Серьезный кирпичный разговор

В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.

mainImg
Компaния:
АРХИТАЙЛ/ ARCHITILE
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Кирпичная дискуссия стала «восклицательным знаком» в финале программы мероприятий, сопровождавшей первый всероссийский Кирпичный конкурс для молодых архитекторов. Благодаря этой программе из лекций и семинаров конкурс стал не только интересным профессиональным упражнением для участников в возрасте 30 лет и моложе, но также сыграл образовательную роль и позволил знаменитым мастерам кирпичной архитектуры рассказать о своем творческом кредо, достижениях и замыслах, вновь задуматься о своей приверженности кирпичу и обсудить свою работу с коллегами. О победителях конкурса Архи.ру подробно рассказывал здесь.

«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

В Кирпичной дискуссии приняли участие архитекторы Сергей Скуратов (Sergey Skuratov Architects), Михаил Бейлин (Citizenstudio), главный архитектор города Казань Ильсияр Тухватуллина и члены жюри Кирпичного конкурса: Наталья Сидорова (Архитектурная группа ДНК) и Алексей Козырь (Архитектурная мастерская Алексея Козыря). Среди спикеров был также управляющий ООО «АРХИТАЙЛ Северо-Запад» Юрий Хитров, а модерировал дискуссию главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов.
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Кирпичная дискуссия прошла в пространстве коммуникаций ARTPLAY PORTAL, ее запись можно посмотреть в IGTV Инстаграм компании АРХИТАЙЛ и на YouTube-канале ARTPLAY TODAY.

Каждый из участников дискуссии посвятил свое выступление тем своим постройкам и проектам из кирпича, которые, на его взгляд, лучше всего отражают разнообразные качества этого материала. Но говорили в ARTPLAY PORTAL и о философии кирпичной архитектуры.
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Так, Сергей Скуратов рассказал о своих «отношениях» с кирпичом, которым почти 30 лет. Это его любимый материал, он строит из него много и часто, но в каждом новом проекте открывает его с новой стороны, потому что у кирпича множество свойств и качеств: каждый кирпич уникален и отличается от других. Важным компонентом этого материала для руководителя Sergey Skuratov Architects выступает его «человеческая сущность»: энергия, интеллект человека, тепло его рук, которые есть в каждом кирпиче.

«Кирпичная дискуссия»
© Ольга Челебаева, Даниил Анненков
zooming
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Среди описанных Сергеем Скуратовым проектов ключевое место занял комплекс «Art House» с фасадами из клинкерного кирпича, обожженного в кольцевой печи (поставляемого на данный момент компанией АРХИТАЙЛ). В нижней части здания использованы неровные, деформированные от очень высокой температуры обжига кирпичи, а с ростом высоты кладка становится всё более ровной, но в ней появляется больше кирпичей с характерным металлическим блеском, красиво играющем на солнце. Так органическая, «приземленная» часть сменяется гладкой, «технологичной». Автор проекта сравнивает свой дом с грибом, который только что вынули из земли. Внизу, вокруг ножки налипла земля, а выше он становится чистым и аккуратным.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Art House»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Art House»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Art House»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Art House»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Темой рассказа стал и дом на улице Бурденко, где на фасадах использованы пять видов микса из множества цветов кирпича – чтобы максимально уйти от «советского» однообразия кладки.

Жилой дом на улице Бурденко
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

«Садовые кварталы» – пример ансамблевого решения, где кирпич объединяет разные постройки воедино, это базовый элемент дизайн-кода, напоминающий при этом об индустриальном прошлом этой территории. Многофункциональность этого материала подчеркивает скалодром из фигурной кладки, созданный на фасаде подстанции.
  • zooming
    1 / 4
    ЖК «Садовые кварталы»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 4
    ЖК «Садовые кварталы»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 4
    ЖК «Садовые кварталы»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 4
    ЖК «Садовые кварталы»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Жилой комплекс «Эгодом» на севере Москвы – история о градостроительной роли этого материала. Дом играет роль доминанты в этой исторической части города с памятниками кирпичного зодчества, и для его фасадов удалось подобрать эффектный органический микс из двух видов кирпича.
Жилой комплекс «Эгодом»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
Жилой комплекс «Эгодом»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Наталия Сидорова рассказала о палитре кирпичных зданий Архитектурной группы ДНК, от ранних до новейших примеров.
zooming
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Так, бизнес-центр на улице Вавилова в окружении разновременной застройки получил четкий регулярный фасад при асимметричном скульптурном объеме с миксом из трех тонов кирпича.

Офисное здание
© DNK ag

Ключевой проект для DNK ag – жилой комплекс «Рассвет» в окружении исторических кирпичных зданий на Красной Пресне. Здесь кирпич – тоже «контекстуальный» материал, вписывающий новое сооружение в окружение. На фасадах использованы разные типы текстурной кладки, слегка отличающиеся друг от друга и придающие комплексу разнообразие. Наталья Сидорова подчеркнула, что для корпуса 3.20 на заводе «Сафоновский клинкер» в Смоленской области был изготовлен кирпич специального формата несмотря на достаточную «бюджетность» проекта. По ее словам, это отражение важного современного тренда – растущей кастомизации кирпичного производства. В результате, как рассказала архитектор, получившиеся фасады выглядят очень привлекательно, и, глядя на фотографии, многие не верят, что это Москва, а не Западная Европа.
  • zooming
    1 / 3
    Реновация здания "Рассвет 3:20 Loftstudio"
    © DNK ag
  • zooming
    2 / 3
    Реновация здания "Рассвет 3:20 Loftstudio"
    © DNK ag
  • zooming
    3 / 3
    Реновация здания "Рассвет 3:20 Loftstudio"
    © DNK ag

Проект квартала DNK ag в массиве «Зиларт» – коллаж из разнообразных орнаментальных кладок и типов формирования кирпичного фасада, демонстрация безграничных возможностей этого материала.

ЖК «Зиларт»
© DNK ag

Отдельного упоминания заслужил легендарный ригельный кирпич ручной работы Kolumba датского производителя Petersen Tegl: его архитекторы использовали в частном строительстве. Наталья Сидорова и поддержавший ее Сергей Скуратов выразили свое восхищение этим уникальным заводом – существующим с XVIII века семейным предприятием – где преданные своему делу специалисты добиваются настоящей «одухотворенности» этого материала.
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Алексей Козырь рассказал о своих реализованных и пока не воплощенных кирпичных проектах.
zooming
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Частная вилла, точнее, палаццо в Сколково получила фасады из бельгийского кирпича, подобранного в тон коры растущих рядом сосен, с учетом соседства с металлом, спектральным стеклом и гранитом, которые тоже использованы в проекте. Также аудитории был показан проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде – одном из самых кирпичных городов России; соавтором здесь выступил Александр Пономарев. Сложная форма стеклянной кувшинки контрастирует с кирпичным орнаментальным объемом, где узоры напоминают об отечественных традициях зодчества. Козырь также напомнил о том, что не только лицевой кирпич важен и нужен: строительный, черновой – тоже ценный, высококачественный материал, о чем не стоит забывать.
  • zooming
    1 / 4
    Проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде
    © Андрей Козырь, Александр Пономарев
  • zooming
    2 / 4
    Проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде
    © Андрей Козырь, Александр Пономарев
  • zooming
    3 / 4
    Проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде
    © Андрей Козырь, Александр Пономарев
  • zooming
    4 / 4
    Проект театра на Стрелке в Нижнем Новгороде
    © Андрей Козырь, Александр Пономарев

Михаил Бейлин посвятил свое выступление в основном нереализованным проектам, включая конкурсное предложение по приспособлению в термы кирпичной водонапорной башни в подмосковной Щербинке.
  • zooming
    1 / 4
    Водонапорная башня
    © Citizenstudio
  • zooming
    2 / 4
    Водонапорная башня
    © Citizenstudio
  • zooming
    3 / 4
    Водонапорная башня
    © Citizenstudio
  • zooming
    4 / 4
    Водонапорная башня
    © Citizenstudio

Также был представлен жилой квартал из башен, секционных домов и таунхаусов, вдохновленный советской кирпичной и «керамической» архитектурой – так называемыми ЦКовскими домами в арбатских переулках модернистской застройкой на юго-западе Москвы.

ЦКовские дома
© Citizenstudio

В процессе реализации находится жилой комплекс в самом центре Москвы, где совместно с бюро «Меганом» Citizenstudio занимается реставрацией памятников архитектуры и воссозданием утраченных исторических зданий. В процессе сложных дискуссий там возникали разные варианты оформления фасадов, включая традиционный для Москвы крашеный кирпич и разнообразные типы объемной кладки.
zooming
«Кирпичная дискуссия»
© Ольга Челебаева, Даниил Анненков

Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина посвятила свое выступление передаче молодой части аудитории своего опыта работы с кирпичом и поделилась своим опытом. Также она призвала всех молодых архитекторов бороться за свою идею и за материалы, которые они запроектировали, потому что «только архитектор знает, как объект будет выглядеть в итоге».
zooming
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Завершила дискуссию импровизированная церемония награждения тех лауреатов Кирпичного конкурса, которые не присутствовали на основной церемонии в Санкт-Петербурге. Им, помимо других призов, были вручены памятные знаки – кирпичи, оформленные специально для этой цели петербургским художником Андреем Шретером. Победителям были также вручены книги партнера конкурса – издательства DOM publishers – и выпуски журнала «Проект Балтия».
«Кирпичная дискуссия»
Изображение предоставлено компанией АРХИТАЙЛ

Поставщики, технологии

АРХИТАЙЛ/ ARCHITILE

25 Января 2021

АРХИТАЙЛ/ ARCHITILE: другие статьи и новости
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Преемственность силуэта
Доходный дом «Астория» в центре Стокгольма реконструирован архитекторами 3XN, которые добавили к нему новый корпус со схожим профилем кровли.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.