Памяти Сергея Ткаченко

На прошедшей неделе, 6 августа, ушел из жизни Сергей Ткаченко, – одна из самых символических фигур постсоветской архитектуры и московского градостроительства.

Александр Змеул – автор, не чуждый истории московского градостроительства в его разных аспектах, после сообщения о смерти Сергея Ткаченко написал в своем профиле: «…он известен как автор когда-то казавшихся одиозными домов патриарх и яйцо <…> познакомившись и повзрослев, понял, что Сергей Борисович совсем другой. Замечательный человек, прекрасно знающий архитектуру, очень современный, неравнодушный, постоянно развивающийся». И мы попросили его написать несколько слов в память об архитекторе.  
 
zooming
Сергей Ткаченко, 1953–2023
Фотография: САР

Начало профессиональной биографии Ткаченко характерно для архитекторов его поколения. В 1976 году закончил МАРХИ, после чего работал в больших проектных институтах: в Моспроекте-1 у Якова Белопольского и Владимира Хавина, потом в Моспроекте-2 в мастерской №9 Игоря Анатольевича Покровского, поначалу в бригаде Андрея Ганешина, затем как ГАП. 
 
Но в ней был и момент, который он любил упомянуть – как в андроповское время он был уволен из Моспроекта-2 за чересчур расточительное решение гостиницы Постпредства Латвии с атриумом. Впрочем, это была скорее полуфронда: здание благополучно достроили под авторским надзором Сергея Ткаченко, который после увольнения из проектного института стал сотрудником заказчика.
 
Биография Ткаченко начиная с 1990-х, в общем-то, тоже во многом характерна для архитектора его поколения. Для человека с амбициями тогда существовало несколько вариантов: отправиться в свободное плавание, основав собственную мастерскую; стать функционером, работая чиновником и возглавляя мастерскую в проектном институте. Был и третий вариант, совмещавший два первых, его и выбрал Сергей Ткаченко.

Менялись номера в Моспроектах, за руководством мастерской №15 в Моспроекте-2 последовала работа на должности замдиректора в Моспроекте-4. Менялись и названия его собственных офисов, одну из последних компаний с присущей ему иронии Ткаченко назвал экспериментальным проектным институтом Моспроект-5. Как известно, советских проектных институтов было четыре.
 
Такого рода «дуализм» позволил Ткаченко стать одним из самых влиятельных персонажей в сфере архитектуры и градостроительства Москвы. Начиная с девяностых его фамилия всплывает, то тут, то там: он и проектирует, и руководит, и согласовывает, и сопровождает.
 
Впрочем, в силу специфики положения Ткаченко характер его участия в том или ином проекте определить удается не всегда. Среди его работ встречается госзаказ: к примеру, реконструкция здания Госплана под Госдуму, или новый пост №1 у могилы неизвестного солдата. А также важные московские темы: реконструкция Гостиного двора и башня-2000, первая постройка Сити. Новые жилые дома и офисные комплексы, «реставрация в режиме воссоздания», то есть строительство новоделов на месте исторических зданий. Кажется в его портфолио есть проекты любых масштабов и типологий.
Регенерация и реставрация Елисеевского магазина
© Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко

Значительная часть его построек была в русле того постмодернистского мейнстрима, что преобладал в Москве того времени. Чего стоит хотя бы «Кутафья башня» в роли завершения бизнес-центра на Павелецкой.
 
Комплекс административных зданий компании «ЭНКА». Реализация, 2003
© Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко

Но прославили Сергея Ткаченко, конечно, два здания: дом-яйцо и Патриарх. Они и сегодня, по прошествии почти двадцати лет, скажем так, впечатляют.
  • zooming
    Жилой дом с подземной автостоянкой «Патриарх»
    © Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко
  • zooming
    Жилой комплекс на улице Машкова, 1/11
    © Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко

Это были даже не столько постмодернистские здания, сколько художественные жесты. Они полностью выбивались из всего, что тогда строилось, не следовали никакой традиции, не пытались переосмыслить или просто механически копировать те или иные стили и приемы.

Оба проекта связаны с именем Олега Дубровского (1963-2011), а также членов «Обледенения архитекторов»: Игоря Бурого, Ильи Вознесенского, Алексея Кононенко и Веры Самородовой.
 
Казалось бы, более противоположных людей, чем бунтарь Дубровский и вальяжно-барский Ткаченко, представить трудно. Но Ткаченко обладал уникальной способностью собирать вокруг себя самых разных людей. Это редкость – и коллеги, в том числе конкуренты и бывшие подчиненные, всегда вспоминали Ткаченко добрым словом: помогал, продвигал, поддерживал.
 
Сам Ткаченко, вспоминая Олега Дубровского, говорил: «Мы много говорили с ним о том, что должно отличать архитектуру конца миллениума. Остановились на том, что они должны быть обращены в будущее, и в то же время говорить «последнее прости» уходящему веку. Такими были и Дом-яйцо, и Патриарх, и остальные объекты. То, что мы называем современной архитектурой, не должно быть скучной подделкой под старину. Мы не шли по пути откровенно новой архитектуры, вписывая здание в историческую ткань. В то же время – не без иронии».
  • zooming
    Дом-Яйцо
    © Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко
  • zooming
    Жилой дом с подземной автостоянкой «Патриарх»
    © Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко

Патриарх и дом-яйцо оказались удивительно созвучны времени: многие здания той эпохи мы даже вспомним не всегда, как хорошие, так и плохие – а эти забыть невозможно.
 
В 2003 году Сергей Ткаченко стал директором Института генплана Москвы. Там его главной задачей было «приземлить» большие градостроительные идеи, в конечном счете превратив их в новый генплан. Ткаченко стал одним из главных лиц кампании по принятию генплана 2010 года, который стал предметом многочисленных слушаний и дискуссий. Спокойным, даже умиротворяющим голосом он часами мог убеждать любого собеседника в правильности и неотвратимости нового генплана.
 
В начале 2011 года со сменой власти в Москве Сергей Ткаченко ушел с поста директора Института генплана. Его заявление об уходе по собственному желанию подписал Александр Кузьмин, еще полтора года проработавший затем на должности главного архитектора Москвы. Эпоха Лужкова в архитектуре и градостроительстве Москвы заканчивалась с уходом ее главных лиц.
 
После отставки жизнь Сергея Ткаченко стала совсем другой, хотя были и проекты, и руководящая работа: так, непродолжительное время он был главным архитектором Калуги, – но все это уже было иного масштаба. Он активно занимался исследовательской и издательской деятельностью. В 2016 году защитил кандидатскую диссертацию «Творческие архитектурно-градостроительные конкурсы и их влияние на генеральные планы городов (на примере Москвы)», – научным руководителем был Илья Лежава.
 
Главным проектом Сергея Ткаченко десятых годов стал двухтомник «Один век московского градостроительства».
Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Эта книга – объемное исследование истории городского планирования столицы в советское и постсоветское время, и в то же время она – отдельный феномен. Она не просто представляет понимание города, объемную картину московского градостроительства, что вполне логично, когда за систематизацию берется человек, почти десять лет работавший директором Института генплана Москвы. Ткаченко предлагает собственную оригинальную периодизацию. В есть любопытный лейтмотив: по словам ее автора никто, включая архитекторов и градостроителей, не понимал, как трансформировать социалистический город в капиталистический. Опыта таких трансформаций, действительно, исторически не было. Ткаченко был одним из тех кто творил историю – иногда увлекаясь, иногда ошибаясь, иногда заблуждаясь.

И как человек, долгое время погруженный в процесс планирования и принятия решений, второй том он превращает в полемическое высказывание о постсоветском периоде, строя его на противопоставлении лужковского и собянинского периода. Основной и единственной заслугой нынешней московской власти Ткаченко назвал реализацию идей, разработанных при Лужкове. Словом, опять, как в далекие восьмидесятые, проявил своеобразную полуфронду.
  • zooming
    1 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Сергей Ткаченко. Один век московского градостроительства. .М., «Улей» – «Прогресс-Традиция», 2019
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

13 Августа 2023

Похожие статьи
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Памяти Анатолия Столярчука
Автор многих зданий современного Петербурга, преподаватель Академии художеств, Член Градостроительного совета и человек, всегда готовый поддержать.
Памяти Жана-Луи Коэна
Марина Хрусталева – о Жане-Луи Коэне (20.07.1949-7.08.2023), историке архитектуры авангарда, преподавателе, авторе многих изданий и выставочных проектов.
Умер Майкл Хопкинс
В возрасте 88 лет скончался Майкл Хопкинс, один из главных архитекторов хай-тека, расширивший свой репертуар за счет традиционных материалов и рифм с историей.
Памяти Александра Некрасова
Он известен как автор нескольких реализованных станций метро, многие – с заметной, яркой, запоминающейся архитектурой. Одним из последних проектов Некрасова стала станция Физтех.
Собиратель
Умер Игорь Киселев. Реставратор и автор многих книг – справочников по архитектурным деталям и элементам зданий, очень полезных и хорошо известных специалистам.
Умер Рафаэль Виньоли
Скончался американский архитектор Рафаэль Виньоли, автор лондонских и нью-йоркских небоскребов, токийского «Форума» и многих других построек по всему миру.
Умер Балкришна Доши
В возрасте 95 лет скончался индийский архитектор Балкришна Доши, лауреат Притцкеровской премии, сотрудник Ле Корбюзье и Луиса Кана.
Памяти Виктора Быкова
Ушел из жизни Виктор Филиппович Быков – яркий представитель Нижегородской архитектурной школы, лучшего ее периода. Заслуженный архитектор Российской Федерации, лауреат престижных международных конкурсов и премий Нижнего Новгорода. Талантливый и эмоциональный человек, остро откликавшийся на вызовы времени.
Памяти Сергея Эстрина
Три дня назад умер Сергей Эстрин – архитектор и художник, автор синагоги на Бронной и множества общественных и частных интерьеров, всегда ярких и эффектных, а также красивых тонких графических работ.
Памяти Феликса Новикова
Ушел из жизни Феликс Новиков, архитектор, автор Дворца пионеров на Ленинских горах и Зеленограда, историк архитектуры модернизма и увлеченный публицист.
Слово о друге
В память о Феликсе Новикове публикуем его эссе, посвященное Джиму Торосяну и написанное в 2019 году для книги, которую сейчас готовит в издательстве Tatlin архитектор Карен Бальян. С разрешения автора и издательства.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Памяти Евгении Кириченко
Ушла из жизни Евгения Ивановна Кириченко, человек, открывший нам ценность русской архитектуры модерна и эклектики, увлеченный и продуктивный исследователь, умный и жизнерадостный собеседник. Светлая память.
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Умерла Ольга Севан
Реставратор, исследователь и защитник деревянной архитектуры и исторической среды русского Севера, малых городов и сел.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.