Библиотека Варшавского университета

Библиотека Варшавского университета с факультетом права и администрации была построена по проекту бюро Budzynski & Badowski в 2000 году и сразу стала одной из достопримечательностей польской столицы.

mainImg
Библиотека – самостоятельный комплекс, расположенный на берегу Вислы, в удалении от старого здания университета в центре Варшавы.

«Конкурсный проект возник в 1993 году, на четвёртом году существования новой Польши, – пишет Марек Будзинский. – Это были годы надежды, смятения, растерянности между новым и старым. Для меня это были годы поиска отношения к реальности, выработки своего мировоззрения, а также простой борьбы за выживание. Главное – я старался двигаться в том направлении, которое мы называем устойчивым развитием».

Предыстория комплекса такова: в начале XX века на территории Варшавского университета, вдоль улицы Краковское предместье, было построено новое здание библиотеки. Спустя сто лет оно морально устарело, и потребовалась новая постройка, более вместительная и отвечающая требованиям противопожарной безопасности. Сначала предполагалось использовать для размещения библиотеки здание Центрального комитета Польской объединённой рабочей партии, которое было национализировано после 1989 года. Это, однако, оказалось невозможным из-за недостаточной надёжности конструкции. Здание сдали внаём варшавской бирже, а прибыль направили на строительство нового здания библиотеки.

В 1993 году был объявлен открытый международный конкурс на проект нового здания, в котором победил Марек Будзинский и его соавтор Збигнев Бадовский с коллективом. Строительные работы на участке вблизи набережной начались в 1995 году.

Исторически Варшава развивалась «спиной» к реке, и берега Вислы оставались до недавнего времени довольно беспорядочно и редко застроенными окраинами. В конкурсном задании учитывалось преимущество соседства реки, оно включало требование создать рядом с библиотекой ботанический сада. Победители конкурса предложили сделать ботанический сад университетским, объединив его в одно целое с эксплуатируемой кровлей: зелёный массив «плавно взбирается» на крышу здания, образуя единое разноуровневое рекреационное пространство. Такой приём плюс небольшая высота и классицизированная регулярность остальных трёх фасадов обеспечили монументальной постройке мягкое и гармоничное вхождение в ответственную зону панорамы Вислы.
Библиотека Варшавского университета. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Генеральный план Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Вид с высоты птичьего полёта. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Библиотека имеет два подземных и четыре наземных этажа. Конкурсное задание предусматривало создание дополнительной коммерческой зоны на территории библиотеки. Поэтому первый подземный этаж практически весь занят торговлей, сервисными мастерскими, книжными магазинами и т.д. (этаж -2, как обычно, отдан паркингу). Нулевой уровень библиотеки (1 этаж) занят, в основном, фондами. Главные публичные пространства располагаются на втором этаже, третий и четвёртый вмещают читальные залы и служебные помещения.
Библиотека Варшавского университета. План -2 этажа. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. План -1 этажа. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. План 1 этажа. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Разрез. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Наземный объём разделён на две части. Первая – так называемый «Рогалик» – вытянутый в плане треугольник неправильной формы, где на всех этажах размещается торговля и кафе. Вторая – основное здание, близкое в плане к квадрату, занимающее целый квартал. Примерно четверть этого квартала занимает факультет права и администрации, образуя отдельное внутреннее каре с собственным двором. В диагонально противоположном углу библиотечного массива сделана выемка, огибающая историческое здание Серой виллы.

Между «Рогаликом» и основным зданием проходит «Уличка» – пешеходный променад с верхним остеклением.
Библиотека Варшавского университета. Здание «Рогалик». Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Здание «Рогалик». Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Дойдя до середины «Улички», можно попасть собственно в библиотеку, хотя её пространство начинается не сразу: его предваряет своего рода переходная, буферная зона. На перпендикулярной «Уличке» оси расположены символические ворота «Святыни знаний», над которыми «парит» укреплённая на стеклянной стене медная книга с латинской надписью: Hinc omnia («Отсюда всё»).
Библиотека Варшавского университета. Основное здание. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Справа от них расположен ресторан библиотеки, слева – выставочный зал. Представительный главный фасад – «Фасад культуры» – находится со стороны «Рогалика», два входа в комплекс расположены по концам «Улички».
Библиотека Варшавского университета. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

На главном фасаде, как и в здании Дворца правосудия (ещё одна знаковая постройка Будзинского в Варшаве), применён приём сочетания стеклянной стены и патинированной медной колоннады. В данном случае колонны тонкие, попарно соединённые большими медными таблицами. На них воспроизведены старинные тексты на санскрите, иврите, арабском, греческом, древнерусском и старопольском языках, а также рукописи математических формул и нот. Колонны поддерживают массивный символический фриз с надписью «Университетская библиотека».

Один польский критик написал, что «Фасад культуры», подобно фиговому листку, стыдливо прикрывает коммерческую зону, доход от которой направляется на поддержание работы библиотеки. На мой взгляд, ни стыдливости, ни, тем более, сарказма в нём нет: фасад серьёзен. В нём есть ясно читаемая идея связи времён через высокие точки мысли и вдохновения – что мы и называем культурой. А «Рогалик» коммерции даже вносит в библиотечную зону тот необходимый элемент «житейского», без которого она была бы слишком «строгой» и однозначной. Сквозная для Марека Будзинского тема творческой роли противоречий находит здесь своё органичное отражение.

«Уличка» с её магазинами и кафе «засасывает» внешний хаос в ясный строй библиотечного пространства, где доминирует Культура. Даже сидя в кафе или прогуливаясь по торговым галереям, люди видят вход в сокровищницу знаний и напоминание: «Отсюда всё». Эта надпись открывает перпендикулярную «Уличке» перспективу библиотечного пространства. В неё «втягивают» символические пропилеи: развёрнутые под 45 градусов две спаренных тонких колонны и два монументальных уплощённых пилона с изображениями текстов. Далее читатель пересекает «магическую» стеклянную черту, обозначенную парящей книгой, и попадает в священное пространство знаний. Направление продолжает широкий лестничный марш, подхваченный взлётом четырех входных колонн. Отсюда глазу открывается обширное пространство высокого холла каталогов и информации.
Библиотека Варшавского университета. Холл каталогов и информации. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Колоннада философов – это простые вытянутые цилиндры из грубого бетона, без баз, энтазиса и капителей, ставшие постаментами для четырёх реалистичных скульптур польских мыслителей. Обращает на себя внимание полное отсутствие патетики, мягкая, добрая интонация и искра юмора в трактовке их образов.
Библиотека Варшавского университета. Основное здание. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

В глубине открывающейся перспективы зала ещё одна лестница ведёт к окружённой колоннами ротонде под стеклянным куполом. Это место пересечения трёх перпендикулярных осей координат: вертикальной и двух горизонтальных. Под ротондой находится главная сокровищница библиотеки – закрытые фонды, отделённые от верхних уровней стеклом. Таким образом, вся вертикальная ось напоминает символический колодец, откуда можно черпать знания. Стеклянный купол пропускает таинственные лучи розоватого света как нити, связывающие «колодец знаний» со вселенной.
Библиотека Варшавского университета. Ротонда. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Протяжённый неф каталожного зала, стеклянный купол над средокрестием осей, ритмичный шаг спаренных колонн, отделяющих три уровня «хор» – сакральная символика буквально пронизывает главное пространство библиотеки. Колоннам придан образ деревьев: своими металлическими «ветвями» они тянутся к небу, поддерживая прозрачную стеклянную крышу над главным пространством библиотеки. Вокруг центрального нефа группируются читальные залы, помещения для обработки собраний и другие необходимые отделы библиотеки. Одним из главных достоинств проекта члены конкурсного жюри называли «эластичность» пространств, возможность их трансформации под меняющиеся нужды библиотеки. Наземные ярусы, помимо двух широких лестничных маршей на главной оси, объединены четырьмя вертикалями изящных винтовых лестниц по обе стороны от главного нефа. Все пять уровней библиотеки связаны семью стволами коммуникаций с лифтами и пожарными лестницами.
Библиотека Варшавского университета. Лестница. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Верхний ярус. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Через пространство главного холла переброшен стеклянный мостик, с которого можно разглядеть в доступной близости каменных чудаков-философов, венчающих входные колонны. Верхний ярус оказывается в «лесу» металлических ветвей (или доисторических тычинок) в качестве «капителей» огромных парных колонн. Гигантское, насквозь прозрачное металлостеклянное пространство открывается отсюда неожиданными, острыми ракурсами.
Библиотека Варшавского университета. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

В отличие от строгих и спокойных интерьеров Дворца правосудия, здесь незримо присутствует дух игры, выражающийся в непредсказуемой смене удивительных пространственных сюжетов. Эта игра, не имеющая ничего общего с постмодернистской пародийной иронией, присутствует и во внешнем облике здания. Совершенно непредсказуема смена фасадов, каждый из которых наделён собственным неповторимым обликом. У входа в «Уличку», который примыкает к улице Липовой, установлена марганцево-розовая стеллажная конструкция, которая утратила свою функцию, но стала важным декоративным элементом.
zooming
Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Фасад по улице Липовой состоит из трёх самостоятельных по характеру частей: стеклянного фасада факультета права и администрации с медной ликторской символикой и обрамляющих его с двух сторон стен, увитых зеленью (они относятся, соответственно, к общественному пространству «Улички» и к библиотеке). Эта бетонная поверхность («экологический» фасад) является основной тканью оболочки здания, повторяясь в разных комбинациях с каждой из его сторон.
Библиотека Варшавского университета. Факультет Права и Администрации. Постройка, 2000. Фотография © а Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Факультет Права и Администрации. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Факультет Права и Администрации. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Угол улицы Липовой и Костюшковской набережной закреплён полукруглым выступом и венчающей его смотровой ротондой («Бельведерик») с видом на Вислу. Здесь же, на углу, поставлена небольшая классическая арка с бюстом – фрагменты бывшей здесь ранее застройки, выполняющие роль «памяти места».
Библиотека Варшавского университета. Постройка, 2000. Фотография © Ирина Бембель

Фасад по Костюшковской набережной делает отступ для реконструированного здания Серой виллы начала XX века. Вогнутый угол облицован зеркальным стеклом, отражающим краснокирпичные неоготические очертания. И к стеклянной, и к основной «экологической» поверхности примыкает ряд высоких цилиндров, вмещающих вентиляционные устройства . Они имеют вид могучих отдельно стоящих колонн и усиливают монументальное звучание здания.

Наконец, четвёртый фасад решён как «экологическая» стена с зелёным пандусом, по которому университетский сад плавно «переползает» на крышу.

Библиотечный комплекс имеет целую сеть продуманных градостроительных связей: улица Добрая несёт сюда ритм городской жизни, улица Липовая протягивает ось к старому университету, на перекрёсток улиц Добжей и Генстей простреливает историческая Ось Саска – ещё одна нить, связывающая с прошлым Варшавы. Вместе с тем, удачное расположение здания на Варшавском склоне (берегу Вислы) кладёт основание дальнейшему обустройству этого района. Таким образом, здесь вновь звучат в полную силу лейтмотивы творчества Будзинского: единство противоречий, связь прошлого и будущего, диалог природы и культуры.

 
***
Сад на крыше 
Библиотека Варшавского университета. План сада библиотеки. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Висячий сад на крыше библиотеки, занимающий площадь более одного гектара – один из самых больших и красивых в Европе (дизайнер Ирэна Баэрска). Он состоит из двух частей – верхней и нижней, объединённых пологим склоном с потоками стекающей каскадом воды. Особыми украшениями нижнего сада стали «космогонические» гранитные скульптуры-валуны Рыхарда Стрыецкого (Stryjecki).
Верхний сад разбит на несколько участков, и в каждом разворачивается собственный сюжет форм, цвета, аромата и настроения. Это золотой, серебряный, карминовый и зелёный сады (последний находится над «Рогаликом» коммерции, со стороны улицы Доброй). На крышу ведёт пологий озеленённый пандус, переходящий в контуры беседки над стеклянным куполом библиотеки.
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Эта беседка – стальной полусферический каркас, увитый зеленью, и продолжает тему связи с космосом. Поэтому она называется «беседка-антенна». Стеклянные фонари верхнего света занимают 20% территории крыши. В двух местах над ними проложены видовые прогулочные мостики. Отсюда открываются прекрасные панорамы.
Библиотека Варшавского унивеситета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

Несмотря на современный ландшафтный дизайн, крыша университетской библиотеки поражает своей дворцовой нарядностью. При этом роль мраморных ваз выполняют вентиляционные устройства, а роль павильонов – стеклянные купола над читальными залами. Каскады воды, «космогоническая» скульптура, искусные пространственные сюжеты – всё это превращает зелёную крышу библиотеки в настоящие сады Семирамиды или перемещённые наверх партеры Версаля.
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Ирина Бембель
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Ирина Бембель
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Ирина Бембель

Марек Будзинский любит подчёркивать, что при высокой технической оснащённости и наличии верхнего сада, стоимость библиотеки получилась относительно умеренной – в первую очередь, за счёт использования бетона как основного строительного материала.
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”
***
 
Архитектура библиотеки и почерк Будзинского в целом с трудом поддаётся стилевой классификации. Порой ему приклеивают ярлык постмодерниста, но это неверно. В общественных зданиях Будзинского всегда присутствуют символические элементы, фокусирующие внимание в том или ином locum sacrum (таких священных мест может быть несколько). В университетской библиотеке, трактуемой как «Святыня знаний», это средокрестие осей с «Сокровищницей» закрытых фондов и беседкой-антеной на крыше. Эти «историзмы» Будзинского направлены на отыскание в архитектуре первоначальной «платоновской» сущности, надфункционального смысла, тогда как постмодернизм является по сути пародией на традицию, снимая с неё тысячелетний ореол. Иными словами, если постмодернизм низводит священное до обыденного, то Будзинский, напротив, возводит обыденное до статуса священного.

Постмодернистская игра абсурда на самом деле очень рассудочна, интеллектуальна. Иррациональность Будзинского, напротив, стихийна, интуитивна. Их посыл прямо противоположен: в первом случае констатируется утрата смысла, во втором – переживается обретение смысла.
 
Библиотека Варшавского университета. Сад на крыше. Постройка, 2000. Фотография © Архитектурная мастерская “Budzynski & Badowski”

16 Декабря 2015

Budzynski & Badowski: другие проекты
На пересечении культур
В 2012 году небольшой польский город на границе с Белоруссией обогатился новым зданием оперного театра, которому может позавидовать любая столица.
Рынок в ландшафте
Пригородный овощной рынок по проекту MVRDV на Тайване получил зеленую кровлю для прогулок и любования ландшафтом, а также для устройства грядок.
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Куст за куст
Следуя сингапурским законам о компенсации утраченной при строительстве зелени, небоскреб Robinson Tower по проекту бюро KPF получил сады на кровле подиума и в атриуме.
«Зеленые» складки
Токийское здание галереи с квартирой ее владельца по проекту Akihisa Hirata Architecture Office получило озелененные террасы-«карманы».
Джунгли на высоте
В Сингапуре по проекту бюро BIG и Carlo Ratti Associati началось строительство небоскреба с тропическими «оазисами» у подножия, на 20-м этаже и на кровле.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.