English version

Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать то, что изначально кажется невозможным»

Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?

mainImg
С руководителем мастерской T+T Architects мы поговорили как о наболевших вопросах последних месяцев, так и о том, что важно для профессии в принципе.

В офис на «Красном октябре» вы переехали относительно недавно – но почему именно сюда? Понятно, что по традиции искали «промку», однако в Москве ее выбор немаленький...

Сергей Труханов:
Мы искали подходящее место как с точки зрения локации, так и транспортной доступности. При этом оно, конечно, должно было быть интересным само по себе. Рассматривали помещения на «Рассвете» (Деловой квартал – прим. ред.) – но все они требовали серьезных капитальных вложений в ремонт и в инженерию. Нам нужно было бы просидеть там не меньше 10-12 лет, чтобы это стало оправданными инвестициями. В итоге остановились на этом помещение на «Красном Октябре», здесь в старые времена размещался офис «Стрелки». Но решающим для выбора стал другой момент: бабушка-лифтерша сказала, что это помещение бывших женских душевых. Так мы и поняли, что место крутое – надо брать.

Многое пришлось переделывать?

В основном избавлялись от лишнего – старого гипсокартона, которым были обшиты кирпичные стены и прочих перегородок. А вот чугунные колонны – отдельный разговор. Все дело в том, что это старые системы парового отопления: на «Красном октябре» была установлена одна из первых в стране таких систем. Внутри полой чугунной колонны насквозь идет стержень-труба, который нагревался и отдавал тепло.
Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects

Окна здесь тоже «родные»: сначала мы этого даже не поняли и, глядя на соседей и их пластик, хотели заменить страшно продуваемые деревянные переплеты на алюминиевые витражные конструкции. Но к нам пришли с предписанием: окна менять нельзя, весь корпус считается памятником. Тогда начали зачищать, докопались до подлинных крепежей и рам, пригласили реставраторов для восстановления.
  • zooming
    1 / 4
    Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects
  • zooming
    2 / 4
    Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects
  • zooming
    3 / 4
    Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects
  • zooming
    4 / 4
    Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects

Как устроено зонирование? Есть четко выраженные переговорные, а вот кабинета руководства не видно...

Слева от входа у нас архитектурный отдел, справа – интерьерный. В середине расположена главная зона коммуникации – стол-барная стойка. Это место как для формальных встреч, презентаций на большом экране, так и просто для общения и тусовок. Персональный кабинет делать не хотелось, поэтому я выбрал наиболее отдаленное и укромное место, но в открытой зоне, чтобы не терять коммуникации с коллегами. Все предельно демократично и мне можно быстро до кого-то «докричаться», а остальные могут запросто подойти и задать вопрос.
  • zooming
    1 / 6
    Мастерская Т+Т Architects. Фотография
    © Илья Иванов
  • zooming
    2 / 6
    Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects
  • zooming
    3 / 6
    Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects
  • zooming
    4 / 6
    Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects
  • zooming
    5 / 6
    Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects
  • zooming
    6 / 6
    Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects

Дежурный вопрос: как вы пережили карантин? Как выяснилось, даже внутри одной сферы архитектурного проектирования ситуация у всех сложилась по-разному: кто-то удаленным форматом доволен и собирается перебираться в офис поменьше, а кто-то, напротив, жалуется на низкую эффективность сотрудников…

Так получилось, что операционно, управленчески и технически мы были максимально готовы к подобной ситуации. Мы уже давно строили свой бизнес как процесс стандартизированный и местами автономный, работающий без ненужного ручного управления. Большая инфраструктурная программа, написанная специально под нас, живущая и развивающаяся вместе с бюро с 2014 года, закрывает целый спектр задач – от управленческого учета и финансового мониторинга до постановки задач по проектам и отслеживанию их выполнения.Если вопрос может решить какой-то регламент или правило, то это происходит автоматически. Через данную программу проходит вся коммуникация, и мы как управляли всем с помощью web-сервисов, так и продолжили это делать.

Но жуткий дефицит возник в живых обсуждениях и с обменом мнений. Когда ты работаешь с большим количеством концепций, каждая из которых требует своего подхода,создаешь тот самый уникальный и детальный продукт, то очень важен контакт всей команды, единое понимание у всех, какой результат должен быть на финише.Созвать zoom-совещание, объяснить свою позицию, убедиться, что тебя поняли и услышали – все это замедляло процесс и усложняло контроль качества. Чтобы добиться КПД, аналогичного «мирным временам», сотрудник должен был сидеть у монитора с 8 утра до 10 вечера. Гораздо проще, когда можно оперативно собраться коллективом, подумать и обсудить что-либо. Мы поняли, что нам этого сильно не хватает, так что на мобилизацию после карантина ушло меньше недели и с тех пор все сидят в офисе и работают. Мы в большинстве своем оказались очень «социализированными». При этом команды и сотрудники, которые выполняли долгосрочные, но технические задачи, прекрасно адаптировались к «удаленке» и вышли позднее всех.

Вы что-то изменили в офисе в связи с текущей эпидемиологической обстановкой?

Вообще ничего, кроме дежурных правил по ежедневному измерению температуры и регулярному тестированию. При том, что я не COVID-диссидент и исправно ходилв маске и перчатках, а также почти 3 месяца сидел дома, я считаю, что выработанные годами системные привычки, а также элементарная гигиена победят эту панику. Мы вернемся с поправкой на «ветер», к тому, что было в начале года. Зато на рынке могут усилить свои позиции коворкинги, так как по своей сути это сервис и достаточно гибкий. Им проще будет среагировать на ужесточение протоколов клининга и социального дистанцирования. В данный момент как раз завершается строительство одного из коворкингов сети BusinessClub в БЦ ОКО II по нашему проекту.
  • zooming
    1 / 8
    Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects
  • zooming
    2 / 8
    Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects
  • zooming
    3 / 8
    Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects
  • zooming
    4 / 8
    Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects
  • zooming
    5 / 8
    Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects
  • zooming
    6 / 8
    Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects
  • zooming
    7 / 8
    Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects
  • zooming
    8 / 8
    Мастерская Т+Т Architects на «Красном Октябре»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено Т+Т Architects

Это крупное для проектов подобного формата пространство площадью более 6 тыс. кв. м. Здесь предусмотрены как индивидуальные рабочие места, так и помещения для проектных групп. Дело в том, что в коворкингах, особенно больших, очень важно найти «золотую середину» между рабочим настроем и непринужденной деловой обстановкой. Поддерживается этот баланс при помощи правильного комбинирования различных зон и технического оснащения. Здесь установили мягкую мебелью с шумопоглощающими свойствами, а отделку дополнили панели из стеклоблоков. Интерьер не перегружен цветовыми акцентами и чрезмерно яркими декоративными элементами. Все это позволило создать гибкий продукт, который легко перенастроить в зависимости от меняющейся обстановки и различных требований.

Вообще, концепции flex-офисов, которые реализуют идею максимально гибкого делового пространства, сейчас стремительно набирают обороты. Офис, где резидент может выбирать под себя не только зону работы, но и формат, начинку рабочей зоны как для себя, так и для своей группы, будет пользоваться популярностью. Важны возможности совместной работы, зоны индивидуальной или концентрированной работы, различные форматы переговорных пространств и общих бронируемых кабинетов. Особое внимание уделяется сервисным зонам, которые снимают как бытовые, так и рабочие вопросы. Это локерные, парковки для вело-самокатов, душевые и спорт зоны, лектории и учебные классы, трансформируемые в переговорные или большие презентационные зоны.
  • zooming
    1 / 5
    Офис Business Club в БЦ ОКО II
    © Т+Т Architects
  • zooming
    2 / 5
    Офис Business Club в БЦ ОКО II
    © Т+Т Architects
  • zooming
    3 / 5
    Офис Business Club в БЦ ОКО II
    © Т+Т Architects
  • zooming
    4 / 5
    Офис Business Club в БЦ ОКО II
    © Т+Т Architects
  • zooming
    5 / 5
    Офис Business Club в БЦ ОКО II
    © Т+Т Architects

А если вернуться к теме «постковидного» приспособления обычных офисов, то с тематической просьбой к нам обратился другой наш клиент – «Газпромнефть». Для одного из проектов они попросили сделать планировочный сценарий адаптации того, как должен функционировать офис в случае эпидемии. Мы разработали дополнительные планировочные сценарии, описывающие, какие зоны в такой ситуации из общественных и инфраструктурных становятся рабочими местами. Во-первых, должно резко вырасти расстояние между рабочими группами. Так появились варианты компоновки рабочих мест и допустимые регламенты собраний (переговорные – максимум на трех человек, рабочие команды не более четырех и т.д.). Во-вторых, некоторые зоны потенциального скопления людей приходится переоборудовать, например, столовую, компенсируя это увеличением количества разрозненных кофе-поинтов. Те же спортзалы превращаются в большие кабинеты, в которых предусматриваются перегородки, которыми делят помещение на несколько частей. А вот кабинеты директоров, которые вынуждены переехать, становятся переговорными.

Отдельно просчитывается режим функционирования инженерных систем. Плюс мы прорабатывали операционный регламент. Так, мы если видим, что часть департамента не может рассесться в том же количестве, как в «доэкстренные» времена, то переводим их в сменный режим работы «2 через 2», заодно освобождая дополнительные места. И надо отдать должное «Газпромфнети», они уже довели все эти рекомендации до сведения всех своих подразделений.

Как вы вышли на такого крупного заказчика?

Мы с ними познакомились на конкурсе для «Новой Голландии», где «Газпромнефть» в новом отреставрированном корпусе «Дом 12» делает Центр инноваций. Конкурс мы не выиграли, но тот же департамент – дирекция цифровой трансформации – позвал нас делать себе бэк-офис в бизнес-центре «Невская ратуша» в Петербурге.
  • zooming
    1 / 6
    Интерьеры офиса департамента «Дирекция цифровой трансформации»»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено T T Architects
  • zooming
    2 / 6
    Интерьеры офиса департамента «Дирекция цифровой трансформации»»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено T T Architects
  • zooming
    3 / 6
    Интерьеры офиса департамента «Дирекция цифровой трансформации»»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено T T Architects
  • zooming
    4 / 6
    Интерьеры офиса департамента «Дирекция цифровой трансформации»»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено T T Architects
  • zooming
    5 / 6
    Интерьеры офиса департамента «Дирекция цифровой трансформации»»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено T T Architects
  • zooming
    6 / 6
    Интерьеры офиса департамента «Дирекция цифровой трансформации»»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено T T Architects

Задача была интересна, с одной стороны, тем, что это офис для конкретного и очень прогрессивного арендатора, который оцифровывает все, что только можно. Например, сотрудники перед поездкой на бурение скважин проходят обучение в VR-комнатах, где работают с цифровыми двойниками сложного оборудования. С другой стороны, поскольку центр в «Новой Голландии» рано или поздно откроется, сюда приедет другое подразделение, а значит офис должен быть готов перестроиться. Поэтому у нас помимо опен-спейсов, рассчитанных на постоянную коммуникацию, появился ряд закрытых и четко локализованных рабочих зон, которые могут трансформироваться в лаборатории, кабинеты, переговорные или иную функцию. Что касается стилистики, то сначала мы хотели сделать нечто в духе «Бегущего по лезвию» – такой киберпанк, техногенная драма с китайскими неоновыми вывесками вдоль коридора. И даже несмотря на то, что все в итоге смягчилось, получился очень яркий и эмоциональный интерьер. Для нас это своего рода эксперимент: цветовое кодирование по кускам и большой винегрет из разных решений по материалам и фактурам. В результате получился «почти CrosbyStudios», как написали нам в комментариях в Instagram. При этом удалось создать местами очень камерную и уютную атмосферу, хорошо оснащенную в технологическом плане – есть «умный» свет, «умный» климат и пр.

Помимо «Газпромнефти» у вас есть среди заказчиков еще одна «крупная рыба» – «Сбербанк». Как вы подружились с EvolutionDesign и что в вашем проекте, как вам кажется, обеспечило победу в конкурсе на штаб-квартиру на Кутузовском проспекте? Неужели та самая подвесная переговорная?

Участие в этом тендере – стечение обстоятельств Удачей в принципе было узнать, что он проводится. Потом пообщались со швейцарскими коллегами в стиле: вы, мол, привлекательны, мы – чертовски привлекательны, чего зря время терять ©, адаптанты вам все равно понадобятся. Они эту подвесную переговорную и придумали, а «Сбербанк» зацепился за wow-эффект. И мы потом, вместе с командой заказчика и подрядчиков, все это претворяли в жизнь.
  • zooming
    1 / 7
    Интерьер центра инноваций Газпром нефть в «Новой Голландии». Конкурсный проект
    © Т+Т Architects
  • zooming
    2 / 7
    Интерьер центра инноваций Газпром нефть в «Новой Голландии». Конкурсный проект
    © Т+Т Architects
  • zooming
    3 / 7
    Интерьер центра инноваций Газпром нефть в «Новой Голландии». Конкурсный проект
    © Т+Т Architects
  • zooming
    4 / 7
    Интерьер центра инноваций Газпром нефть в «Новой Голландии». Конкурсный проект
    © Т+Т Architects
  • zooming
    5 / 7
    Интерьер центра инноваций Газпром нефть в «Новой Голландии». Конкурсный проект
    © Т+Т Architects
  • zooming
    6 / 7
    Интерьер центра инноваций Газпром нефть в «Новой Голландии». Конкурсный проект
    © Т+Т Architects
  • zooming
    7 / 7
    Интерьер центра инноваций Газпром нефть в «Новой Голландии». Конкурсный проект
    © Т+Т Architects

За что в итоге вы отвечали в проекте?

Когда стало известно о победе EvolutionDesign, то очень быстро выяснилось, что задача гораздо шире, чем просто разработка интерьера. Параллельно другая компания делала проект реконструкции всего административно-торгового комплекса на Кутузовском (ранее он строился по проекту мастерской СКиП для MIRAX GROUP, а с 2016 года принадлежит ПАО Сбербанк и превращается в «Сбербанк-Сити» – прим. ред.). Мы все время вынуждены были дергать ее с вопросами из серии: а это у вас есть, а это у вас как, а это у вас когда. Так нам и предложили проектировать весь объем – как тем, кому больше всех надо. В итоге мы делали комплексный проект реконструкции со всеми вытекающими в виде экспертизы и рабочей документации по различным разделам.
В этот момент выяснилось, что мы имеем дело с уникальным объектом – из-за заглубления более чем на 15 метров. И понеслось: научное сопровождение конструктива, альтернативные расчеты и вообще повышенное внимание Экспертизы к нам и нашему проекту. И это, ведь еще не говоря про подвешенную переговорную! Она у Экспертизы вызывала особый интерес и схлестывались, как на поле битвы. Сначала мы ее на английские тросы подвешивали, потом на французские,но все время чего-то не хватало – то сертификации в России, то протокола испытаний. В итоге напрягли российских производителей, которые сделали так, чтобы все выглядело, как французский DETAN. Спасибо СК «Структура», ведь по результатам испытаний показатели получились даже лучше проектных.
Интерьеры штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте, 32
Фотография © Сергей Мельников / предоставлено ПАО Сбербанк

Кажется, в этом проекте вы поставили рекорд по уникальности...

Да, там же добавился еще уникальный конференц-зал! Для его устройства нужно было на уровне второго этажа перекрыть весь атриум без единой колонны. Пришлось проектировать большепролетные конструкции, очень сложную систему ферм. А главное, что зал должен был соответствовать высоким акустическим стандартам, сравнимыми с требованиями для концертов симфонической музыки. Таким образом, эту систему ферм нужно было «поженить» с инженерными системами и мультимедиа, концертным освещением и звуком – там такой микс из конструкций получался! Погрешность 10 см в модели, паника и седые волосы у всех: тех, кто проектирует металлоконструкции, тех, кто устанавливает звук и свет, тех, кто готовит облицовку из 1380 (!) типов треугольных акустических панелей, которые как раз и скрывают за собой все коммуникации. Если в одном месте что-то «поедет», то «поедет» все. И это был такой вызов для каждого члена команды, что когда собрали всю модель этого зала воедино в REVIT, когда получили от всех все данные, наложили и проверили на коллизии, то прямо прослезились. У нас ГАП проекта в какой-то момент понял, что он на самом деле ГИП.
  • zooming
    1 / 5
    Интерьеры штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте, 32
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлено ПАО Сбербанк
  • zooming
    2 / 5
    Интерьеры штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте, 32
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлено ПАО Сбербанк
  • zooming
    3 / 5
    Интерьеры штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте, 32
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлено ПАО Сбербанк
  • zooming
    4 / 5
    Интерьеры штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте, 32
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлено ПАО Сбербанк
  • zooming
    5 / 5
    Интерьеры штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте, 32
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлено ПАО Сбербанк

И пусть мы не авторы концепции по интерьерам или фасадам, но мы всю эту историю реализовали и сделали ее возможной. Мы свели все решения воедино, сделали необходимую детализацию, выпустили рабочую документацию, погрузились так глубоко, насколько это возможно. Технически получился очень сложный и интересный продукт. Мы поняли, что кайф от проектирования как раз в этом и есть – найти решение, понять,как реализовать то, что изначально вообще непонятно и каким образом сделать.

А что швейцарцы – как вам с ними работалось?

С самого старта проекта у нас возникло хорошее взаимопонимание, а они видели в нас не просто технических адаптантов, но полноценных соавторов, во многом доверяли, старались не тормозить. А теперь в заявках на все премии они так и пишут: Т+Т Architects – российский партнер. И это главный показатель успеха в части коллаборации с иностранцами.

У нас есть опыт работы с англичанами, итальянцами, немцами. Последних, например, сейчас консультируем по проекту реставрации Дома посла на Поварской – это памятник архитектуры.

Да и наших проектов за последнее время вышло немало. Завершены концепции двух клубных домов и жилого квартала в г. Екатеринбурге, отделочные работы по интерьерам общих зон в ЖК Кутузовский XII для CapitalGroup, и подходят к концу реализации нескольких офисных проектов в Москве и Санкт-Петербурге. Также завершили адаптацию проекта винодельни и ведем сопровождение в Крыму. Достроен лофт-квартал Studio #12, который мы начинали в 2015 году в качестве концептуального продолжения Studio #8.Формат оказался очень востребованным.
  • zooming
    1 / 8
    Интерьеры штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте, 32
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлено ПАО Сбербанк
  • zooming
    2 / 8
    Интерьеры штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте, 32
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлено ПАО Сбербанк
  • zooming
    3 / 8
    Интерьеры штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте, 32
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлено ПАО Сбербанк
  • zooming
    4 / 8
    Интерьеры штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте, 32
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлено ПАО Сбербанк
  • zooming
    5 / 8
    Интерьеры штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте, 32
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлено ПАО Сбербанк
  • zooming
    6 / 8
    Интерьеры штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте, 32
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлено ПАО Сбербанк
  • zooming
    7 / 8
    Интерьеры штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте, 32
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлено ПАО Сбербанк
  • zooming
    8 / 8
    Интерьеры штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте, 32
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлено ПАО Сбербанк

Но если на Соколе были отсылки к поселку художников и его узким улочкам, то в Марьиной роще у нас более модернистская история Звездного городка. Типология корпусов изменилась и объем площадей стал чуть больше, а дома чуть выше и глубже. Но главное – сохранилась идея тематического зонирования и деления на жилую и общественную часть. Есть приветственная общественная зона квартала с низкоэтажной застройкой, основным озеленением, МАФами и арт-объектами и здесь же, скорее всего, будет сосредоточен весь ритейл. Вторая зона более уютная, приватная и жилая и она как раз отстранена от зоны проезда и в ней меньше открытых пространств и площадей. Есть и благоустроенный задний двор, нацеленный на жильцов. При этом квартал испещрен такими проходами, которые как раз и складываются в пешеходную затейливую сеть, по которой можно совершить вечерний променад.

Интересно, удастся ли там создать атмосферу, аналогичную Studio8? Все-таки контингент в Марьиной роще совсем другой...

Очень многое будет зависеть от правильно подобранных резидентов. В случае со Studio #8 сам девелопер занимался отбором, и в том, что проект «выстрелил» как инфраструктура для всего окружающего спального района – во многом заслуга состава арендаторов. Если подход не изменится, то это, однозначно, будет успех. Сейчас поблизости кроме ТЦ «Капитолий», который аккумулирует весь трафик, альтернатив практически нет.

Помнится, в одном из первых интервью вы говорили, что главное – это найти свою нишу и ее разрабатывать. Причем со временем ниша может меняться, как в вашем случае, – от МОПов и благоустройства до коммерческих интерьеров и редевелопмента. Какую нишу вам хотелось бы освоить в будущем?

В Москве есть программа развития промышленных зон –это несколько отмеченных в генплане территорий, где сохраняется производство и планируется делать технопарки и промышленные кластеры. Одна из них сейчас у нас в работе –территория комплексного развития №42. Там расположен завод измерительных приборов, который необходимо сохранить, автомастерские, гаражи, склады и пр. Задача – объединить всех в полноценный промышленный кластер! И это новая неожиданная типология, так как все действительно можно упорядочить и создать комфортные условия для работы и размещения производств, не примешивая к территории жилую функцию.

Кроме этого, тут расположено немало артефактов. Например, по соседству расположено старое троллейбусное депо с куполообразными ангарами. Есть и интересные образцы промышленной архитектуры советского периода, которые можно сохранить и сделать если не иконическими, то, по крайней мере, узнаваемыми маркерами всей территории, которые будут подчеркивать ее историю. Наш вектор развития как был направлен в сторону развития промышленных зон и архитектуры, так и остался, чем мы и гордимся. Если вдуматься, у большинства российских архитекторов за последние лет 10 толком не было другой «доходной» типологии, кроме жилья. «Промкой» как таковой никто не занимался, а ведь это потенциально масштабные проекты не просто в рамках города, но и страны. И это, надеюсь, станет отдельной большой темой в нашей работе и творчестве в ближайшие годы.
  • zooming
    1 / 7
    Лофт-квартал Studio 12
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    2 / 7
    Лофт-квартал Studio 12
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    3 / 7
    Лофт-квартал Studio 12
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    4 / 7
    Лофт-квартал Studio 12
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    5 / 7
    Лофт-квартал Studio 12
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    6 / 7
    Лофт-квартал Studio 12
    Фотография © Илья Иванов
  • zooming
    7 / 7
    Лофт-квартал Studio 12
    Фотография © Илья Иванов

19 Октября 2020

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.