Сергей Чобан о выразительности кирпичных фасадов

Конспект лекции Сергея Чобана, прочитанной в Германии на заводе Hagemeister. На примере собственных проектов и построек, а также рисунков архитектор демонстрирует образные возможности кирпичной облицовки.

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
На «клинкерном семинаре» компании по производству кирпича Hagemeister Сергей Чобан, глава российского бюро SPEECH и соруководитель немецкого nps tchoban voss, прочитал доклад, где на примере собственных проектов рассказал об особой роли этого материала в современной архитектуре. Доклад Сергея Чобана так и назывался – «Чувство материала».
Сергей Чобан на семинаре по клинкерному кирпичу на заводе Hagemeister. Фотография © speech.su
Городские зарисовки Сергея Чобана © nps tchoban voss

В первой части доклада Сергей Чобан показал собственные рисунки с видами реально существующих исторических городов и архитектурными фантазиями. На их примере архитектор объяснил, как меняется представление о гармоничной городской среде – от соразмерных исторических объемов до ярко-контрастных сочетаний подчеркнуто современных форм. В основе формирования «лица» городской среды, по мнению архитектора, всегда лежат фасады и те материалы, из которых созданы их поверхности.
Городские зарисовки Сергея Чобана © nps tchoban voss
Городские зарисовки Сергея Чобана © nps tchoban voss
Городские зарисовки Сергея Чобана © nps tchoban voss
Городские зарисовки Сергея Чобана © nps tchoban voss
Городские зарисовки Сергея Чобана © nps tchoban voss
Городские зарисовки Сергея Чобана © nps tchoban voss
***

NHow Hotel
Гостиница nhow Hotel. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe

Говоря о практике, Сергей Чобан начал со своих построек в Берлине. Отель NHow, находящийся в районе Восточной гавани и обращённый главным фасадом в сторону реки, – пример сочетания самых разных фактур. Клинкерная облицовка из кирпичей разного размера в сочетании с окнами, разбросанными по фасаду с продуманной живописностью и – главное – серебристой консолью, нижняя поверхность которой облицована металлом, вместе создают вибрирующий образ, созвучный потоку речных волн. На фасадах отеля NHow смешаны четыре оттенка клинкерного кирпича.
Гостиница nhow Hotel. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Гостиница nhow Hotel. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Гостиница nhow Hotel. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Гостиница nhow Hotel. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Гостиница nhow Hotel. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Гостиница nhow Hotel. Ситуационный план © nps tchoban voss
Гостиница nhow Hotel. План 1 этажа © nps tchoban voss
Гостиница nhow Hotel. План 6 этажа © nps tchoban voss
Гостиница nhow Hotel. План 10 этажа © nps tchoban voss
***

Hamburger Hof
Комплекс Hamburger Hof. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe

Другое здание – комплекс Hamburger Hof в Берлине – пример совмещения реставрации исторического здания с новым строительством. Ансамбль формировался с начала XIX века и тогда в основном состоял из небольших частных предприятий и мастерских. Проект Сергея Чобана по реконструкции комплекса предлагал сохранить существующую функцию основных зданий, дополнив их до многофункционального центра с помощью общественно-развлекательных зон и жилых объектов.

Но самой сложной задачей проекта оказался поиск решения, позволившего снести как можно меньше, деликатно вписав новые постройки в исторический контекст. Облицовка фасадов реставрируемых корпусов клинкерным кирпичом помогла обновить их, сохранив историческую достоверность. В то же время красный кирпич холодного оттенка хорошо сочетается со светлыми листами современного металла и большими поверхностями стекла в новых корпусах. Особенно хорошо эта контрастная гармония заметна во внутренних двориках комплекса, ставших новым общественным пространством комплекса, наделенным в то же время ощущением «старого города».
Комплекс Hamburger Hof. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Комплекс Hamburger Hof. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Комплекс Hamburger Hof. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Комплекс Hamburger Hof. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Комплекс Hamburger Hof. Постройка, 2010. Фотография © Roland Halbe
Комплекс Hamburger Hof. Ситуационный план © nps tchoban voss
***

Гостиницы Ibis и Amano
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort

Комплекс расположен в районе Берлин-Митте у Главного вокзала и состоит из двух отелей, примыкающих друг к другу по сторонам трапециевидного двора. Строгая сетка фасадов продиктована соседством правительственных зданий на противоположном берегу реки, поэтому особое внимание Сергей Чобан уделил деталям. Кирпичная облицовка, сочетающая оттенки от светло-бежевого до тёмно-серого, оживляет фасады, подчеркивая подвижный ритм трёхслойных фасадов, где выступы и впадины, чередуясь в обрамлениях окон, создают игру светотени, способную заставить зрителя усомниться единообразии поверхности этих, на первый взгляд очень строгих, зданий.
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. Ситуационный план © nps tchoban voss
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. План 1 этажа © nps tchoban voss
Отели Amano и Ibis у Главного вокзала в Берлине. План верхнего этажа © nps tchoban voss
***

Дом под Потсдамом
Вилла под Потсдамом. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort

Последним в обзоре немецких построек Сергея Чобана стал частный дом под Потсдамом. Здесь nps tchoban voss снова обратились к теме контраста материалов. Дом состоит из двух простых параллелепипедов: нижний кирпичный объём служит постаментом для верхнего, облицованного светлым металлом, опоясанного сплошной лентой окон и главное – выдвинутого глубокой консолью ровно наполовину длины, заставляя зрителя усомниться в надёжности конструкции и, с другой стороны, восхититься её прочностью. На кровле нижнего объема появляется большая открытая терраса, консоль образует внушительный козырёк.
Вилла под Потсдамом. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Вилла под Потсдамом. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort

Части дома соединены белой спиралью лестницы, которая служит не только коммуникационной, но скульптурной осью светлого внутреннего пространства. Лестницу видно снаружи, её белизна оттеняет темную шершавую фактуру клинкера, оживлённую вкраплениями светло-бежевых «солнечных бликов».
Вилла под Потсдамом. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort

Сергей Чобан упомянул, что этот дом – удачный пример развития темы: полностью современное здание кажется состоящим из исторического каменного низа и лёгкого современного верха.

Эффект контрастной гармонии необходим архитектуре современного города, – уверен докладчик. А клинкерный кирпич – наиболее удачный материал для достижения цели.
Вилла под Потсдамом. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Вилла под Потсдамом. Постройка, 2015. Фотография © Martin Tervoort
Вилла под Потсдамом. Ситуационный план © nps tchoban voss
Вилла под Потсдамом. План 1 этажа © nps tchoban voss
Вилла под Потсдамом. План 2 этажа © nps tchoban voss
***

Во второй части лекции Сергей Чобан обратился к опыту использования кирпича в российском строительстве. Исторически кирпич изготавливался вручную вплоть до XIX века. Традиции и сложившиеся исторические особенности применения кирпича Сергей Чобан рассмотрел на примере ярославской церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, построенной в середине XVII века. Насыщенный тёмный оттенок крупных кирпичей-большемеров контрастирует со светлым скрепляющим известковым раствором, что, впрочем, не нарушает цельности формы. Однако цветовые контрасты не были главным украшением фасадов, эту роль выполняли дробные архитектурные элементы, собранные из того же кирпича.
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Ярославль, середина XVII века. Фотография © nps tchoban voss
***

Западный порт
zooming
Жилой комплекс «Западный порт»
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»

Изучив самобытность применения кирпичной облицовки на территории России, Сергей Чобан предлагает собственный взгляд на её использование в своих проектах. Первый – проект многофункционального комплекса «Западный порт» на Шелепихинской набережной в Москве. Это протяженная масштабная застройка у воды, состоящая из пяти разноэтажных кварталов. Над проектом работал консорциум трёх московских архитектурных бюро – SPEECH, ADM architects и ТПО Резерв. Поэтому после разработки единой архитектурной концепции, где каждый из пяти кварталов формируется из одинаковых прямоугольных в плане замкнутых дворов, каждая мастерская предложила собственное решение фасадов. Поскольку по форме все здания идентичны друг другу, и различаются лишь габаритами и этажностью, фасады должны были выполнять в проекте наиболее важные функции: придавать каждому корпусу индивидуальность, впрочем не спорящую с соседствующими постройками и служащую для целостного оформления набережной. И снова архитекторы пришли к выводу, что лучшим решением станет цветовой контраст: сочетание тёмного кирпича и светлого натурального камня. Различия оттенков как первого, так и второго материалов, вероятнее всего, будет достаточно для гармоничного оформления набережной единой вереницей разных фасадов.
Жилой комплекс «Западный порт»
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»
Жилой комплекс «Западный порт»
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»
zooming
Жилой комплекс «Западный порт»
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»
Жилой комплекс «Западный порт». Проект, 2015
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»
Жилой комплекс «Западный порт»
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»
Жилой комплекс «Западный порт»
© SPEECH, ADM, ТПО «Резерв»
***

ЗИЛ
Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №6)
© SPEECH

Ещё один московский пример – выполненный бюро SPEECH проект жилого комплекса на территории реконструируемого ЗИЛа. Так как речь идёт об одном из самых грандиозных проектов Москвы последних лет, в котором участвуют практически все яркие архитекторы, то в проекте отдельного, хоть и большого, здания было необходимо учитывать все принципы общего плана, заложенные в концепции комплекса. Сергей Чобан обратился к эстетике советского конструктивизма, разделив кирпичные фасады зубчатыми пилонами «колоссального ордера», состоящими из трёх вертикалей треугольного сечения.
Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №6)
© SPEECH
Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №6)
© SPEECH
Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №6)
© SPEECH

В облицовке фасадов Сергей Чобан также планирует применить в облицовке клинкерный кирпич разных оттенков: от насыщенно-терракотового до светло-серого. И снова в проекте присутствуют смелые цветовые сочетания: достаточно тёмный кирпич основных поверхностей подчеркивает горизонтальную «балку» мезонина верхнего этажа – детали, которая всего напоминает о конструктивистском прошлом места.
Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №6)
© SPEECH
Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №6)
© SPEECH
Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №6)
© SPEECH
Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №6)
© SPEECH
***

Садовые кварталы
Здание многофункционального жилого комплекса «Садовые кварталы» в Хамовниках
© SPEECH

Последний проект, о котором рассказал Сергей Чобан в рамках доклада, входит в состав масштабного московского жилого комплекса – «Садовые кварталы», в основу которого также положен единый дизайн-код, разработанный Сергеем Скуратовым. Впрочем для этого объекта Сергей Чобан выбрал достаточно сложный план, учитывающий особенности участка, и ещё более запоминающийся фасад. Здание установлено на высоком остеклённом стилобате с общественными пространствами внутри. Выше фасады одиннадцатиэтажного дома представляют собой вибрирующую, словно гофрированную, поверхность. Кроме того, рёбра зигзага не прямые, а слегка волнистые.
Здание многофункционального жилого комплекса «Садовые кварталы» в Хамовниках
© SPEECH

Для создания эффекта подвижной поверхности использован клинкерный кирпич Hagemeister Gent нескольких красных оттенков.
Здание многофункционального жилого комплекса «Садовые кварталы» в Хамовниках
© SPEECH
Здание многофункционального жилого комплекса «Садовые кварталы» в Хамовниках
© SPEECH
Здание многофункционального жилого комплекса «Садовые кварталы» в Хамовниках
© SPEECH
Здание многофункционального жилого комплекса «Садовые кварталы» в Хамовниках. Ситуационный план
© SPEECH
Здание многофункционального жилого комплекса «Садовые кварталы» в Хамовниках. Генеральный план
© SPEECH

По словам Сергея Чобана, данный обзор демонстрирует роль кирпича в формировании городской среды: будь то реконструкция исторической застройки, когда новые здания должны перекликаться со «старожилами», или же совершенно новое строительство, рассчитанное на визуальный комфорт. Фасады – важнейшая часть городской среды, а кирпич – «вечный» фасадный материал, актуальный как для исторической, так и для современной архитектуры. 
***
 
Генеральный партнер заводов Hagemeister в России – компания АО «Фирма «КИРИЛЛ». Hagemeister – компания с 150-летней историей, уникальными технологическими возможностями производства кирпича и современными разработками. «Кирилл» – ведущий поставщик облицовочного и строительного кирпича, а также керамической черепицы, клинкера, клинкерной плитки.
В ассортименте компании представлено более 1000 различных по цвету и фактуре вариантов кирпича. Недавно компании Hagemeister и «Фирма «КИРИЛЛ» начали реализацию совместной программы «Региональных представительств».
Сергей Чобан (в центре) Кристиан Хагемайстер (справа) и европейские архитекторы на семинаре по клинкерному кирпичу на заводе Hagemeister. Фотография © speech.su

Поставщики, технологии

29 Декабря 2016

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».