«Любимый пациент»

В Берлине открывается после реконструкции и реставрации по проекту David Chipperfield Architects Новая национальная галерея – позднее творение Людвига Мис ван дер Роэ.

mainImg
Изначально открывшаяся в 1968 галерея была задумана как символ новой ФРГ: пространство для современного искусства авторства самого знаменитого немецкого архитектора. Людвиг Мис ван дер Роэ работал над этим зданием – единственным построенным им в Европе после эмиграции – вместе со своим внуком, Дирком Лоханом. Новая национальная галерея, часть комплекса Культурфорум, западноберлинского «акрополя», должна была стать знаком будущего, но, скорее, завершила эпоху, став одной из последних построек – как своего автора, так и классического модернизма.
 
Новая Национальная галерея в Берлине – реконструкция
Проект David Chipperfield Architects. Фотография © Simon Menges

В случае этого здания Мис, как и всегда, стремился к точному воплощению своего замысла – идеальной точности и завершенности форм и пропорций. Этого достигли в ущерб функциональности, что стало причиной определенных технических проблем, сделавших музей сложным в эксплуатации. Кроме того, свою роль сыграло время, расположение в центре мегаполиса, использование типичных для своего времени материалов или, напротив, новых, еще не опробованных по-настоящему методов. В начале XXI века все изначальные и возникшие постепенно проблемы требовали решения, которое и было поручено найти бюро Дэвида Чипперфильда.
 
Новая Национальная галерея – реконструкция
Фото © Simon Menges

Тот сравнивает свою работу с хирургическим вмешательством, в результате чего «любимый пациент» вернулся в прежнем виде, но с лучшей работой всех систем. Подход заключался в решении технических проблем, но также в сохранении всех следов времени (более ярко такой метод проявился при работе DCA в Новом музее). Поэтому, например, гранит облицовки подиума не был очищен до состоянии новизны, а новые плиты, которыми пришлось заменить не поддающиеся реставрации, были тонированы в цвет сохранившихся. То же самое касалось бронзовых и деревянных деталей.
 
Новая Национальная галерея – реконструкция
Фото © Simon Menges

Здание было поделено на две части со смысловой точки зрения. Вневременная форма храма на подиуме, сталь и бронза, стекло, древесина дуба, гранит и мрамор сочетаются со свидетельствами времени: характерными для 1960-х светильниками и дизайном санузлов, шторами, ковровым покрытием (его пришлось восстановить по фотографиям, так как его давно убрали), полимерными напольными плитами, теплым тоном освещения, фактурными обоями под покраску и т.д. Максимально сохранялось и то, и другое, даже изначальные инженерные системы, чья замена была совершенно необходима, были оставлены фрагментарно как часть подлинного памятника, уже без всякой функции. Такую же роль играют настенные телефонные аппараты и выключатели: это знаки эпохи, дополняющие образ памятника архитектуры. Вентиляционные решетки и светильники (теперь со светодиодными лампами) продолжили свою «работу», грузовой лифт для экспонатов и система крепления штор тоже сохранены и используются.
 
  • zooming
    1 / 6
    Вид Новой национальной галереи в 1968
    Фото © Archiv Neue Nationalgalerie, Nationalgalerie, Staatliche Museen zu Berlin, Reinhard Friedrich
  • zooming
    2 / 6
    Установка стальной кровли. 5 апреля 1967 года
    Фото © Landesarchiv Berlin, фотограф: Ludwig Ehlers
  • zooming
    3 / 6
    Вид Новой национальной галереи в 1968
    Фото © Landesarchiv Berlin, фотограф: Horst Siegmann
  • zooming
    4 / 6
    Вид Новой национальной галереи в 1968
    Фото © Landesarchiv Berlin, фотограф: Horst Siegmann
  • zooming
    5 / 6
    Вид Новой национальной галереи в 1968
    Фото © Staatliche Museen zu Berlin, Zentralarchiv, Reinhard Friedrich
  • zooming
    6 / 6
    Вид Новой национальной галереи в 1968
    Фото © Staatliche Museen zu Berlin, Zentralarchiv, Reinhard Friedrich

Архитекторы сохранили «кожу» и «кости», однако исчезло – незаметно для посетителей – немало «мяса»: изоляционных материалов, в том числе опасных – асбеста и искусственной минваты, стяжка, штукатурка и т.д. Инженерные системы заменены, при этом восстановлена система отопления под поверхностью пола, ныне дополненная системой охлаждения. Она стала протекать и давать сбои вскоре после сдачи здания, поэтому ее отключили и расставили в залах батареи, которые теперь убраны.
 
Новая Национальная галерея – реконструкция
Фото © Simon Menges

Отдельную проблему представлял герметичный фасад, который сильно запотевал при температуре ниже 4 градусов выше нуля. Конденсат архитекторы сочли уже привычной частью памятника, поэтому он продолжит скапливаться, но в меньших количествах, и все части фасада теперь защищены от коррозии. Фасад остался герметичным с одним слоем остекления из двухслойного ламинированного безосколочного стекла (2х12 мм, вдвое толще прежнего). В прошлом стеклянные панели нередко выпадали и разбивались (опасность для публики стала одной из причин реконструкции), так как структура фасада не учитывала его сжатие и растяжение при перепадах температуры, а размеры стекла были недостаточными. Сейчас, благодаря обновленным узлам, все части фасада стали подвижными и эта проблема тоже решена.
 
  • zooming
    1 / 4
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    2 / 4
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    3 / 4
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    4 / 4
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges

Бетонный подиум покрыт гранитными плитами по схеме вентилируемого фасада: это был один из первых «каменных» примеров такой системы в Германии, поэтому было важно сохранить и ее саму. При этом были ликвидированы добавленные позже деформационные швы, их заменили стандартные по ширине, 6-миллиметровые. В ходе работ плиты были демонтированы, а затем возвращены каждая на свое прежнее место.
 
Новая Национальная галерея – реконструкция
Фото © Simon Menges

Состояние здания на момент открытия восстановлено и в планировках нижнего уровня, где гардероб и книжный магазин помещены на место запасника живописи и скульптуры, а экспонаты теперь хранятся в бывших технических помещениях (где также готовят произведения к выставкам) и в новом пространстве под террасой подиума. Новое пространство получили и инженерные системы. К юго-восточной лестнице добавили пандус: теперь галерея стала безбарьерной.
 
  • zooming
    1 / 6
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    2 / 6
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    3 / 6
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    4 / 6
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    5 / 6
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    6 / 6
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges

По отношению к этому проекту бюро Дэвида Чипперфильда называет себя «невидимыми архитекторами»: они трактовали Новую национальную галерею как настоящий памятник наследия и соблюдали все принятые реставрационные нормы несмотря на то, что ее здания-ровесники чаще идут под снос, чем тщательно восстанавливаются. Проведенные работы должны обеспечить музею успешное функционирование на ближайшие 40–50 лет.
Новая Национальная галерея – реконструкция
Фото © Simon Menges
  • zooming
    1 / 3
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    2 / 3
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
  • zooming
    3 / 3
    Новая Национальная галерея – реконструкция
    Фото © Simon Menges
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
  • zooming
    1 / 7
    Плиты подиума после их демонтажа
    Фото © Christian Martin
  • zooming
    2 / 7
    Новая Национальная галерея в ходе реконструкции
    Фото © Thomas Bruns for David Chipperfield Architects
  • zooming
    3 / 7
    Новая Национальная галерея в ходе реконструкции
    Фото © Ute Zscharnt for David Chipperfield Architects
  • zooming
    4 / 7
    Новая Национальная галерея в ходе реконструкции
    Фото © Ute Zscharnt for David Chipperfield Architects
  • zooming
    5 / 7
    Новая Национальная галерея в ходе реконструкции
    Фото © Ute Zscharnt for David Chipperfield Architects
  • zooming
    6 / 7
    Новая Национальная галерея в ходе реконструкции
    Фото © Ute Zscharnt for David Chipperfield Architects
  • zooming
    7 / 7
    Новая Национальная галерея в ходе реконструкции
    Фото © Ute Zscharnt for David Chipperfield Architects
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция. Красным показаны изменения исторического здания при реконструкции
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция. Красным показаны изменения исторического здания при реконструкции
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция. Красным показаны изменения исторического здания при реконструкции
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция. Красным показаны изменения исторического здания при реконструкции
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция. Красным показаны изменения исторического здания при реконструкции
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция. Красным показаны изменения исторического здания при реконструкции
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung
Новая Национальная галерея – реконструкция
© David Chipperfield Architects for Bundesamt für Bauwesen und Raumordnung

19 Августа 2021

«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Вопрос аутентичности
Один из крупнейших и важнейших памятников чешского функционализма, здание Электрических предприятий в Праге, полностью реконструирован и теперь вмещает офисы холдинга WPP.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.