Перезимуем

Не так много нового было в прошедшем году, который архитекторы в унисон называют тяжелым. Год получился невеселый и даже какой-то немного застойный. Немудрено: старые «движущие силы» – деньги – кончились, а новые, видимо, пока на зародились.

mainImg

Прошедший год – первый кризисный. Хотя бы потому, что больше половины года все ждали повторения финансовых проблем к сентябрю. Ничего столь же страшного в сентябре не произошло, что не может не радовать. Но и сильно лучше тоже не стало. Насколько всё плохо – определить сложнее. В октябре Союз архитекторов представил результаты опроса
128 архитектурных мастерских. Согласно опросу, к октябрю падение рынка архитектурного проектирования составило 58 %, т.е. немногим более половины. Этот вариант оценки ситуации – самый оптимистичный. Так, по данным, которые приводит Григорий Ревзин, рынок сократился не наполовину, а в 10 раз. Разброс велик; впрочем, это видимо смотря как считать. То, что экономические проблемы особенно сильно ударили по архитекторам – очевидно. Мы попросили нескольких известных архитекторов оценить прошедший год «в двух словах», а в итоге получилось одно слово – «тяжелый». С этим не поспоришь.

Правда, состояние дел у всех разное, и это нормально. Прослеживается некоторая закономерность – больше всего пострадали мастерские «одного актера», сосредоточенные вокруг одной харизматической личности. В меньшей степени экономические проблемы затронули архитектурные бюро, организованные по принципу «компаний» и способные похвастаться грамотным администрированием процесса. Некоторые из них уже даже наняли новых сотрудников вместо уволенных. Таких мало, больше пострадавших. Но вот что интересно: мало кто из архитекторов изменил структуру заказа. Единицы – причем те, кто и раньше работал с загородными домами или интерьерами, вернулись от крупных проектов к мелким. Многие уволили сотрудников (нередко сотнями), но не стремятся менять профиль мастерских. Может быть, мы многого не знаем. Но ощущение такое, что большинство архитекторов пока работает «по накатанной»: делают то, что делали раньше и ждут перемен к лучшему. Архитектурная практика как будто бы замерла и «закопалась в песок» – никакой особой активности в деле преодоления кризиса не наблюдается.

Надежды на помощь государства, которые высказывались в конце прошлого года, целиком и полностью не оправдались: никаких попыток поддержать архитектурную профессию не было даже заявлено. Нельзя сказать, что это совсем плохо: помощь государства вещь непростая, она в любой момент может обернуться прозябанием в крупных институтах – жизнью, к которой могут приспособиться далеко не все талантливые архитекторы.

С другой стороны, опять же в конце прошлого года многократно высказывались (в основном критиками, но даже и некоторыми архитекторами; правда, как правило, малопрактикующими) надежды на «очищающую» силу кризиса. Надежды на то, что вот, все плохое сейчас сгинет как морок, навеянный чрезмерно большими деньгами, и станет всё светло и чисто, и пойдут архитекторы творить бумажную нетленку. Сложно сказать, может быть надо еще немного подождать; лет этак пятнадцать или даже сорок; может быть, не все так сразу. Но пока что громкие девелоперские проекты уходят, а принципиально другие не рождаются. С нетленкой особенно туго; разве вот Кирилл Асс – к Новому году стихи написал. А так нетленка не лепится и даже не очень понятно, откуда ее ждать. В этом году целая «АрхМосква» была посвящена новому поколению; по результатам этой «АрхМосквы» – тем более непонятно, откуда; потому что новое поколение определенно есть, но большого прорыва, поворта на 180 градусов оно на пока что не обещает. Хотя из этой «АрхМосквы» родился, конечно, неплохой российский проект в рамках Роттердамской биеннале.

В отличие от архитектурной практики общественная жизнь, даже профессиональная, не может себе позволить законсервироваться с целью «перезимовать» экономические проблемы. Фестивалей в этом году было как будто бы больше, чем в прошлом. Он очень урожайный на фестивали, этот год. Есть даже позитивные сдвиги – главный из которых это назначение Юрия Аввакумова куратором «Зодчества». Хотя здесь-то кризис не при чем, Аввакумова пригласил новый президент Союза архитекторов Андрей Боков. Очень вовремя пригласил: новому куратору удалось навести порядок в обычной пестроте союзного фестиваля с помощью простых бумажных выгородок. Примерно так, как хозяйка, отчаявшись разобраться с хламом, распихивает его по ящикам в шкаф. Радикальных перемен это не принесло, но на «Зодчестве» появилось место для двух знаковых выставок: про экологию и про Венецианскую биеннале. Юрий Аввакумов провел конкурс и выбрал проект Сергея Чобана и Ирины Шиповой для российского павильона будущей Венецианской биеннале. Теперь все заинтригованы и ждут, чем эта история закончится в следующем году.

Кризис больше повлиял на некоторые архитектурные премии: с ними стало твориться странное. В этом году награждали постройки двух, трех, а то и пятилетней давности. Весной «Качественной архитектуре» удалось среди прочих отметить ресторан «95 градусов» Александра Бродского, а осенью на фестивале Building главную премию присудили «Эрмитаж-плазе», уже несколько лет как орденоносной; а среди номинантов был даже знаменитый Cooper house. Эта тенденция понятна – проектов стало мало, новых построек и того меньше, а хочется наградить что-нибудь надежное (в кризис так хочется стабильности…). Хотя новые постройки в течение этого года как раз-таки продолжали прибывать (скажем так, по инерции – проектировали их раньше): Владимир Плоткин закончил здание офиса «Аэрофлота», Сергей Скуратов – «Даниловский форт», Борис Левянт – «Метрополис» и «Белую площадь».

В нашей жизни есть такие темы, которые муссируются настолько долго, что и год не покажется сроком. В области архитектуры их как будто особенно много; время от времени у них наступают обострения. Так в этом году случилось с московским Генпланом – о его актуализации говорили давно, помнится, выставка была позапрошлым летом на Крымском валу. По новому Градкодексу Генплан было необходимо принять к началу 2010 года, иначе все строительство в Москве стало бы незаконным. Поэтому все организованные дебаты, а потом уже не столь организованные, но зато горячие протесты пришлись именно на прошедший год. Принятие Генплана удалось отсрочить. Другая тема – замена лицензирования членством в саморегулируемых организациях, напротив, исчерпалась точно в срок – через два дня все старые лицензии, если у кого-то они остались, станут недействительными.

Среди долгоиграющих архитектурных тем – «большие» проекты. Самый молодой из них – реконструкция ГМИИ, развивается динамично, но Фостером там пахнет все меньше, а все больше русским духом. Проект «Апельсин» двухлетней (почти) давности в ноябре превратился в резолюцию о сносе ЦДХ, трехлетней давности проект «Газпромскреб» обернулся угрозой разрушения остатков Ниеншанца, с Большим театром совсем как-то печально… Что характерно: на «крупные» проекты, тянущие за собой не менее крупные скандалы кризис не повлиял никак. И на муляж дворца в Коломенском, и на Успенский собор в Ярославле и на прочее денег, судя по всему, хватит. Это к слову об «очищении кризисом» – сложно, ох сложно на него рассчитывать.

И памятники горят все активнее, чутко реагируя на нюансы возможностей, скрытых в законодательстве. Но вот в деле их охраны, по-моему, случилось одно из самых позитивных событий года: из множества сравнительно молодых проектов возникло движение «Архнадзор», сразу же приступившее к действиям. Действия эти столько же активны, сколь и разнообразны: начиная от старомодных пикетов, пресс-конференций и выставок, и заканчивая совершенно неожиданными формами – например, детальными предложениями к усовершенствованию указов московского правительства. Помимо активности эта деятельность приобрела очень здравую структурность и организованность, что особенно радует и позволяет надеяться, на то, что через какое время (может быть!) и различные власти начнут относиться к движению серьезнее.

Другое приятное приобретение прошедшего года – интернет-журнал «Эка», посвященный экологической архитектуре и выдвигающий очень симпатичные идеи – например, о доступном деревянном доме, «срубе за $25000». Следует заметить, что экологическая тема дала особенно бурные ростки в прошедшем году. Точнее – ее популярность в разы выросла после последней венецианской биеннале архитектуры. Проведение биеннале по времени совпало с началом экономического кризиса и ее тема 'architecture beyond building' сыграла в унисон с желанием финансово нестабильного общества зацепиться за что-то надежное. Возможно даже, что именно кризис сделал окончательно немодной порядком надоевшую архитектуру аттракционов и привел на ее место 'sustainability'. Прямо-таки удивительно, что в нашей стране на это изменение отреагировали чутко и быстро, а не как обычно через 15 лет после начала: появился новый профессиональный журнал; а Юрий Аввакумов посвятил «Зодчество» – устойчивости. Хотя это реакция критиков и кураторов, в реальной архитектуре такой же чуткости не чувствуется. В реальной архитектуре – строится шанхайский павильон Левона Айрапетова, вещь красивая и яркая, но типичный «аттракцион» (впрочем, наконец-то аттракцион! он очень неплохо смотрится в ряду павильонов других стран на той же Экспо-2010).

Итак, увы. Нового немного. Несмотря на обрушившуюся бедность всех больше интересует как переждать, перезимовать и поскорее вернуть себе гламур. «Дешевеющие» стройки превращаются не в разумный компромисс экономии и удобства, а в новую инкарнацию панельных домов, продаваемых недешево. С поиском оригинальных и недорогих решений, с индивидуальным проектированием социальных объектов – с вещами, старательно пропагандируемыми на прогрессивных выставках – дела обстоят пока никак. Ну что ж – перезимуем, видно будет, может быть, больше нового будет в новом году.

zooming
Зодчество-2009. Фотография http://rabid-worg.livejournal.com/
Зодчество-2009. Павильон Green House. Фрагмент экспозиции
Офисный комплекс «Аэрофлот – российские авиалинии», 2004–2010
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
Многофункциональный офисный центр на Новоданиловской набережной, вл. 8. «Даниловский форт». Постройка, 2008
Фотография © Юрий Пальмин / предоставлена Сергей Скуратов Architects
zooming
Левон Айрапетов и др. Проект павильона России на Экспо-2010. Вариант 1. Изображение с сайта www.paperteam.ru
zooming
Левон Айрапетов и др. Проект павильона России на Экспо-2010. Вариант 2. Изображение предоставлено авторами

30 Декабря 2009

Пресса: Хрустальный Дедал. Высшую награду «Зодчества-2009»...
Архитектурное и объемно-планировочное решение школы обусловлены стесненностью сложившейся территории школы, а также застройкой улиц Советской Армии и Трифоновской. Здание запроектировано четырехэтажным, с функциональным разделением школьных помещений. Учебные классы ориентированы на дворовую часть территории и отделены от шума транспортной магистрали коридорами и рекреационными зонами.
Пресса: Реконструкция. «Волна» принесла своим авторам бронзовый...
Торгово-выставочный комплекс размещается на участке площадью 22 792 кв. метров, ограниченном с северо-запада – проездом вдоль левого берега Большой Охты, с запада – проспектом Энергетиков, с юго-востока – Заневским проспектом и с севера – территорией ООО «Тэкс».
Пресса: Серебро за дерево. Актуализированная русская архитектурная...
Проект двухэтажного загородного дома выполнен для семьи из 4–6 человек. Предполагаемое место строительства – сосновый бор на побережье Горьковского водохранилища. Стены и основные конструкции дома выполнены из высокоэкологичного, не требующего внешней и внутренней отделки клееного бруса, темного – для первого этажа, светлого – для второго.
Перезимуем
Не так много нового было в прошедшем году, который архитекторы в унисон называют тяжелым. Год получился невеселый и даже какой-то немного застойный. Немудрено: старые «движущие силы» – деньги – кончились, а новые, видимо, пока на зародились.
Пресса: Зеленый индекс
«Индекс устойчивости» — тема семнадцатого фестиваля «Зодчество», прошедшего в Москве. Архитектура и экология России требуют индексации: государству необходимо сверху стимулировать внедрение экотехнологий за счет льготного кредитования и налогообложения, а также покрыть часть издержек на развитие отечественной экоиндустрии.
Пресса: Индекс устойчивости петербуржцев
Проект жилого комплекса «Жерновка», реализованный в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, признан лучшим проектом квартальной застройки на XVII Международном фестивале «Зодчество-2009».
Пресса: Выход в зеленое. В России только заказчики коттеджей...
На прошедшем в Москве с 15 по 18 октября XVII архитектурном фестивале «Зодчество» главной темой стала экология. «Нефтяные деньги исключали заботу об экономии ресурсов. Теперь время задуматься о соответствии мировым экологическим стандартам», — объявил куратор фестиваля архитектор Юрий Аввакумов.
Пресса: Российские архитекторы переключились с бизнеса на...
На прошлой неделе в Москве прошел XVII Международный фестиваль «Зодчество-2009». Тема фестиваля в этом году была сформулирована как «Индекс устойчивости» – организаторы стремились доказать, что, несмотря на экономический кризис, в России продолжается не только панельное домостроение, но и реализация по-настоящему интересных проектов современной архитектуры.
Пресса: Индекс устойчивости тяготеет к воспоминаниям о будущем
С Фестиваля «Зодчество-2009» / В Манеже состоялся XVII Международный фестиваль «Зодчество», организованный Союзом архитекторов России и собравший более 200 участников из 30 городов и регионов. На этот раз он прошел под лозунгом «Индекс устойчивости», предложенный его куратором Ю.Аввакумовым.
Пресса: "Дедал" прилетел в школу
В столичном Центральном выставочном зале "Манеж" завершил работу ХVII Международный фестиваль "Зодчество".
Пресса: В Москве может появиться еще один "Сити"
В столичном Государственном выставочном зале "Манеж" завершил работу ХVII Международный фестиваль "Зодчество". По мнению главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, в кризисном году его отличало скромное количество участников - их было около 70, и обилие оригинальных проектов, в частности,строительство еще одного крупного делового центра.
Пресса: Архитектурный индекс устойчивости
Ведущие российские и зарубежные архитекторы продемонстрировали свои проекты на 17-м международном фестивале «Зодчество-2009», прошедшем в Манеже с 15 по 18 октября.
«Индекс устойчивости» – в разнообразии
Вечером 18 октября в Манеже состоялась торжественная церемония закрытия «Зодчества-2009», на которой были вручены национальная архитектурная премия «Хрустальный Дедал» и награды фестиваля. Главной новостью для всех присутствующих стало то, золотых, серебряных и бронзовых дипломов «Зодчества» в этом году удостоились все проекты и постройки, которые на них претендовали. Обладателем же «Хрустального Дедала» стало архитектурное бюро «АРСТ» за здание школы №1414 на ул. Советской Армии в Москве.
«Зодчество-2009»: разговор с куратором
Как известно, в этом году «Зодчество» радикально изменило свой формат. Это произошло благодаря новому куратору фестиваля, Юрию Аввакумову, который сегодня согласился ответить на вопросы Архи.ру о его работе для «Зодчества» и о конкурсе кураторов, проект победителя которого сейчас экспонируется в Манеже в павильоне «Россия».
В кубе белом
В Москве стартовал XVII Международный фестиваль «Зодчество-2009». Профессиональное сообщество ожидало его с замиранием сердца. С одной стороны, смотр общероссийских достижений в области архитектуры решился на кардинальную смену имиджа, с другой – за плечами кризисный год, который неизвестно как отразился на отечественном зодчестве. Первое знакомство с экспозицией показало, что в борьбе с кризисом ни архитектура, ни посвященный ей фестиваль сдаваться не собираются.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.