Евгений Герасимов: «Градостроительная целесообразность принесена в жертву политической»

Говорим с архитектором Судебного квартала о градостроительной судьбе Тучкова буяна: череде конкурсов и концепций, недостатках будущего парка и все еще возможной альтернативе.

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Чобан
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Судебный квартал
Россия, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д.14

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Е.Л. Герасимов
Менеджер проекта: М.Е. Орлова-Шейнер

Здание Верховного суда РФ
ГАП: В.Ф. Хиврич
Руководитель группы: И.М. Минниев, Е.М. Осипова
Ведущие архитекторы: О.В. Головко, И.В. Филимонова, А.Г. Гвоздик
Архитекторы: А.А. Кузнецов, А.И. Кочуков, И.В. Хухка, А.А. Бородина, А.В. Соловьев, И.В. Припоров, Е.П. Мартынюк

Здание Судебного департамента
ГАП: А.А. Юдин
Руководитель группы: О.Я. Ольшанская
Архитекторы: Н.Е. Шабалин, П.Л. Похальчук, Е.И. Янанец, И.Ю. Савченко, А.В. Половинкина

Жилой комплекс
Руководители группы: А.С. Орлов, Д.А. Зайцев
ГАП: З.В. Петрова, О.В. Каверин
Архитекторы: Е.А. Резникова, И.Г. Бахорина, Н.И. Лаврентьева, Д.С. Толстова, Н.К. Пальникова, М.П. Борисюк, Е.В. Луканина, А.В. Лесникова

Интерьеры здания Верховного суда и судебного департамента
Руководитель группы: В.А. Дашков
Архитекторы: А.А. Поправко, Л.В. Монич, И.И. Агапова, В. Молчанова, М.И. Кузнецов

Здание Дворца Танцев Б.Я. Эйфмана – SPEECH
С.Э.Чобан, А.М.Перлич, ГАП: А.Хмеленина, А. Абрамов, Л. Белашова

Конструкторы
Главный конструктор: Резниченко М.Я.
Заместитель главного конструктора: Д.А. Астапчик
Руководители группы: Ю.И. Ильина, Д.О. Григорьев
Конструкторы: С.А. Двуреченский, А.Н. Смирнова, А.К. Богданов, Е.А. Пантелеева, М.А. Кокшарова, П.С. Култышев, С.П. Ненашев, М.А. Елизарьев, А.Д. Балакина, Т.Ф. Касумов, Т.Л. Лебедева, Е.Н. Выгодина, С.А. Перепелкин, Е.В. Пастушкова, В.Ю. Антонов

Генплан
Е.Н. Кузнецова, А.С. Титова

Смежники
ООО «ПроектСервис»
ГИП: А.Л. Акимов, А.В. Таборский

2016 — 2018 / 2017

Заказчик: Управление делами Президента Российской Федерации
Архи.ру:
Архитектурные конкурсы на застройку Тучкова буяна проводятся уже больше ста лет, и все еще безрезультатно. Расскажите о вашей первой работе для этой территории – жилом квартале «Набережная Европы». Для 2009 года это было необычное предложение – привлечь десяток иностранных бюро для работы над фасадами.

Евгений Герасимов:
Это был международный конкурс, организованный «ВТБ-Девелопмент» совместно с городом. Участвовали Хосе Рафаэль Монео, Дэвид Чипперфилд, Марио Ботта, «Студия-44», «Земцов, Кондиайн и партнеры». Наш с nps tchoban voss консорциум выиграл с идеей комплекса, нарисованного не одной рукой: мастер-план подразумевал участие разных архитекторов, что и было выполнено – мы пригласили ряд западных коллег, в продолжение традиции, согласно которой Петербург строили во многом иностранные архитекторы. Мы с Сергеем Чобаном убежденные сторонники такого подхода. Например в комплексе «Европа-Сити» мы раздали пяти молодым архитекторам десять внутренних «точек». Я и сейчас считаю, что «Набережная Европы» – идеальный для этого места проект, к тому же самоокупаемый, с пешеходной набережной, обращенной на юг, площадью и театром. На который тогда проводился отдельный конкурс, в котором победило бюро UNStudio.
«Набережная Европы»
«Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
«Набережная Европы»
«Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    1 / 15
    «Набережная Европы». Проект – победитель архитектурно-градостроительного конкурса 2009 года
    © «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    2 / 15
    «Набережная Европы». Проект – победитель архитектурно-градостроительного конкурса
    © «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    3 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    4 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    5 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    6 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    7 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    8 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    9 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    10 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    11 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    12 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    13 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    14 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    15 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss

Как произошла смена курса на Судебный квартал? Так же, как недавно с парком?

Да, буквально по щелчку. Мы разработали стадию «проект», без трат бюджетных средств был выведен вреднейший ГИПХ (Государственный институт прикладной химии, – прим. ред.), рекультивирована земля. Затем последовало политическое решение строить комплекс Верховного суда. С ВТБ государство рассчиталось – насколько я помню порядок суммы, это было около 11 млрд рублей.
  • zooming
    1 / 5
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    2 / 5
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    3 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    4 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    5 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»

Расскажите, как случилось так, что вместо Максима Атаянца проектировать Судебный квартал стала ваша мастерская?

Был объявлен новый конкурс – обычный российский конкурс без иностранных членов жюри и иностранных архитекторов в финале. Выиграл Максим Атаянц. Не оспариваю решение жюри, но надо отдавать себе отчет, что из профессиональных архитекторов за Атаянца не голосовал никто. Это был выбор чиновников, артистов, писателей и общественных деятелей. Большинство проголосовало за Атаянца, с чем я его и поздравил. Мы с Сергеем Чобаном сделали вывод, что для нас эта история закончена. Совершенно расслабились на эту тему.

А потом сменилась команда в Управлении делами президента, которой было поручено всю эту затею воплощать в жизнь. И через какое-то время они обратились ко мне с вопросом: не возьмемся ли мы с Сергеем Чобаном разрабатывать проект по конкурсной концепции Атаянца. Мы отказались, поскольку такими вещами не занимаемся. Я поинтересовался, почему встал такой вопрос. На что получил ответ: у бюро Атаянца нет производственных мощностей, чтобы выпустить проектно-сметную документацию, поручать подобную работу бюро без соответствующего опыта генпроектирования никто не будет. И мы опять забыли об этой истории.

Прошло еще примерно полгода, к нам обратилась московская компания «Сатурн», назначенная генпроектировщиком Судебного квартала, с предложением быстро подготовить новую концепцию. На вопрос, что происходит, будет ли воплощаться конкурсная документация Атаянца, получили ответ – нет, не будет. Мы подготовили новую концепцию исходя из новых пожеланий и соображений. Всех, кто принимал решение по этому вопросу, она устроила. И под руководством «Сатурна» мы начали трудиться. В рекордные сроки была закончена стадия «проект», которая с первого раза прошла Главгосэкспертизу в Москве. Проект был согласован Градсоветом. Затем была полностью сделана рабочая документация и началось строительство, которое продолжается до сих пор.
  • zooming
    1 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    2 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    3 / 5
    Проект Судебного квартала, актуальный на весну 2019 года
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    4 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    5 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»

Почему ваша итоговая концепция Судебного квартала отличается от конкурсной? Изменилось техническое задание и бюджет?

Просто прошло время, наши воззрения и воззрения заказчика изменились. После разборки ГИПХа между стрелкой Васильевского острова и колокольней Князь-Владимирского собора появилась визуальная ось. Этой перспективы никогда не было, собор всегда что-то закрывало – винные склады или заводы, потом ГИПХ. Стало жалко терять этот вид, концепция построена под него. Мы максимально компактно сгруппировали здания, создав визуальный коридор и высвободив четыре гектара под парк.
Театр танца Бориса Эйфмана
SPEECH

Можно ли сказать, что вложенные в «Набережную Европу» и Судебный квартал деньги не пропали даром? Все-таки из центра города вывели ГИПХ, почву очистили, к началу реализации парка по сути будет выполнен нулевой цикл.

Подготовительные работы проделаны не зря. Но забито 5000 свай, сделаны колонны и стены подвалов, перекрытия. Все цокольные этажи готовы. И опять политическое решение по щелчку: перед выборами господина Беглова объявили о новой инициативе вместо Судебного квартала сделать арт-парк.

Почему ваше бюро не стало участвовать в конкурсе на концепцию парка?

Мы не подавали заявку, так как посчитали, что это странная затея. И самая большая странность в ней – театр Бориса Эйфмана на углу парка. В комплексе неоклассических зданий этот архитектурный микс смотрелся как часть целого. Но сейчас можно сказать смело – это градостроительная ошибка. Градостроительная целесообразность принесена в жертву политической.
  • zooming
    1 / 4
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    2 / 4
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    3 / 4
    Проект Судебного квартала, актуальный на весну 2019 года
    © «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    4 / 4
    Новое предложение Евгения Герасимова для Тучкова буяна: сокращение, но сохранение Судебного квартала на Ватном острове
    © «Евгений Герасимов и партнеры»

Сам конкурс очень странный: странный организатор, странный выбор финалистов, отсюда и результат – выбрать нечего. Я считаю, что уместно было бы делать на этом месте аналог Таврического сада. Пригласить Комитет по благоустройству и на этом закончить разбазаривание народных денег. Мне кажется, на Петроградской стороне достаточно зеленых пространств. Лучше привести в порядок то, что есть – Александровский парк, например. А полноценный парк на месте Судебного квартала уже не получится. Сто километров свай забетонировано.

Не вырастут деревья?

Конечно. Покажите мне хотя бы один проект, где на насыпном холме выросла сосна – трава с трудом растет. Нам рассказывают, что деревья на бетонных паркингах вырастут через 30 лет, и я считаю, что это обман публики. Но наказывать будет уже некого, на это и расчет.

Также предлагается сделать оранжерею. Но у нас уже есть две оранжереи – в Таврическом и Ботаническом садах. Они что, в идеальном состоянии? Нам мало оранжерей? Можно просто поручить работу Ларисе Викторовне Канунниковой – единственному ландшафтному специалисту в нашем городе, у кого есть хоть какой-то опыт положительный – благоустройство набережной Карповки. Там хотя бы все более-менее разумно.

У вас было предложение «сократить» суды и расширить парк – такой вариант все еще может случиться?

Да. Поскольку весь нулевой цикл под театр и судебный департамент сделан, я предлагаю их построить. Верховный суд перенести на место жилого квартала, а жилье судьям купить у девелоперов на соседнем Петровском острове. Сделать логичную градостроительную композицию и понятный пейзажный парк наподобие Таврического сада. Из 9 га территории парку остается 5,5 га, что вполне достаточно для этого места. И не нужно будет искать новые территории для судов, вырубать где-то зелень.

Что значит весь этот опыт для вашего бюро?

Финансовых потерь больших не было. С нами расплатились и «ВТБ-Девелопмент», и Управделами президента. Десять лет работы, которая не кончилась ничем – это не здорово, для нашего бюро не характерно работать в корзину, но для нас и для меня лично это не является катастрофой. Так бывает. Такая страна. У нас, слава Богу, много проектов, и есть чем гордиться. Мне за державу обидно, как говорил герой кинофильма «Белое солнце пустыни». Вместо здравого коммерческого проекта народные деньги потрачены на компенсацию затрат ВТБ, затем на эпопею с судом, а сейчас тратятся в третий раз на парк.
Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Чобан
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Судебный квартал
Россия, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д.14

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Е.Л. Герасимов
Менеджер проекта: М.Е. Орлова-Шейнер

Здание Верховного суда РФ
ГАП: В.Ф. Хиврич
Руководитель группы: И.М. Минниев, Е.М. Осипова
Ведущие архитекторы: О.В. Головко, И.В. Филимонова, А.Г. Гвоздик
Архитекторы: А.А. Кузнецов, А.И. Кочуков, И.В. Хухка, А.А. Бородина, А.В. Соловьев, И.В. Припоров, Е.П. Мартынюк

Здание Судебного департамента
ГАП: А.А. Юдин
Руководитель группы: О.Я. Ольшанская
Архитекторы: Н.Е. Шабалин, П.Л. Похальчук, Е.И. Янанец, И.Ю. Савченко, А.В. Половинкина

Жилой комплекс
Руководители группы: А.С. Орлов, Д.А. Зайцев
ГАП: З.В. Петрова, О.В. Каверин
Архитекторы: Е.А. Резникова, И.Г. Бахорина, Н.И. Лаврентьева, Д.С. Толстова, Н.К. Пальникова, М.П. Борисюк, Е.В. Луканина, А.В. Лесникова

Интерьеры здания Верховного суда и судебного департамента
Руководитель группы: В.А. Дашков
Архитекторы: А.А. Поправко, Л.В. Монич, И.И. Агапова, В. Молчанова, М.И. Кузнецов

Здание Дворца Танцев Б.Я. Эйфмана – SPEECH
С.Э.Чобан, А.М.Перлич, ГАП: А.Хмеленина, А. Абрамов, Л. Белашова

Конструкторы
Главный конструктор: Резниченко М.Я.
Заместитель главного конструктора: Д.А. Астапчик
Руководители группы: Ю.И. Ильина, Д.О. Григорьев
Конструкторы: С.А. Двуреченский, А.Н. Смирнова, А.К. Богданов, Е.А. Пантелеева, М.А. Кокшарова, П.С. Култышев, С.П. Ненашев, М.А. Елизарьев, А.Д. Балакина, Т.Ф. Касумов, Т.Л. Лебедева, Е.Н. Выгодина, С.А. Перепелкин, Е.В. Пастушкова, В.Ю. Антонов

Генплан
Е.Н. Кузнецова, А.С. Титова

Смежники
ООО «ПроектСервис»
ГИП: А.Л. Акимов, А.В. Таборский

2016 — 2018 / 2017

Заказчик: Управление делами Президента Российской Федерации

18 Декабря 2020

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.