Члены национальных комитетов ИКОМОС призывают восстановить конструктивистский ансамбль фабрики «Красное Знамя» в Санкт-Петербурге

Эксперты национальных Комитетов ИКОМОС (Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест, ICOMOS) России и Германии обратились в редакцию Архи.ру с просьбой опубликовать открытое письмо в защиту объекта культурного наследия – бывшей трикотажной фабрики «Красное Знамя» в Санкт-Петербурге. Свою историю промышленный комплекс, расположенный у набережной реки Ждановки в Петроградском районе, ведёт с 1862 года. В 1925-1926 годах в разработке новых корпусов участвовал немецкий архитектор Эрих Мендельсон. Однако из всех проектов была построена только силовая подстанция.
Силовая станция фабрики «Красное Знамя». Фотография: Peterburg23. Лицензия CC BY 3.0

На сегодняшний день техническое состояние сооружений «Красного Знамени» оставляет желать лучшего. Экспертов также беспокоит строительство девятиэтажного жилого дома с подземной автостоянкой, которое ведётся в непосредственной близости от бывшей фабрики.

Члены ИКОМОС призывают признать ансамбль памятником федерального значения (сейчас под охраной КГИОП находятся подстанция, несколько цехов и административных построек) и приступить к реставрации объекта с последующим приспособлением. Ниже приводим полностью текст письма на русском и немецком языках.

 
Открытое письмо
К угрозе фабрике Красное Знамя Эриха Мендельсона в Санкт-Петербурге

Эксперты национальных Комитетов ИКОМОС России и Германии крайне озабочены судьбой памятника архитектуры ленинградского авангарда – комплекса фабрики «Красное знамя». Это единственное крупное произведение на территории России выдающегося немецкого архитектора Эриха Мендельсона, новаторские постройки которого признаны лучшими образцами эпохи авангарда в Германии, Великобритании, Израиле и Америке, вынужденного эмигрировать из нацистской Германии в 1933 г.

Ансамбль фабрики «Красное знамя» повлиял на творчество ленинградских архитекторов 1920-х – начала 1930-х гг., называвших его «классическим образцом новой архитектуры». В мировом масштабе это ключевое произведение промышленной архитектуры авангарда.

Российскими и немецкими специалистами ИКОМОС на совместном форуме «Петербургский диалог» в 2008 году подчеркивалось значение этого памятника в истории архитектуры и в развитии российско-германских культурных контактов (Архитектурное наследие авангарда. ICOMOS. Hefte des deutschen Nationalkomitees. XLVШ). Итогом этих профессиональных встреч стала резолюция форума «Петербургский диалог», проходившего в Мюнхене в 2009 г., где в отношении фабрики сказано: «…Памятник архитектуры должен быть полностью сохранен и в дальнейшем использоваться в качестве культурного центра и места встреч, что будет иметь далеко идущее воздействие на охрану памятников не только в городе С.-Петербурге, но и в России в целом. Этот архитектурный ансамбль превратился во впечатляющий российско-немецкий проект в области охраны памятников».

В настоящее время сооружение сохранило аутентичность. Однако до сих пор не принято превентивных мер, направленных на содержание этого объекта, его консервацию и реставрацию. На исторической территории в непосредственной близости от знаковой Силовой станции фабрики Красное знамя возводится жилой дом, значительно превосходящий по высоте эту историческую доминанту ансамбля, нарушающий его визуальную целостность, снижающий градостроительное и композиционное значение.

Необходимо учесть важнейшую роль ансамбля фабрики «Красное Знамя» в истории архитектуры России и Германии и учитывать её особое значение в международной истории архитектуры авангарда. Поэтому нижеподписавшиеся призывают ответственных лиц пересмотреть существующий проект, разработать концепцию восстановления и приспособления всего комплекса, принять в качестве приоритетной меры реставрацию и консервацию исторических корпусов, повысить охранный статус ансамбля до федерального уровня. Российские и немецкие специалисты – члены ИКОМОС готовы принять участие в решении этой проблемы.

Сергей Горбатенко
член Совета Национального комитета ИКОМОС в Российской Федерации, член международного научного комитета ИКОМОС по историческим городам и селам (CIVVIH), член президиума ВООПИиК Ленинградской области

Наталия Душкина
член Совета Национального комитета ИКОМОС в Российской Федерации, член Федерального научно-методического совета Министерства культуры РФ, член-учредитель международного научного комитета ИКОМОС Наследие 20-го века (ISC 20C), член DOCOMOMO

Маргарита Штиглиц
член Совета Национального комитета ИКОМОС в Российской Федерации, член правления СПб отделения Союза архитекторов РФ, член Совета по охране культурного наследия при Правительстве С.-Петербурга

Йорг Хаспель
член немецкого Национального комитета ИКОМОС, член-учредитель международного научного комитета ИКОМОС по наследию 20-го века (ISC 20C), Глава по охране памятников г. Берлина

Норберт Темпель
член немецкого Национального комитета ИКОМОС, эксперт международного научного комитета ИКОМОС по наследию 20-го века (ISC 20C), спикер национального комитета TICCIH (Международный комитет по сохранению индустриального наследия)

Анке Заливако
член немецкого Национального комитета ИКОМОС, эксперт международного научного комитета ИКОМОС наследию 20-го века (ISC 20C)




 
Offener Brief
Zur aktuellen Gefährdung der Fabrik „Rote Fahne“ von Erich Mendelsohn in
St. Petersburg

1. September 2016

Experten der Nationalkomitees von ICOMOS Russland und Deutschland sind höchst besorgt über das Schicksal des Architekturdenkmals der Leningrader Avantgarde, die Fabrikanlage „Rote Fahne“. Dies ist auf dem Territorium Russlands das einzige größere Werk des herausragenden deutschen Architekten Erich Mendelsohn, dessen innovative Bauten als beste Werke der Avantgarde-Periode in Deutschland, Großbritannien, Israel und Amerika anerkannt sind und der 1933 aus Nazi-Deutschland emigrieren musste.

Das Fabrikensemble „Rote Fahne“ beeinflusste das Werk von Leningrader Architekten in den 1920er und Anfang der 1930er Jahre, die darin ein „klassisches Beispiel der neuen Architektur“ sahen. Es handelt sich zugleich um ein internationales Schlüsselwerk der modernen Industrie- und Technikarchitektur.

Russische und deutsche Experten von ICOMOS haben auf dem gemeinsamen Forum „Petersburger Dialog“ 2008 die Bedeutung dieses Denkmals für die Architekturgeschichte und die Entwicklung russisch-deutscher Kulturkontakte betont (Das architektonische Erbe der Avantgarde in Russland und Deutschland. ICOMOS. Hefte des deutschen Nationalkomitees XLVIII). Resultat dieser fachlichen Treffen war die Resolution des Forums Petersburger Dialog in München 2009, wo es zur Fabrik heißt: „Das Architekturdenkmal soll insgesamt erhalten und gesichert werden und im Weiteren zu einem Kulturzentrum und -treffpunkt ausgebaut werden, welches Fernwirkungen für den Denkmalschutz über die Stadtgrenzen von St. Petersburg hinaus in Russland einnehmen wird. Das Bauensemble ist zu einem großartigen russischdeutschen Kooperationsprojekt im Bereich des Denkmalschutzes geworden.“

Bis jetzt hat das Bauwerk seine Authentizität erhalten, allerdings wurden bisher keine präventiven Maßnahmen mit dem Ziel der Erhaltung, Instandsetzung und Konservierung dieses Objekts ergriffen. Auf dem Fabrikgelände in unmittelbarer Nähe zum markanten Kraftwerksbau der „Roten Fahne“ wird derzeit ein Wohnhaus errichtet, das in der Höhe die historische Dominante des Ensembles beträchtlich überragen, damit seine visuelle Integrität stören und die städtebauliche und gestalterische Bedeutung beeinträchtigen wird.

Es ist notwendig, die herausragende Rolle des Fabrikensembles „Rote Fahne“ für die Architekturgeschichte Russlands und Deutschlands zu bedenken und ihrer besonderen Stellung für die internationale Architekturgeschichte der Moderne Rechnung zu tragen. Deshalb appellieren die Unterzeichner an die Verantwortlichen, das existierende Projekt zu überarbeiten, ein Konzept für die Wiederherstellung und Umnutzung der gesamten Anlage auszuarbeiten, der Restaurierung und Konservierung der historischen Gebäude die Priorität zu geben und den Denkmalstatus auf föderales Niveau zu erhöhen. Die russischen und deutschen Experten, Mitglieder von ICOMOS sind gerne bereit, an einer Lösung mitzuwirken.

Sergej Gorbatenko
Mitglied des Russland-Nationalkomitees von ICOMOS, Mitglied des Internationalen Wissenschaftlichen ICOMOSKomitees
für historische Kleinstädte und Dörfer (ISC CIVVIH), Vorstandsmitglied von VOOPIiK des Leningrader Oblast

Natalia Dushkina
Mitglied des Russland-Nationalkomitees von ICOMOS, Mitglied des Föderalen wissenschaftlich-methodischen Rats des Kultusministeriums der Russischen Föderation, Gründungsmitglied des Internationalen Wissenschaftlichen ICOMOS-Komitees Heritage of 20th Century (ISC 20C), Mitglied von DOCOMOMO

Мargarita Stiglitz
Mitglied des Russland-Nationalkomitees von ICOMOS, Vorstandsmitglied der St. Petersburger Abteilung des russischen Architektenverbands, Mitglied des Rats für Denkmalschutz bei der St. Petersburger Regierung

Jörg Haspel
Mitglied des deutschen Nationalkomitees von ICOMOS, Gründungsmitglied des Internationalen Wissenschaftlichen ICOMOS-Komitees Heritage of 20th Century (ISC 20C), Landeskonservator Berlin

Norbert Tempel
Mitglied des deutschen Nationalkomitees von ICOMOS, Expertenmitglied des Internationalen Wissenschaftlichen ICOMOS-Komitees Heritage of 20th Century (ISC 20C), Sprecher des deutschen Nationalkomitees von TICCIH (The International Committee for Conservation of Industrial Heritage)

Anke Zalivako
Mitglied des deutschen Nationalkomitees von ICOMOS, Expertenmitglied des Internationalen Wissenschaftlichen ICOMOS-Komitees Heritage of 20th Century (ISC 20C)

13 Сентября 2016

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.