять же, не все доехали, что-то такое на открытии говорилось, что будут пополнять. 
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Да и распечатка данных на стене сделана так, что мало кто прочитает. 

Изучать состав участников на архитектурных выставках – любимое развлечение журналистов еще с девяностых. Всем известно, к примеру, что в Зодчестве редко участвуют москвичи, или что в каталог Арх Москвы участников приглашают.

В данном случае не очень понятно, как родился список. Дарья Белякова в предисловии в книге пишет так: «...мы обратились к коллегам с просьбой поделиться именами специалистов, чью работу они ценят особенно». Должна сказать, это мало что объясняет, разве что совсем кое-что. Не утруждая себя я, по примеру организаторов, представительностью выборки, провела маленький блиц-опрос среди отсутствующих: две трети опрошенных мне сказали, что их не звали, еще треть что их звали, но они забыли. Впрочем архитекторы народ забывчивый, допущу, что соотношение может быть и другим. 

Надо признать, что дело составления списков и каталогов непростое. Всегда кто-нибудь да придерется, то к составу, то к принципам, по себе знаю. Помню, в 2002 году мы разработали оболочку для базы данных памятников архитектуры, и как на нас все набросились за то, что это только оболочка и она пустая. Но тогда это была именно оболочка. 

А тут – не очень понятно, то ли список уже составлен, то ли находится в стадии становления. На стене написано, что зал A-Index иллюстрирует процесс сборки, а в книге – что справочник собран. На открытии Дарья Белякова сказала, что выставка называется Архитектура 1.0 потому, что это первая проба и может быть 2.0, но там скорее речь шла и том, что справочник распространят на другие города. То есть вероятно, что нам демонстрируют процесс становления, или, как сказано в книге, «образ хранилища данных об архитектурных бюро».

Однако нельзя забывать, что, когда такой принципиально не полный список предъявляют социуму, а социум очень любит иллюзию объективности, то возникает эффект, подобный тому, о котором Юрий Пальмин здесь же на выставке говорит по отношению к фотографии: что-то покажу, о чем-то умолчу – вот вам и новый образ «лидеров рынка» от Дарьи Беляковой.

Повторюсь, дело составления полных списков непростое, у нас вот тоже его нету, но это не значит, что таких списков нет вообще. К примеру, есть список Проекта Россия или, если говорить о Москве, список московских бюро, открытых между 2012 и 2022 годами, от Москомархитектуры. Ни тот, ни другой, впрочем, не влезли бы на стенку. Неужто в этом дело?  

Во всяком случае важно понимать, что сейчас на выставке нам показывают точно не хранилище, а образ хранилища. Местами заполненного, местами нет. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Подобное же впечатление незавершенности производит и книга. 

Вообще-то она хорошая. Вся белая, прямо вот как и залы, дизайн – в духе Терезы Мавики, когда она делала реставрацию павильона России в Джардини, часть текста очень крупными буквами на ширину страницы без полей. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Как будто бы кто-не хочет, чтобы их прочитали. Такой, намеренно не эргономичный для чтения, дизайн. С другой стороны, крупные буквы можно понять как удобные для просветительского проекта, все-таки они большие и по длинным строчкам удобно водить пальцем. 

В принципе книгу можно и понять так – как учебник, но тоже в состоянии становления. Каждый раздел выставки, помимо кураторского манифеста, дополнен вступлением от автора, и авторы хорошие: Мария Элькина, Кирилл Асс... Книгу предваряет заметка Анны Броновицкой по вечному вопросу «Как писать об архитектуре», она отлично начинается с, как сейчас принято говорить, стейтмента: «Архитектура – комплексное явление, довольно сложно поддающееся вербальному описанию», но и заканчивается тоже хорошо: «...избегайте натяжек вроде «единственный в мире». Занятие писать об архитектуре сложное, но раз уж беретесь, хотя бы слово «уникальный» используйте пореже. Поддерживаю. Можно распечатать как памятку, благо он примерно на страницу, и носить с собой. 
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Заключительный текст Евгении Альшанской, которая представлена как «эксперт в нейронауке для бизнеса, прикладной нейроэстетике, искусственному интеллекту и инновациям», вызывает больше вопросов. Он маркирован как A-Research и тут надо обратиться к теме исследования как такового. Мало того что естественники нас гуманитариев за ученых не держат, а в англоязычной среде принято разделять science и humanities, так еще вокруг существуют и активно развиваются виды архитектурных и околоархитектурных исследований совершенно разного калибра. В одних 600 страниц, куча данных и анализа, в других страниц 15, но те и те –  исследования. В принципе, когда я иду по городу из точки А (простите) в точку Б, я тоже провожу исследование. Это если говорить в широком смысле. Но когда берешь в руки две книжки разного веса реального и физического, почему-то царапает от того, что оба они называются одним словом. Хочется их как-то разделить между собой. Впрочем и проекты, как мы знаем, бывают разные, где-то в альбоме 140 страниц, а где-то, опять же, 5.

Предположу, что статья Евгении Альшанской, задумывалась как реферативная по базовым, ну то есть – вспоминаем инсталляцию-библиотеку на 2 этаже – тривиальным, тенденциям современного градостроительства в свете результатов новейших биологических и прочих изысканий. А получился набор утверждений, перемешанный с набором фактов, среди которых, надо это признать, есть упоминания результатов исследований разных университетов с процентами, но возникают они как-то случайно и впроброс. Излишней кажется информация о том, что лимбическая система включает гипоталамус и базальные ганглии – это написано во всех справочниках, но на архитектурную повестку влияет слабо. А вот утверждение, что принципы Баухауса и Корбюзье были нацелены на унификацию и функциональность, кажется несколько упрощенным – не только, далеко не только на это они были нацелены. Все же именно там, впервые или почти впервые, было декларировано все то, о чем пишет автор статьи как о ценностях: естественный свет, внимание к цвету, и так далее. Словом, в тексте есть интересные факты и суждения, но, поскольку автор пишет обо всем и сразу, то, вероятно, скомпоновать текст не удалось. А между тем  композиция, на которой строится ясность и доходчивость – чуть ли не самые важные вещи для просветительского текста. Сейчас он похож на набор истин, причем амбивалентный: большие окна то хорошо, потому что дают естественный свет, то плохо, потому что могут привести к перегреву. А энергоэффективное стекло, простите, на что? (На всякий случай – это сейчас была ни разу не реклама, а риторический вопрос с полемической целью). И от перегрева нас теперь спасут «умные предиктивные системы искусственного интеллекта». Ну неужели только они? Словом, тут как с каталогом, читать можно слепо верить нельзя. Да и ни во что лучше слепо не верить, впрочем. Это сейчас был пример вброшенной в мир истины в духе исследованного рисерча. 
 
Итак. Выставка приятная, атмосферная и идти на нее безусловно надо. Но есть в ней не то чтобы дыры, а рыхлые места. Можно ли считать эти рыхлости логичным следствием общей ориентации на художественный тип познания мира? Вряд ли. Примечательно, что все кураторские инсталляции удались, в каждом законченное и красивое высказывание, а к исследовательским проектам скорее есть вопросы. Ну не делают исследование как инсталляцию, хотя ею, бывает что, можно инсталляцию и сопроводить. 

А самая интересная инсталляция – это единственная полузакрытая дверь. То ли там кот Шредингера, то ли кабинет Синей Бороды. Но макеты точно есть.
Выставка «Архитектура 1.0» в клубе A-House
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не могу сказать, что мне удалось полностью разобраться в несколько запутанном тайминге мероприятия – еще одна рыхлость! – но фестиваль в A-House идет с 16 марта до 16 мая, активные дни выставки с экскурсиями – до 14 апреля, но что-то из экспозиции оставят на попозже.

11 Апреля 2024

Похожие статьи
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Сквозняк из вечности
Книга Юрия Аввакумова «Бумажная архитектура. Антология», изданная Музеем современного искусства «Гараж» при поддержке фонда AVC Charity, – важный шаг на пути осмысления яркого культурного феномена. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.