Архсовет Москвы–16

9 апреля архсовет рассмотрел четыре варианта архитектурного решения одного из корпусов в составе бывшего «Миракс-плаза». Лучшим почти единодушно был признан второй вариант.

mainImg
Как мы уже сообщали ранее, 16-й архитектурный совет Москвы вынес на рассмотрение только один проект, предлагающий новый взгляд на единственный еще не построенный корпус административно-торгового комплекса, расположенного на пересечении Кутузовского проспекта и улицы Кульнева.

Проект «Миракс-плаза» был разработан в 2006-м году мастерской Сергея Киселева. Комплекс задумывался как единый градостроительный ансамбль, состоящий из двух высоких башен и трех 10-этажных корпусов, формирующих округлую горизонтальную платформу. Один из этих корпусов, вытянувшийся вдоль ТТК, согласно первоначальному проекту, значительной своей частью нависал над тоннелем железной дороги, проходящей по участку. Однако впоследствии инвестора попросили не заступать на территорию железнодорожного полотна, из-за чего площадь участка сократилась почти вдвое; в связи с этим в 2012 году СКиП предложил новый вариант решения корпуса, но дальше дело не пошло, проект был передан мастерской Романа Кананина (ООО «Моспроект»), а затем для разработки альтернативной версии заказчик привлек еще и ТПО «Резерв». До вчерашнего дня проект корпуса не был утвержден.
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
Административно-торговый комплекс на ул. Кульнева. Вид сверху. Вариант 1
© АМ Сергей Киселев и Партнеры

Таким образом, к архитектурному совету проект подошел в четырех различных вариантах – от сверкающего золотом «корабля» с озелененной кровлей до сдержанного «военного фрегата» с четкой матрицей фасадного оформления.
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Транспортная схема. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Ситуационный план. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»

Перед Романом Кананиным и Владимиром Плоткиным стояла одна и та же задача – вместить в габариты существенно уменьшившегося в размерах участка необходимые квадратные метры. Очевидно, что сделать это можно было, только нарастив высоту. И здесь были предложены разные способы.

В первом варианте корпус с садами и куполом на крыше плавно набирает высоту, образуя над техническим этажом нечто похожее на острый и задорный корабельный нос, приподнятый к башням бывшего «Миракс-плаза». Этот вариант был показан в двух версиях: алюминиево-серой и золотой, то есть покрытой золотым стеклом, что, по замыслу авторов, должно служить откликом на оранжевое стекло небоскреба «Меркурий Сити», расположенного в Сити на другой стороне реки.
АТК на Кутузовском проспекте. Макет. Вариант 1. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Макет. Вариант 1. «Моспроект» (мастерская №3)
АТК на Кутузовском проспекте. Макет. Вариант 1. «Моспроект» (мастерская №3)
АТК на Кутузовском проспекте. Макет. Вариант 1. «Моспроект» (мастерская №3)
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 1. «Моспроект» (мастерская №3)
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 1. Вид со стороны реки. «Моспроект» (мастерская №3)

Во втором варианте авторы отказались от идеи плавного повышения объема. Здесь корпус особенно деликатен: покрыт тонкой, вертикальной и ребристой сеткой, чередующей пятна светлого и темного песчаника, а повышение этажности происходит за счет небольшой ступеньки. Со стороны Кутузовского проспекта архитекторы выдерживают его высотные отметки, но вскоре, в той точке где по соседству начинается прямоугольник расположенного во дворе комплекса здания 1980-х, корпус повышается на два этажа. Ступенька всего одна, и нужные площади плавно, без акцентов растянуты почти по всей длине корпуса. Чередование светлого и темного, по словам Владимира Плоткина, создает интересный эффект восприятия объема при движении на автомобиле.
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. Макет. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. Пешеходная улица. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. Фасадные решения. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. Фасадные решения. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Пешеходная улица. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»

В третьем предложении ступенька оказывается крупнее: две трети длины корпуса поддерживают высоту Кутузовского проспекта, а над острым носом, ближе к башням, над ним вырастает своего рода полубашня (семь этажей), равная по высоте дворовому корпусу. Повышение обозначает переход от горизонтального фронта застройки к высотному.
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 3. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 3. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»

Четвертый вариант получился самым экстравагантным. Повышение до 17-ти этажей здесь достигается за счет полуциркульного выреза в центральной части корпуса, открывающего вид на Сити из окон здания, расположенного во дворе. Так же как и в первом варианте, в этом предлагается озеленить кровлю, однако решение фасадов выглядит куда более сдержанным.
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 4. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 4. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 4. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»

Что касается функционального наполнения, то оно во всех версиях приблизительно одинаковое. Первые этажи отведены под общественные функции и торговлю, выше располагаются офисы. Попасть в магазины и кафе первого этажа можно со стороны внутренней пешеходной улицы, появившейся между двумя корпусами комплекса. Со стороны ТТК входов в здание нет, но сделаны большие стеклянные витрины. Вся прилегающая территория будет благоустроена и озеленена. Проект благоустройства в настоящее время разрабатывает мастерская Александра Асадова.

Мнение членов совета относительно представленных вариантов было практически единодушным. Абсолютное большинство без сомнений отдало предпочтение варианту номер два с двумя дополнительными этажами, растянутыми по длине корпуса. Николай Шумаков посчитал, что именно это решение поможет поставить убедительную точку в таком сложном и долгом проекте. С ним согласился Андрей Гнездилов: «Горизонтальное завершение здесь абсолютно уместно и должно быть подчеркнуто явным жестом. Выступающих элементов быть не должно. Еще одна башня, пусть даже и невысокая, закроет перспективу комплекса и проспекта».

Противоположное мнение высказал Сергей Чобан. Ему тоже понравился горизонтальный вариант, но третья версия с невысокой башней показалась более предпочтительной, поскольку такое решение обеспечило бы угловую поддержку комплекса и мягкий переход между двумя высотностями. «Третью башню делать совсем не нужно, – возразил на это Юрий Григорян, – Внутри комплекса и так расположен довольно крупный объем, поддерживать его еще более громоздкой башней с непонятными пропорциями было бы неправильно. Для меня очевидно, что в данной ситуации может быть построен только второй вариант с его магией простой и хорошо спропорционированной сетки фасадов».

Михаил Посохин также поддержал второй вариант – «самый приемлемый и по высоте, и по количеству остекления». Фасады зданий комплекса, по его словам, и без того получились слишком разными. Вносить дополнительный резонанс, добавляя другие цвета и материалы, было бы ошибкой. Яркие фасады, придуманные архитекторами «Моспроекта», понравились, пожалуй, только Александру Кудрявцеву, открывшему для себя колоссальный потенциал места, который, по его убеждению, требует значительно больших творческих усилий. Варианты «Моспроекта» показались ему весьма пластичными, живописными и эмоциональными. Но в качестве наилучшего решения для данной площадки Кудрявцев предложил разбить корпус на несколько отдельно стоящих объемов (что, как мы помним, было сделано в первоначальном предложении СКиП).

Евгений Асс с Кудрявцевым не согласился: два варианта «Моспроекта» он назвал примером «дизайнерской архитектуры», которая сложно воспринимается в данном месте. Также Асс с сожалением заметил, что изменение участка не пошло проекту на пользу: «Комплекс, задуманный как целостный градостроительный ансамбль, в результате всех перипетий – кризиса, смены заказчика и т.д. – распался на отдельные и почти никак не связанные друг с другом элементы. Нынешняя конфигурация площадки, в которую архитекторы вынуждены вписывать корпус, почти лишает возможности визуально включить его в состав комплекса». В идеале, по мнению Асса, следовало бы полностью пересмотреть градостроительную ситуацию, еще лучше было бы – уговорить заказчика смириться с потерей площадей. Но, понимая, что ни тот, ни другой вариант нельзя воплотить в жизнь, Асс предложил собравшимся поддержать самое спокойное решение Владимира Плоткина, которое не противоречит первоначальному замыслу Сергея Киселева.

Собственно это и стало итогом заседания. Сергей Кузнецов резюмировал, что совет одобрил второй вариант архитектурного решения корпуса. Доработок потребует только транспортная схема.
 

10 Апреля 2014

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.