5 правил типового проекта загородного дома – практикум эксперта

Как архитектору создать успешный типовой проект и избежать ошибок?
На примере барнхауса из керамических блоков Wienerberger рассказываем ключевые идеи нового практикума в «Школе проектировщика»

mainImg
Компaния:
представительство компании Porotherm на Архи.ру
Барнхаус – это архитектурный стиль, вдохновленный обликом амбаров и характерный своим минимализмом. Его популярность для загородных домов объясняется сравнительной простотой и лаконичностью, а значит и привлекательной экономикой, а с другой стороны, комфортными двусветными пространствами и отличной функциональностью. Характерным для облика барнхаусов является простая прямоугольная форма со скатной кровлей, отсутствие карнизных свесов и переход кровельного покрытия сразу на стены, простые отделочные решения без наличников и других деталей экстерьера. В тоже время внутри такого дома, как правило, высокие потолки по уклону кровли и много света за счет панорамных окон. 
 
Исторически сложилось, что барнхаусы строили из деревянных материалов. Со временем этот архитектурный стиль стал популярен и в сегменте каменных домов. И вместе с популярностью пришло много вопросов – как сделать успешный типовой проект в этом стиле, как выполнить тот или иной узел и т.п. Для этого концерн Wienerberger, производитель керамических блоков Porotherm, разработал онлайн-курс «Школа проектировщика», в котором подробно разбираются все аспекты проектирования из данного материала.  
 
Руководитель отдела R&D компании Good Wood Елена Дубовенко в рамках «Школы проектировщика» провела практикум по разработке успешного типового проекта в стиле барнхаус. Видео практикума бесплатное и доступно всем зарегистрированным пользователям.  
 
Кому будет интересно посмотреть практикум:
 
- архитекторам строительных компаний 
- частным архитекторам

Мы резюмировали основные идеи практикума –  пять универсальных правил работы с типовыми проектами загородных домов, которые помогут разработать востребованный и качественный проект. 
Правило 1. Кастомизированный подход
 
В слове «типовой» часто улавливают негативный оттенок безразличия к индивидуальным потребностям клиента. На самом деле, типовой проект занимает промежуточное место между стандартизацией и индивидуальным проектированием, и достаточно хорошо адаптирован под запросы конкретных потребителей за счет частичного изменения, доработки и введения дополнительных элементов. 
 
Чтобы создать действительно кастомизированный продукт, важно понимать, для кого будет построен данный дом – нужно знать состав семьи, стиль жизни, доходы будущих жильцов. Если на данный клиентский запрос не находится предложения в существующей линейке – не охвачена новая технология, не хватает дома определенной площади – это является основанием для разработки нового проекта. 
 
Поскольку типовой проект привлекателен, главным образом, соотношением цены и качества, в нем максимально эффективно должен использоваться каждый квадратный метр. Форма и размеры дома должны позволять по-разному размещать его на участке в зависимости от контекста и пожеланий заказчика. Именно поэтому все проекты следует делать в стандартном и зеркальном варианте. Кроме того, по желанию клиента в типовом проекте возможны ряд изменений планировок. Наконец, индивидуальность можно проявить за счет внешней отделки, используя облицовочный кирпич, штукатурку, деревянный планкен или фиброцементные панели. 
  • zooming
    1 / 3
    Вариант проекта барнхауса в красном кирпиче
    © Good Wood
  • zooming
    2 / 3
    Вариант проекта барнхауса в красном кирпиче
    © Good Wood
  • zooming
    3 / 3
    Вариант проекта барнхауса в красном кирпиче
    © Good Wood
Правило 2. Поэтапная разработка 
 
В создании любого типового проекта всегда есть четыре обязательных стадии. Все начинается с определения продуктовой ниши, под которую составляется подробное ТЗ, включая цену. После начинается разработка концепции, планировочных решений, фасадов. Их просчитывает конструктор и экономист, специалисты отдела снабжения. Выявляются недостатки – экономические или конструктивные – и архитекторы переделывают проект, начиная новый цикл. Их может быть несколько, и таким образом второй этап может занять от 3 до 6 и более месяцев. 
 
Очень важно вовремя выявить инженерные проблемы и заранее продумывать расположение систем так, чтобы все стояки и коммуникации проходили по одной вертикали. 
 
Итогом 2 этапа становится рабочая документация, в состав которой входят кладочные планы, развертки стен, планы раскладки плит, набор оконных перемычек и альбом типовых узлов. 
 
3 этап – это продвижение проекта, здесь подключается маркетинговая команда, готовятся визуализации и текстовые материалы, в том числе красивые планы и визуализации для того, чтобы продать их клиентам.
 
Наконец, 4 этап – это сопровождение проекта. Также, как и все программные продукты, типовые проекты загородных домов требуют постоянного обновления, их нужно дорабатывать. 
  • zooming
    1 / 4
    Фасады
    © Good Wood
  • zooming
    2 / 4
    Фасады
    © Good Wood
  • zooming
    3 / 4
    Фасады
    © Good Wood
  • zooming
    4 / 4
    Фасады
    © Good Wood
Правило 3. Обязательное знание технологии строительства 
 
Архитектор не может работать с Porotherm без специальных знаний, начиная с геометрических размеров блока и особенностей кладки и толщины шва, и заканчивая особенностями перевязки блока на углах, узлами опирания плит перекрытия на блок. 
 
Строительство из Porotherm гарантирует скорость монтажа благодаря модульным размерам блока, которые легко комбинируются с размерами полнотелого кирпича и средами облицовки. Например, один блок по высоте кратен трем рядам облицовочного кирпича. Кроме того, Porotherm обладает отличными теплотехническими характеристиками и в отличие от традиционных материалов для строительства загородных домов не дает ни усадки, ни трещин. 
 
В ходе проектирования нужно обязательно ориентироваться на кратность размеров самого блока. Так как ширина блока 250 мм и есть половинчатые доборные блоки, то все размеры стен и простенков между проемами, а также сами проемы проектируются с кратностью 125 мм. Того же правила стоит придерживаться и по высоте, чтобы достичь целого количества рядов. 
 
Внимательность к размерам позволяет избежать резки блоков на объекте, увеличивать скорость и качество стройки.
  • zooming
    1 / 3
    Вариант проекта барнхауса в черном кирпиче
    © Good Wood
  • zooming
    2 / 3
    Вариант проекта барнхауса в черном кирпиче
    © Good Wood
  • zooming
    3 / 3
    © Good Wood
Правило 4. Цена и скорость как залог успеха
 
Все серийные проекты чувствительны к цене, и главная задача – выйти именно на тот уровень, который и был запланирован. В текущих реалиях чем быстрее строится дом, тем выгоднее это и для клиента, и для строительной компании. Если пару лет назад обычной практикой было оставить коробку на полгода-год, а потом приступить к отделке, то нынешние темпы инфляции не позволяют такое расточительство.
 
Строительство дома из керамических блоков Porotherm под ключ с внешней и внутренней отделкой составляет в среднем от 6 месяцев до 1 года в зависимости от его площади. Скорость обеспечивается тем, что блокам не нужно длительное просушивание перед внутренней и внешней отделкой. Кроме того, в данной технологии отсутствует необходимость в армировании, использовании монолитного армопояса, не нужен вентзазор при облицовке керамическим кирпичом.
 
Довольно часто архитектор проектирует внешне интересный дом, но выходить с ним в стройку оказывается крайне невыгодно.
  • zooming
    План 1 этажа
    © Good Wood
  • zooming
    План 2 этажа
    © Good Wood
Правило 5. Типовой не значит статичный
 
Существует заблуждение, что можно однажды сделать крутой типовой проект и потом много лет его продавать в том же виде. Опыт говорит о том, что типовой проект придется постоянно изменять и улучшать. Это большая рутинная работа целой команды. Для этого архитекторам и разработчикам обязательно нужно иметь возможность, во-первых, получать обратную связь со стройки, а во-вторых, от заказчиков, которые уже живут и пользуются проектом, видя изнутри, что удобно, а что нет. 
 
При этом, дорабатывая проект, нужно придерживаться четких критериев, что можно менять, а что нет. 
 
Узнать другие подробности проектирования домов из керамических блоков Porotherm и зарегистрироваться на школу проектировщика можно здесь. Для всех его участников компания Wienerberger запустила телеграм-чат, где можно быстро получить квалифицированную  консультацию.
 
  • zooming
    1 / 5
    © Wienerberger
  • zooming
    2 / 5
    © Wienerberger
  • zooming
    3 / 5
    © Wienerberger
  • zooming
    4 / 5
    © Wienerberger
  • zooming
    5 / 5
    © Wienerberger

Поставщики, технологии

14 Августа 2022

Porotherm: другие статьи и новости
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит...
керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips,
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»,
керамика Wienerberger – для Open Village,
канал Porotherm на Youtube,
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.