English version

Стратегия преображения

Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.

mainImg
Выставка Re-Use прошла в берлинской галерее AEDES в июне – начале июля. Камерная экспозиция собрала работы бюро Tchoban Voss Architekten, объединенные темой реконструкции построек послевоенного модернизма. 
Выставка Re-Use в галерее AEDAS, Берлин, 2021
Фотография © Klemens Renner

Было показано 8 реализованных проектов реконструкции: 3 в Гамбурге, 3 в Берлине, 2 в Петербурге. Все эти здания закон разрешал снести, решение сохранить конструктивную основу, а в некоторых случаях и образность, приняли архитекторы, предложив заказчикам отнестись к «уже построенному» бережно, экологично и экономно.
Выставка Re-Use в галерее AEDAS, Берлин, 2021
Фотография © Klemens Renner

Показанные проекты в сумме демонстрируют целый спектр индивидуальных подходов к обновлению построек модернизма, варьирующихся в зависимости от архитектурных качеств исходных зданий до, как кажется, их географического местоположения. 

С разрешения авторов по завершении выставки публикуем «контрастные пары» всех восьми проектов, представляющие вид зданий до и после обновления.
Сохранение
Яркий пример консервации модернистского архитектурного решения дает реконструкция офисного здания на площади Эрнста Ройтера в западной части Берлина. Массивный объем с лаконичными ленточными окнами и крупными консолями после обновления выглядит так же, как и до него – как будто здание всего лишь хорошенько отмыли. Между тем реконструкция проявила характерные свойства модернистской эстетики – оно стало прозрачным, математически-ясным и как будто даже «прохладным» из-за сочетания белых полос и синеватого стекла. 

Работы закончены в июне 2020 года, в авторском описании их состав описан так: «...полная очистка, ремонт, частично новое строительство». Следует заметить, что в данном случае исходный объект был достаточно хорош, также как и отдать должное авторскому чутью, подсказавшему путь бережного сохранения. 
  • zooming
    Здание Ernst-Reuter-Platz 6 до реконструкции. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Lev Chestakov
  • zooming
    Реконструкция здания Ernst-Reuter-Platz 6. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Lev Chestakov
Приумножение
Офисное здание на юго-западе Берлина, в районе Блиссерштрассе, застроенном в 1970-е годы, до обновления было ощутимо более тяжеловесным, чем предшествующий пример с площади Энста Ройтера. Дробные ряды небольших окон и инертные торцы «типовой» наружности больше бы подошли корпусу промышленного предприятия, чем перекрестку двух значительных улиц большого города (сюда приходит Бранденбургское шоссе). Кроме того соседние постройки тех же 1970-х выглядят ощутимо изящнее, их окна крупнее, первые этажи образованы галереями на тонких колоннах. 
  • zooming
    Здание по адресу Blissestrasse 5 в Берлине до реконструкции
    Фотография © Philipp Bauer
  • zooming
    Реконструкция здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Klemens Renner

После обновления в 2017–2020 годах по заказу группы компаний Becker & Kries, западное, обращенное к площади крыло получило новую редакцию фасадов, – теперь они рифмуются с решением здания Комерцбанка напротив, развивая его эстетику в сторону большей белизны и играя с асимметричной формой черных металлических рам, особенно эффектных при взгляде «в профиль». 
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция офисного здания по адресу Blissestrasse 5 в Берлине. Tchoban Voss Architekten, завершено 2020
    Фотография © Klemens Renner

Помимо фасадов, были обновлены все инженерные системы, реконструирована имевшаяся в здании подземная парковка, добавлен пожарный лифт и принудительная вентиляция эвакуационной лестницы, кровля стала эксплуатируемой. Спроектированы и реализованы интерьеры для нового арендатора, компании ITDZ-Berlin, которая занимает теперь все здание. 

Здание ITDZ на Блиссерштрассе – пример основательного вмешательства и, фактически, полной реконструкции с изменением фасадов и существенной внутренней переделкой. Несложно заметить, впрочем, что все эти переделки остаются, однако, в рамках стилевой парадигмы семидесятых, – поскольку впитывают в себя образность соседних строений, стремясь к созданию городского ансамбля, наделенного внутренней целостностью. В результате эстетика семидесятых, преобладающая в этой части города, акцентируется и как будто даже приумножается в новом варианте фасадов – с некоторой поправкой на тонкости современного вкуса, конечно. 
Украшение
Фабрика текстиля, построенная в 1966 году на северо-западной окраине Берлина недалеко от аэропорта, однажды уже была реконструирована под офисное здание: тогда появились стеклопакеты и штукатура типа «шуба». Следующая реконструкция по проекту архитекторов Tchoban Voss была реализована в в 2013–2014 годах для компании FOD Недвижимость.
  • zooming
    Здание ткацкой фабрики в Берлине до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    Реконструкция здания ткацкой фабрики в Берлине. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Greg Bannan

В данном случае, в отсутствие сколько-нибудь влиятельного архитектурного окружения, архитекторы Tchoban Voss пошли по пути проявления внутреннего тематического контекста – сыграли на воспоминании об исходной функции, превратив фасад, посредством алюминиевых панелей с рисунком, в подобие переплетения разноцветных нитей. Причем принты устроены таким образом, что нити разных оттенков как будто бы даже «парят» в пространстве, немного подрагивают, как на ткацком станке. Крупная и решенная с том же духе надпись Tuchfabrik – ткацкая фабрика – исполненная шрифтом Родченко перед входом, подчеркивает значимость памяти об истории места и ставит здание в ряд реконструкций фабричных зданий, основанных на размышлении об их промышленном прошлом. 
  • zooming
    1 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Werner Huthmacher
  • zooming
    2 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Werner Huthmacher
  • zooming
    3 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Werner Huthmacher
  • zooming
    4 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Лев Шестаков
  • zooming
    5 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Werner Huthmacher
  • zooming
    6 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Greg Bannan
  • zooming
    7 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Greg Bannan
  • zooming
    8 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Greg Bannan
  • zooming
    9 / 9
    Реконструкция здания ткацкой фабрики (Tuchfabrik) в Берлине, 2013–2016
    Фотография © Greg Bannan

Заметим, что предложенное решение никак не интерпретирует архитектуру исходного корпуса, впрочем более чем рядового, – скорее оно становится новым фасадным украшением, которое со всей очевидностью увеличивает класс и ценность здания. 

***

Три проекта реконструкции зданий в Гамбурге, показанные на выставке – работы гамбургского партнера Сергея Чобана Эккехарда Фосса. 
 
Легкость и изящество
Здание Nikolaikontor, «конторы Николая», построенное в 1959 году в Гамбурге, также полностью изменило после реконструкции свою специфику. Простой полосатый параллелепипед, честный, но несколько неуклюжий в своем окружении, расширил свой план до почти квадратного, первый этаж стал выше, появились тонкие белые опоры, фасад подчинился тонкой светлой сетке. Строго говоря, здание совершенно не похоже не исходное, хотя и остается в парадигме современной архитектуры.
  • zooming
    Здание NKK в Гамбурге до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    Реконструкция здания NKK в Гамбурге. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Meike Hansen archimages

Проект реконструкции здания «Офиса Кайзера Вильгельма», построенного в 1950-е годы, архитекторы шутливо характеризуют как «новую одежду для кайзера». Здание, построенное в 1950-е годы, было надстроено двумя новыми этажами, снаружи были пристроены два стеклянных панорамных лифта c видами на окрестности. Фасады с тонкой двухъярусной решеткой из натурального известняка контрастируют с соседним стеклянным зданием. 
  • zooming
    Здание KWK в Гамбурге до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    Реконструкция здания KWK в Гамбурге. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Daniel Sumesgutner
От модернистского жилого дома –
к современному
Реконструкция трех многоквартирных жилых домов на западной окраине Гамбурга выделяется из общего ряда прежде всего жилой функцией. 

Помимо изменения образности фасадов, проект был сосредоточен на энергоэффективной теплоизоляции. Он получил первый приз Немецкой фасадной премии 2012 года в категории «Энергоэффективная реновация фасада». Два дома из трех стали безбарьерными и были адаптированы для МГН. Кроме того, жилье дополнили небольшими офисами (не более 4 человек в каждом), создали условия для развития торгового центра и зонировали пространство между домами на открытые и приватные зоны. 
  • zooming
    Здание Schenefelder Holt в Гамбурге до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    Реконструкция здания Schenefelder Holt в Гамбурге. Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Daniel Sumesgutner

Визуально же характерная поздне-модернисткая пластина – еще лаконичная, но уже облицованная кирпичом, как это делалось и в СССР в 1980-е годы – превратилась в, опять же характерный, пример современного жилого дома с ярким фасадом, не лишенным асимметричной подвижности. Похожие примеры в достаточно значительном количестве можно встретить и в Москве, хотя скорее в новом строительстве, чем в реконструкции с сохранением конструктивной основы дома. 

***

Романтизация
Совершенно отдельную группу представляют в этом сюжете две петербургские реконструкции Сергея Чобана, которые по понятным причинам должны быть лучше знакомы нашему читателю – БЦ «Лангензипен»(2006) и «Бенуа» (2006–2008). Заметим, наиболее ранние примеры из всех.

Обе реконструкции были инициированы Сергеем Чобаном, который предложил заказчику сохранить каркас, заменив фасад. Обе решены с помощью шелкографии на стекле – методом, который позволяет располагать на фасадах почти любые изображения – от фотографий декора исторических фасадов, как в Лагензипене, который в результате идеально вписался в строй домов Каменностровского проспекта, 
  • zooming
    Здание БЦ «Лангензипен» в Петербурге до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    БЦ «Лангензипен», Петербург. Реконструкция Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Bernhard Kroll

до увеличенных гуашей – как в БЦ «Бенуа», главный фасад которого стал в итоге обновления своего рода «постоянной выставкой» работ замечательного художника Серебряного века. 
  • zooming
    Фабрика «Россия» в Петербруге, корпус БЦ «Бенуа» до реконструкции
    Предоставлено: Tchoban Voss Architekten
  • zooming
    БЦ «Бенуа» в Петербурге. Реконструкция Tchoban Voss Architekten
    Фотография © Алексей Народицкий

Несложно заметить, что Петербургу Сергей Чобан предлагает несколько иной подход, театрализованный и романтизированный – наверное, как родному и любимому городу, славному, кроме того, целостностью исторической застройки (о статусе культурной столицы как-то даже неловко и упоминать). Здания, реконструированные Сергеем Чобаном в Петербурге, приобретают совершенно новые свойства, не восходящие ни к ним самим, ни к истории промышленных зон, частью которых они были до реконструкции. Если фасад берлинской ткацкой фабрики был придуман исходя из ее собственной истории, то здесь смыслы восходят к общему контексту культуры города в целом. 

Сравнительно недавно (2018–2020) подобный подход, основанный на увеличенном воспроизведении фотографий деталей классической архитектуры, которые формируют фасад, одновременно историзированный и современный, Сергей Чобан применил для обновления корпуса больницы №23 в Москве. Этот проект не был показан на выставке, хотя, как кажется, также может служить продолжением и развитием темы. Другой проект реконструкции авторства московского АБ СПИЧ Сергея Чобана недавно рассматривали на архсовете Москвы.   

***

Выставка, на основе портфолио немецкого бюро Сергея Чобана, представила целый «веер» возможных подходов к реконструкции модернизма. Подчеркнем, что речь не о реставрации заметных произведений, а о новой жизни зданий, которые в иной ситуации были бы, вероятнее всего, снесены. Значительная часть из них, признаем это, не отличалась ни индивидуальным, ни остро-привлекательным художественным решением – они были скорее примерами работы строительной индустрии для прагматических целей. 

Варианты реализованных проектов реконструкции объединяет как сохранение прочного каркаса и добавление «зеленых», то есть экологически ответственных, а также социально ответственных опций, что необходимо при проектировании в современной Европе, – так и индивидуальность образа, который каждое здание получило в итоге. Признаем, что они превратились из относительно типовых в авторские произведения, которые в каждом случае деликатно демонстрируют свою «особость». Частью индивидуального авторского подхода стало и внимание к специфике реконструированных зданий и их окружения – позволившее принимать в каждом случае решения, обоснованные исходными данными: о сохранении образности, ее развитии или замене на нечто иное.

Интересно, что «веер решений» растягивается от деликатного сохранения модернизма или заинтересованного развития модернистского ансамбля в Берлине нашего времени – к красивым «литературным» образам в Петербурге 15-летней давности. Все это – примеры европейского подхода, которые можно рассматривать как примеры отношения постиндустриального общества к постройкам общества предшествующего, индустриального, – как точечные образцы, скажем так, «санации городской ткани». 

14 Июля 2021

Похожие статьи
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.