Пять лет и девять номинаций

На Арх Москве были объявлены лауреаты «деревянной» премии АРХИWOOD. Жюри вновь предпочло недорогой лаконичный артистизм с налетом романтики.

mainImg
Премию АРХИWOOD вручали пятый раз ­– своего рода юбилей, пять лет работы. Все это время премия планомерно развивалась, и сейчас, стремясь точнее отразить все возможности применения дерева как материала, ее организаторы предложили участникам и зрителям расширенный список из девяти номинаций. По сравнению с 2013 годом добавились «Интерьер», «Дерево в отделке», «Предметный дизайн» и «Реставрация». Из 167 присланных работ экспертный совет отобрал 38 вошедших в шорт-лист; жюри, в свою очередь, выбрало девять победителей.
На экспозиции АРХИWOODa. Фотографии предоставлены организаторами премии
Жюри АРХИWOOD 2014. Сидят: организатор премии Юлия Зинкевич, архитектор, победитель премии прошлых лет Степан Липгарт, австрийский архитектор, партнер бюро Hohensinn Architektur Карлхайнц Бойгер, директор ТДВ-Треста Василий Носов. Стоят: куратор премии Николай Малинин, главный редактор Архи.ру Юлия Тарабарина, ярославский архитектор, победитель прошлого года Григорий Дайнов, дизайнер, партнер бюро Open Design Стас Жицкий. В работе жюри также участвовал архитектор Александр Скокан (бюро «Остоженка»), но убежал раньше всех, сославшись на необходимость построить деревянную (!) будку для собаки на даче. Фотографии предоставлены организаторами премии

Параллельно (как и всегда) на сайте премии шло народное голосование за объекты шорт-листа; оно продолжилось офф-лайн на стенде выставки под колоннадой ЦДХ, где в этом году зрителям предложили остроумный ритуал – голосующий должен был деревянным молотком забить деревянную шпонку в одно из множества отверстий перфорированных фанерных панелей рядом с каждым стендом. Так что вплоть до закрытия галереи выставка сопровождалась звонким и старательным перестуком, далеко разлетавшимся над Москвой-рекой. В каждой номинации (опять же как и всегда) премию присуждали дважды: от жюри и «от народа».

Впрочем, Тотан Кузембаев во время церемонии заметил, что лично он против народного голосования, так как оно превращается в соревнование на тему «у кого больше друзей». Друзей и впрямь много, зал был полон, атмосфера – в диапазоне от доброжелательной до ликующей.
Голосование вручную. Фотографии предоставлены организаторами премии
Тотан Кузембаев вручает премию народного голосования в номинации «Дизайн городской среды» Михаилу Приемышеву за Модульную ярмарку. Фотографии предоставлены организаторами премии
***
 
Дом в диапазоне от Аалто до Михайловского
В главной номинации АРХИWOODа – «Загородный дом» – победа досталась дому в Лапино Сергея Колчина, Анастасии Колчиной, Александра Крылова и Андрея Адамовича (Le Atelier). Компактный и лаконичный дом эксперты сразу признали «скорее финским» и «домом, похожим на Алвара Аалто», но победа его за заседании жюри была не простой. По признанию экспертов, с домом Лапино в этой номинации почти на равных соревновались: «обаятельная и ироничная» усадьба Николая Белоусова «Охотничье имение» – и Deco Pattern House Петра Костелова, скромный, но не лишенный признаков орнаментальной славянской идентичности модернистский параллелепипед с подчеркнуто плоской крышей.
Выбор жюри в номинации «Загородный дом» «Дом в Лапино» Сергея Колчина, Анастасии Колчиной, Александра Крылова и Андрея Адамовича (Le Atelier). Фотографии предоставлены организаторами премии
zooming
Специальный приз генерального партнера и организатора премии – ООО «Росса Ракенне СПб» (Honka), 2014. «Охотничье имение». Николай Белоусов, Николай Соловьев. Фотография © Алексей Народицкий.

Впрочем, «Охотничье имение», дом по-своему очень обаятельный и точный в трактовке выбранной темы (в которой воспроизведены не только все признаки стиля ампир, но даже и отклонения от пропорций и меры, известные в русских усадьбах; Александ Скокан сравнил с домом в пушкинском имении Михайловское), не остался без приза: он получил специальную награду генерального партнера и организатора премии – ООО «Росса Ракенне СПб» (HONKA).

Лидером народного голосования за лучший загородный дом стал модульный «ДубльДом» Ивана Овчинникова (BIO-architects), который приветствовал зал собственным манифестом, не оставившим у зрителей сомнений в том, что доступное жилье из дерева и вообще смена образа жизни на среднерусской возвышенности – настоящее призвание автора. Манифест, распространенный Овчинниковым в глобальной сети, во многом способствовал победе дома в народном голосовании. Жюри проект тоже понравился, хотя не прошел в главные победители из-за наличия зарубежных аналогов модульного решения; эксперты назвали дом «отличным и нужным проектом по переносу европейского опыта на российскую почву». На сайте же многие из голосующих выражали желание немедленно обзавестись таким же домиком и спрашивали о цене (цена не секрет – от 700 тысяч до миллиона рублей).
Ивана Овчинникова Николай Малинин смог поздравить дважды – за победу в номинациях «Дизайн городской среды» и «Загородный дом». Фотографии предоставлены организаторами премии
Модульный ДубльДом Ивана Овчинникова (BIO-architects), победивший в народном голосовании в номинации «Загородный дом». Фотография Елены Грусицкой, Ивана Овчинникова
***
 
Задумчиво о реставрации
Одна из новых номинаций 2014 года, «Реставрация», вызвала больше всего споров и сомнений; несколько раз ее собирались отменить или – равномерно отметить всех участников. Определенности не добавило и расширение хронологии: обычно премия награждает объекты и здания, созданные или завершенные в течение одного года, в данном же случае рассматривались проекты, реализованные в течение пяти лет.

Между тем, появление этой номинации в рамках премии, уже прочно закрепившейся среди профессионалов современной архитектуры – принципиально важный шаг взросления. Остатки «бывшей деревянной» страны, будь то храмы или чудесные, но всё реже обитаемые дома XIX и начала XX века стремительно разрушаются и исчезают по множеству причин: гниют, горят... Реставрация деревянной архитектуры – дисциплина очень специальная (из речи куратора премии это было более чем очевидно), и сейчас она балансирует на грани исчезновения, так что любая поддержка – к примеру, от премии, обычно сосредоточенной на «новом деревянном», любой новый разговор на тему реставраторам деревянной архитектуры не помешает.

По словам куратора премии Николая Малинина, мнения экспертов-реставраторов, специально им опрошенных для большей основательности выбора, кардинальным образом разошлись в отношении каждого претендента: работу, за которую выступал один эксперт, полностью отрицал другой, и наоборот. Между тем в конечном счете номинация состоялась, и решение жюри совпало с результатом народного голосования – дважды победила церковь Георгия, храм 1685 года, перенесенный в московское Коломенское с берега реки Ёрги Архангельской области. Как нам рассказал Игорь Шургин (историк, работавший в составе восстановившей храм команде реставраторов ПРК «Карэнси»), эту церковь предложил перенести в Москву Иван Глазунов; за несколько лет, прошедших от идеи до переноса все дороги к церкви совершенно исчезли, так что не исключено, что ее удалось спасти в последний момент.

Вручая приз, архитектор и историк Ольга Севан согласилась с выбором жюри и народа: назвав колокольню из деревни Кавгора «реставрацией реставрации», а восстановление церкви в Свияжке – «скорее реконструкцией». Реставрация же Георгиевской церкви, по ее словам, ближе всего к собственно реставрации.
Безусловный победитель в номинации «Реставрация». Авторы А.Никитин (главный архитектор проекта), П.Омельницкий (главный инженер проекта), Т.Барсова, А.Маркелов, И.Шургин (историко-архивные изыскания), О.Герасимова, В.Попов, О.Никитина, Т.Кошкина, И.Белоусова, М. Романова (ПРК «Карэнси»). Фотография Александра Никитина, Игоря Шургина, Александра Бокарёва.
***

Малое, общественное, предметное
В народном голосовании за лучшее «Общественное сооружение» победил «Дом на крыше» (офис и шоу-рум компании НЛК-Домостроение в центре дизайна ARTPLAY) Максима Низова, Марии Сурковой, конструктора Алексея Князева (НЛК-Домостроение). Выразительный пластичный объект, главный фасад которого – криволинейная стена, составленная из брусяной «поленницы».

Жюри сочло шоу-рум недостаточно аккуратно смонтированным и не вполне новаторским, поэтому профессионалы, достаточно единодушно, отдали свой голос «Казарме», мрачновато-романтическому хостелу из Никола-Ленивца. Хостел, снаружи черный, внутри белый, несмотря на свое образное сходство с совхозным ангаром на самом деле стал результатом реконструкции простоватого, но крупного дачного дома (авторы реконструкции – Сергей Сыренов и ARCHPOLE).
«Дом на крыше» (офис и шоу-рум компании НЛК-Домостроение в центре дизайна ARTPLAY). Авторы: Максим Низов, Мария Суркова, конструктор Алексей Князев (НЛК-Домостроение) – победитель народного голосования в номинации «Общественное сооружение». Фотографии предоставлены организаторами премии
zooming
«Казарма» Сергея Сыренова и ARCHPOLE – приз жюри в номинации «Общественное сооружение». Фотография Анны Ставенской.

В номинации «Интерьер» жюри склонилось с сторону простого материала – фанеры: такой обычной на первый взгляд, но превратившейся в роскошное муаровое, жемчужное полотно благодаря искусству Алексея Розенберга. Победителем народного голосования стал семейный ресторан сети «Суши*Мин» Стаса Горшунова и Анны Феоктистовой из Рязани.
Номинация «Интерьер» – фанерная квартира Алексея Розенберга – выбор жюри. Фотография Виктора Чернышева.
Ресторан «Суши*Мин» Стаса Горшунова и Ани Феоктистовой выбран интернет голосованием в номинации «Интерьер». Фотография Стаса Горшунова.

Мнение жюри и народа совпало в номинации «Малый объект» – благодаря легкости и изяществу концепции победил «Клевер» Федора Дубинникова и Павла Чаунина (МЕЛ) в Николо-Ленивце. Конкуренты победителя в данной номинации были в нынешнем году замечательно разнообразны: едва ли не впервые, по словам организаторов, в шорт-лист премии попала бревенчатая изба, баня «Верея» убежденного традиционалиста Егора Соловьева (идеалы автора отразились даже в названии его бюро: «Режень-проект»). Изба понравилась экспертному совету мирискуснической образностью сродни дягилевским сезонам и былинным иллюстрациям Билибина. Но сочетание неравномерно обтесанных бревен с аккуратно выпиленными полотенцами внесло диссонанс. По определению члена жюри дизайнера Стаса Жицкого, она получилась «немного недодурацкая», отчего и сошла с дистанции, заняв почетное для избы место в шорт-листе премии, целиком, нацеленной, признаемся, на современные тенденции в деревянной архитектуре.
Единодушный выбор жюри и народа в номинации «Малый объект» – «Клевер» Федора Дубинникова и Павла Чаунина (МЕЛ) в Николо-Ленивце. Фотография Владимира Черняховского.

В номинации «Дизайн городской среды» мнения вновь разделились. Жюри после долгих споров выбрало МикроЛофт Ивана Овчинникова, построенный у парке Музеон перед ЦДХ (и уже уехавший оттуда) в рамках прошлогоднего фестиваля «Микродомов» домик на трех мощных опорах. Издали он казался не деревянным, а ржавым железным, и напоминал, по меткому определению члена жюри Александра Скокана, вышку для прыжков в воду. Такой могла бы быть избушка на курьих ножках, но космическая, из «Кин-за-дзы»…
По версии жюри в рубрике «Дизайн городской среды» победил МикроЛофт Ивана Овчинникова (BIO-architects). Фотография Ивана Овчинникова.

В голосовании жюри Микролофт обошел проект молодых немецких архитекторов STACK IT, простое сооружение из европоддонов, сожженное кем-то из невзлюбивших объект жителей через день после постройки; победитель также оставил позади вологодскую «Модульную ярмарку» Михаила Приемышева (к слову, автор проекта сейчас преподает дизайн в китайском университете Хэнань) – набор типовых торговых точек, до боли напомнивших некоторым членам жюри советские и боле поздние лужковские ярмарки. Другие же члены жюри склонялись к «ярмарке» из-за ее общественного и городского значения. Впрочем, вологодская ярмарка победила в интернет-голосовании.
Вошедшая в шорт-лист Баня-Верея Егора Соловьева (Режень проект). Фотография Егора Соловьева.
Номинация «Дизайн городской среды». Выбор народа – «Модульная ярмарка» Михаила Приемышева. Фотография Михаила Приемышева.

Из пяти «Арт-объектов» жюри выбрало предпочло построенные на льду Байкала для фестиваля «БухАрт» объект выСОТЫ команды БуБля; во время голосования цилиндрическую башню из деревянных шестигранников горячо отстаивал архитектор и автор множества объектов Степан Липгарт, увидевший в конструктивных поисках БуБли полет инженерной мысли сродни инженерным поискам Шухова и фантазиям Татлина. Народное голосование предпочло «Куб-Ka'bah-Cube» в Казани (Алексей Лазарев, Анна Найшуль, куратор Гузель Файзрахманова).
«Арт-объект»от жюри – выСОТЫ команды БуБля. Фотография Барановой Марии и Рупасова Евгения.
«Арт-объект» – в интернете победил «Куб-Ka’bah-Cube» Алексея Лазарева, Анны Найшуль и Гузели Файзрахмановой (куратор). Фотографии предоставлены организаторами премии

Выбор жюри в номинации «Дерево в отделке» пал на «Беседку-арку» Тотана Кузембаева и Александра Кудимова, сооруженную для передачи «Дачный ответ». Не вполне беседка и вовсе не арка, а скорее мост между двумя массивными опорами, который разделяет небольшой участок на две половины: хозяйственную и садовую, пленил жюри изяществом решения и тем, что дерево сыграло для оформления «арки» решающую роль.

В народном голосовании номинации «Дерево в отделке» выиграл контекстуальный и лаконичный модернистский bbq-hall «Косогор» Максима Степаненко (Карлсон и К, АСБ).
У жюри в номинации «Дерево в отделке» победил Тотан Кузембаев и Александр Кудимов. Фотографии предоставлены организаторами премии
«Дерево в отделке» – народ выбрал bbq-hall «Косогор» Максима Степаненко (Карлсон и К, АСБ). Фотография предоставлена организаторами премии

Номинация «Предметный дизайн» также стала одним из открытий АРХИWOODa нынешнего года (текст ее куратора Юлии Пешковой, можно увидеть здесь). Приз жюри достался Ярославу Мисонжникову, чья лампа «Угол» с ее запатентованной идеей надевания на угол стола боролась с его же детской качалкой Трещотка. Трещотка, успевшая очаровать Европу, в глазах жюри немного уступила лампе – впрочем, борьбу между вещами одного автора надо признать скорее виртуальной. Приз интернет-симпатий достался коллективу ARCHPOLE за стул FULLMOON – такими, как говорят, меблированы многие клубы и рестораны Москвы. Так что этот предмет уже ушел в народ.
Светильник угол Ярослава Мисонжникова очаровал жюри лаконизмом и остроумием. Фотография Ксении Мальгиной.
Приз народных симпатий за «Предметный дизайн» достался коллективу ARCHPOLE за стул FULLMOON. Фотография Анны Сажиновой.
***

29 Мая 2014

Похожие статьи
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
АРХИWOOD: первая пятилетка
Экспертный совет премии АРХИWOOD определил шорт-лист 2014 года. О том, какие тенденции он отражает, размышляет куратор премии Николай Малинин.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.