За кулисами музейной жизни

Открывшееся в Роттердаме фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV полностью доступно посетителям – первое и пока единственное в мире. Это поможет сохранить музей для публики во время длительной реконструкции его основного здания.

mainImg
Музей Бойманса – ван Бёнингена – городской, в его основе – две частные коллекции, конца XVIII – первой половины XIX веков и первой половины XX столетия, приобретенные Роттердамом. Фамилии их владельцев и образуют название учреждения.
 
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode

Основное, кирпичное здание с издалека заметной башней возведено в 1930-х, в 1972 и 1991 к нему пристроили два выставочных корпуса. В наши дни оно, как часто случается с музеями, оказалось слишком тесным и не подходящим под современные схемы работы с посетителями. Что еще важнее, существовали угроза затопления и необходимость удалить асбест. Поэтому комплекс музея Бойманса – ван Бёнингена в 2019 закрылся, в 2020 архитекторами его реконструкции назначили Mecanoo, а датой завершения работ – 2028-й.
 
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode

В тот момент к концу приближалось строительство совсем рядом фондохранилища: оно заменит посетителям «Бойманс – ван Бёнинген», пока он будет закрыт, а также станет новым словом в музейном деле. В последние десятилетия становится все более популярной идея «открытого запасника», тем более что даже при самом просторном здании средний музей может показать в своих залах не более 10% коллекции. Однако даже в «открытом запаснике» можно увидеть далеко не все экспонаты, или же их невозможно по-настоящему осмотреть, лишь окинуть взглядом стеллажи и системы хранения.
 
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode

Поэтому проект MVRDV и претендует на статус первого в мире музейного фондохранилища (общая площадь – более 15 тыс. м2), полностью доступного публике. Это касается всех 151 тысяч экспонатов: даже обычно скрытые от вредного воздействия света рисунки, гравюры и фотографии любой посетитель может запросить для показа, а с кино- и видеоматериалами – ознакомиться в специальных «просмотровых». Живопись, скульптура, дизайн, арт-объекты можно изучать самостоятельно или же присоединиться к регулярным экскурсиям (доплачивать за участие в них не нужно). В атриуме с диагонально пересекающимися лестницами предусмотрено несколько витрин для «точечной» экспозиции тех или иных предметов.
 
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode

Посетители смогут увидеть и повседневную работу музейных сотрудников – реставрацию, перемещение работ на выставку и их возвращение домой, различные исследования. По чисто техническому принципу будут размещены в фондохранилище экспонаты (о чем мы писали, когда здание построили в 2020): в зависимости от их материала и оптимальных условий его хранения, то есть отдельно разместят металл, пластик, органические объекты, неорганические объекты, фотографии.
 
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode

Фондохранилище не потеряет своей роли в 2028, когда вновь откроется музей. Такой запасник был ему очень нужен, так как изначально коллекции хранились в цоколе, где давно стало небезопасно и тесно, и перемещенные оттуда произведения оказались разбросаны по пяти складам в разных точках Роттердама, что было чрезвычайно неудобно с точки зрения логистики. К слову, в новом здании MVRDV можно арендовать пространство для размещения частной или корпоративной коллекции (около 1600 м2), которую – при согласии ее владельцев – тоже возможно открыть для публичного осмотра.
 
  • zooming
    1 / 4
    Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
    Фото © Iris van den Broeke
  • zooming
    2 / 4
    Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
    Фото © Iris van den Broeke
  • zooming
    3 / 4
    Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
    Фото © Aad Hoogendoorn
  • zooming
    4 / 4
    Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
    Фото © Aad Hoogendoorn

На последнем, седьмом этаже постройки находится его главный после произведений искусства аттракцион: березовая роща (с небольшим вкраплением сосен), откуда можно полюбоваться видами города с высоты почти 40 метров. Там же находится работающий допоздна ресторан (на крышу ведет экспресс-лифт, поэтому от часов работы музея ее пространство не зависит): его павильон можно арендовать для проведения мероприятия. 75 многоствольных берез перед высадкой на кровле три года готовились в питомнике к пересадке, в частности, ради появления разветвленной корневой системы: ветровая нагрузка в саду над музеем гораздо выше, чем на уровне земли. Также в саду растут 20 сосен и различные травы.
 
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Aad Hoogendoorn

Фондохранилище неспроста напоминает по форме чащу: чтобы вписаться в наземный ландшафт центра Роттердама и его подземное устройство («буферные» резервуары ливневой канализации) пятно застройки должно было быть минимальным. Поэтому в основании здание имеет диаметр 40 м, а на уровне крыши – 60 м. Округлая форма – отказ от заднего, «неглавного» фасада, который в таком важном окружении невозможно никуда обратить. По той же причине – плотная и значимая среда – фасады сделаны зеркальными (1664 стеклянных панелей общей площадью 6609 м2): они постоянно отражают окружение, меняясь вместе с погодой и временем суток, но не имеют своего цвета или выраженной фактуры.
 
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Aad Hoogendoorn

Для поддержания оптимальных температуры и влажности в запаснике необходимо больше энергии, чем в обычном здании, поэтому ради экономии ресурсов здесь применили светодиодное освещение, геотермальный тепловой насос, солнечные батареи, новаторскую систему климат-контроля, сбор дождевой воды для полива сада на крыше (который сам по себе защищает фондохранилище от солнца) и использования в туалетах.
 
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Iris van den Broeke
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Iris van den Broeke
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Aad Hoogendoorn
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Aad Hoogendoorn
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фото © Ossip van Duivenbode
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
© MVRDV
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
© MVRDV
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
© MVRDV
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
© MVRDV
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
© MVRDV
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
© MVRDV
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
© MVRDV
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
© MVRDV
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
© MVRDV
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
© MVRDV
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
© MVRDV
Фондохранилище Музея Бойманса – ван Бёнингена
© MVRDV

11 Ноября 2021

MVRDV: другие проекты
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Пирамида для горожан
Бывший музей албанского лидера Энвера Ходжи в центре Тираны открылся после реконструкции по проекту MVRDV как образовательный центр и общественное пространство.
Работа с цветом
Архитекторы MVRDV реконструировали высотное здание в Шэньчжэне: проект должен стать образцом для перестройки невостребованных сооружений в масштабе всего Китая.
Эко-каньон
В Сан-Франциско завершено строительство ЖК The Canyon по проекту MVRDV. Более трети квартир здесь сдается по арендной ставке ниже рыночной, счастливчиков среди семей со средним доходом определила лотерея.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Каменные кубики
Многоквартирный дом Ziel для Монтевидео, спроектированный MVRDV, задуман как серия облицованных камнем разных пород блоков-вилл.
Рынок в ландшафте
Пригородный овощной рынок по проекту MVRDV на Тайване получил зеленую кровлю для прогулок и любования ландшафтом, а также для устройства грядок.
Социальный «микс»
Проект ревитализации квартала по проекту MVRDV и GRAS в Пальма-де-Мальорка превратил запущенную часть города в динамичный жилой район.
Радости Монпарнаса
Архитекторы бюро MVRDV продолжают оттачивать приемы эффективной и экологически безопасной реконструкции объектов позднего модернизма. Им удалось вернуть Парижу целый квартал многофункциональной застройки Gaîté Montparnasse.
Перевоспитание интроверта
Бюро MVRDV завершило проект трансформации громоздкого торгового центра 1970-х годов La Part-Dieu в центре Лиона. Сохранив идентичность здания, архитекторы сделали его важной частью городского пространства.
Пейзажное восхождение
В проекте нового жилого комплекса Ascension Paysagère в Рене на севере Франции архитекторы MVRDV использовали «геологический» подход, организовав объемы корпусов в виде трех небольших пиков, окруженных видовыми террасами.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Голова героя
В центре Тираны началось строительство жилой башни в форме бюста национального героя Албании Скандерберга. Авторы проекта – MVRDV.
Безудержный оптимизм
MVRDV совместно с индийским бюро StudioPOD превратили заброшенные пространства под одной из эстакад перенаселенного мегаполиса Мумбаи в завлекательную зеленую площадку для всех жителей района.
За крышами – будущее
Две яркие инсталляции MVRDV позволяют посмотреть на Роттердам с неожиданной точки зрения и задуматься о кровлях как ресурсе для развития города.
Питомник для «зеленого» строительства
В Алмере открылась международная садоводческая выставка Флориада–2022. Ее мастерплан, разработанный MVRDV, предназначен одновременно и для нового городского района, который позже появится на ее месте.
«Обувная» ДНК
В Пальма-де-Мальорка по проекту MVRDV и GRAS строится новый квартал по заказу семьи владельцев Camper: он должен вернуть славу центра ночной жизни району Гомила.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Космические амбиции
Бюро MVRDV обнародовало концепцию эко-долины вокруг поселка «Гагарин» в Армении. Вини Маас уверен — самому первому космонавту их проект бы наверняка понравился.
Экологичный ребрендинг
Бюро MVRDV реконструирует территорию Berliner Union Film Ateliers. Вместо устаревших корпусов, узких дорожек и заасфальтированных открытых площадок минимальными средствами создадут живое пространство, полностью отвечающее принципам устойчивого развития.
Красный двор
В жилом комплексе Ilot Queyries в Бордо по проекту MVRDV соединены человеческий масштаб и разнообразие традиционного города с экологичностью, высокой инсоляцией и комфортом современной застройки.
Код пяти столетий
Старейшее существующее социальное жилье в мире, квартал Фуггерай в Аугсбурге, отмечает 500-летие: бюро MVRDV спроектировало для него юбилейный павильон и займется поисками «кода Фуггерай» для доступного жилья будущего.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Зигзаг фасада
Офисное здание в Майнце защищает новый район на Рейне от шума порта. Авторы проекта – MVRDV и morePlatz.
Похожие статьи
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.