Предсказатели урбоскопа

Дайджест скайп-лекции известного социолога Ричарда Сеннета и выступления политолога Екатерины Шульман на тему города в рамках Мосурбанфорума.

mainImg
В связи с плохим самочувствием известный социолог Ричард Сеннет не смог приехать на Мосурбанфорум, и вместо его интервью с политологом Екатериной Шульман, в концертном зале «Зарядье» состоялись их сольные выступления на тему города. Сеннет прочел лекцию по скайпу, а Екатерина Шульман – лично. Перед вами дайджест обоих.
 
Ричард Сеннет
Ричард Сеннет – известный социолог и урбанист. Российскому читателю он известен переведенными на русский книгами по социологии города «Падение публичного человека», «Коррозия характера», «Плоть и камень: тело и город в западной цивилизации». На МУФ-2019 он представил свою новую книгу «Building and Dwelling. Ethics for the City” («Строительство и жилье. Этика для города»).

Выступление Ричард Сеннет начал с того, что город в целом складывается из двух понятий: ville – это собственно город как совокупность зданий, cite – это то, как люди используют пространство вокруг зданий. Существует определенный зазор между зданием и местом проживания. Является ли этическим действием построение коммуны за забором? «Я считаю, что нет, – сказал социолог. – Не следует избегать непохожих на вас людей. Этическое действие – разрушение коммуны» (коммуна в книге «Плоть и камень» – средневековый городской район, обычно связанный с той или иной корпорацией, часто обнесенный стенами и непроницаемый для других коммун. В данном случае Сеннет имеет в виду геттизацию современного города экономическими средствами – Л.К.).
Лекции Ричарда Сеннета и Екатерины Шульман на Фестивале МУФ
© фото предоставлены организаторами МУФ
Лекции Ричарда Сеннета и Екатерины Шульман на Фестивале МУФ
© фото предоставлены организаторами МУФ

Лекция состояла из трех частей: «Открытый и закрытый город», «Отношения формы и функции», «Климатические изменения».

1. «Закрытая система – это умножение, открытая система – это синергия»

Люди хотят жить в комфортных условиях и структурах, но иногда это несправедливо по отношению к другим. Попытаемся ответить на этот этический вопрос с помощью понятий открытого и закрытого города, – предложил Ричард Сеннет. – Я выступаю за открытые города. Открытые города – это те, что были в прошлом, закрытые города – те, что мы имеем сейчас. Открытый город характеризуется высоким качеством жизни, но при этом риском неопределенности. Десять лет я преподавал урбанистику в Массачусетском Технологическом институте (MIT). Там я наблюдал специалистов из Майкрософт. Как правило, Майкрофосфт оперирует закрытыми системами, но эти люди в MIT хотели мыслить нестандартно. Они выдвинули идею открытого эксперимента, когда вы не знаете, что получите в результате. Кажется, эти люди никогда не спали. Мы должны применить этот метод открытого эксперимента к городам. Моя книга об этом. Закрытый город добавочен. Вы берете здание, умножаете на десять и, якобы, развиваете город. Так делали в СССР, так поступал Ле Корбюзье. Вы работаете как машина. Закрытые системы – это умножение. Открытая система – это синергия, когда целое больше суммы частей. К сожалению, в городе мы не используем этот принцип. Нам нужна синергия, а не репликация.

2. Мы должны порвать связку «форма – функция»

Второе, о чем я хочу сказать, это отношения формы и функции. Возьмем офисные здания. Люди покупают их за определенные характеристики. Но форма офисных зданий часто не является адаптивной. Или другой пример: в Китае в 1990-х годах была политика «Одна семья – один ребенок». Сейчас население стареет, поэтому желательны два-три ребенка в семье. Но ранее построенные дома имеют жесткую структуру. Их дешевле снести и построить новые, чем реконструировать. А если нет такой жесткой связки между формой и функцией, то жизнь может меняться безболезненно. В пустыне, в городе Масдар построили дороги для электромобилей с большими аккумуляторами, но в прошлом году научились делать маленькие машины. Закрытая система «форма – функция» может морально устаревать. В проектировании надо учитывать моральное устаревание. Детерминированная негибкая среда ведет к низкому качеству жизни и повышению тревожности. Среда высокого качества – гибкая.

Города с открытой городской средой – более пористые в том, что касается взаимосвязи между частями. В закрытых городах очень жесткие границы, а наша задача – обеспечить пористость. Скажем в Нью-Йорке, в Вестсайде есть улица, на одной стороне которой начинаются латиноамериканские кварталы и Гарлем, на другой вполне благополучный район, а рядом – вообще богатый Верхний Истсайд. Однажды я делал проект рынка в центре одного из районов, но это было ошибкой. Надо было разместить его на границе двух районов. Также мы должны грамотно подходить к планировке дорог, чтобы увеличить пористость городов.

3. «Вы не будете прятать голову в песок, как Трамп»

Сейчас в ООН я занимаюсь изменениями климата. Все города разные и по-разному реагируют на изменения климата. Скажем, в Нью-Йорке необходимо строить укрепления для защиты от непогоды, от океана. А в Москве истощаются водоносные слои, в Москву придется возить воду за 500 км. Для другой страны это не подошло бы, но в России возможно. В Китае будут меньше пользоваться автомобилями, а в Москве начнут отапливать дома тепловыми насосами. (Обращаясь к зрителям Мосурбанфорума – Л.К.). Вы – молодая аудитория, поэтому вы научитесь обходиться меньшим, вы не будете презирать экономию энергии и прятать, как Трамп, голову в песок.

Подводя итоги, Ричард Сеннет сказал: «Я пытался описать отношения между зданиями и местами. Люди живут так, как жить не должно. В закрытых городах форма связана с функцией. В открытых городах связка «форма – функция» не такая жесткая. Пример гибкости – здания, построенные на три четверти, которые предложил архитектор Алехандро Аравена. Мы должны увеличить пористость городов, открыть границы внутри города, как мы открыли границы государств внутри Европы. Мы должны экономить энергию, например, работая ночью, многим это даже нравится. Так мы будем ответственно подходить к изменениям климата».
 
Екатерина Шульман
«Закрытые системы – рецепт зла. Что значит быть открытым?»

Политолог начала свое выступление с отсылки к предыдущему оратору. Основные мысли Сеннета, подытожила Шульман, – оппозиция ville/cite, менее жесткая связь функции с формой и климатические изменения.

– Сеннет призывает нас выйти из зоны комфорта и начать экономить энергию. Русский человек едва ли к этому готов. Он не хочет выходить из зоны комфорта, так как думает, что он в нее еще не попадал. В любом случае закрытые системы – это рецепт зла. Это тюрьма, армия, монастырь, спецслужба, общага в частной школе для одаренных детей.
Лекции Ричарда Сеннета и Екатерины Шульман на Фестивале МУФ
© фото предоставлены организаторами МУФ
Лекции Ричарда Сеннета и Екатерины Шульман на Фестивале МУФ
© фото предоставлены организаторами МУФ

«Что значит быть открытым? Это значит – свободно передвигаться, видеть других и быть видимым. Наше время быстрое. Основная характеристика ресурсных потоков заключается в том, что они жидкие, ликвидные. Есть четыре вида ресурсов: люди, деньги, товары, информация. Люди и товары движутся быстро. Наше время отличается от прошлого легкостью передвижения людей, легкостью передвижения финансовых средств, информации и массовой культуры. Раньше люди небогатые почти совсем не могли передвигаться, так как это было дорого (вспомним литературу: отсутствие кареты, своего выезда – это была драма). Общественный транспорт появился только в середине-конце XIX века и сильно упростил дело. Массовый трамвай в Москве 1920-х изменил жизнь». Так Екатерина Шульман ответила на вопрос об открытости.
Лекции Ричарда Сеннета и Екатерины Шульман на Фестивале МУФ
© фото предоставлены организаторами МУФ
Лекции Ричарда Сеннета и Екатерины Шульман на Фестивале МУФ
© фото предоставлены организаторами МУФ

«Женщины после сорока пяти как бы растворяются»

Далее она проанализировала людские потоки в Москве. «По данным телефонных операторов в пределах Москвы за день передвигается 25 миллионов человек. Многие из них совершают лишние передвижения через центр. Но в то же время есть и противоположная тенденция: люди начинают передвигаться меньше. Интересный факт: женщины после сорока пяти как бы растворяются для торговли, перестают потреблять товары. Две трети населения никуда не ездит и ничем не пользуется. В принципе, это хорошо, когда люди не ездят, это значит, что они могут получить все услуги внутри района. Опять же система доставки и онлайн-торговли работает на неподвижность».

Мы исходим из того, что автомобили – зло: это по-прежнему основной источник загрязнения воздуха. Мы живем в стране, где потребление машин высокое, а общее благо – чистый воздух – недоступно. Так бывает во всех странах второго мира, где нет чистого воздуха и хорошей воды, хотя можно купить всё. Чем выше пешеходизация, тем ниже количество ДТП. В Москве дорожно-транспортных происшествий больше, чем в европейских городах. Только Рим – исключение, он может сравниться с Москвой по количеству инцидентов на дороге. Поэтому власти стараются ограничить автомобилистов, владеть автомобилем дорого и неудобно. Поэтому поощряется, чтобы человек сидел на месте.

Изменилась система занятости. Не все люди едут с окраины в центр на работу, многие работают дистанционно. Но те, кто не выезжает из района, в нем не только ночуют, они хотят парк, кафе, послушать лекции, поэтому необходимо повышать качество среды. Если довести эту тенденцию до горизонта, как делают авторы научно-фантастического мультфильма «ВАЛЛ-И», то возникает картинка: люди на тележках, самостоятельно передвигаться они не могут и только пьют напитки через трубочки.
Лекции Ричарда Сеннета и Екатерины Шульман на Фестивале МУФ
© фото предоставлены организаторами МУФ
Лекции Ричарда Сеннета и Екатерины Шульман на Фестивале МУФ
© фото предоставлены организаторами МУФ

«Высокая свечка в пустоте – это худший тип застройки, это портал в ад»

«Какие последствия нас ожидают? Первое – это дезурбанизация. Судя по данным телефонных операторов, люди уезжают из Москвы в Подмосковье и в другие города, чаще на юг. Они не обязательно становятся затворниками – хикикомори, которые никого не хотят видеть, которым пиццу под дверь подсовывают. Просто уезжают. Но это не будет массовой практикой. В ХХI веке только скорость интернета растет быстро, а в других процессах наблюдается вязкость. В ХХ веке трансформации были гораздо быстрее и страшнее. Если вы не можете сделать войну и быстро вырезать определенную страту, пожалуй, это и хорошо», – сказала политолог.

«Одновременно с покиданием Москвы, существует обратная тенденция. Люди продолжают ехать из деревни в города: в Москву, Петербург, Краснодар. Вопрос, надо ли увеличить плотность Москвы? По сравнению с Индией, у нас все не так страшно. Искусственно этот поток не остановить в демократическом государстве. Главное в городах – избегать геттоизации бедных районов. Высокая свечка в пустоте – это худший тип застройки, это портал в ад. Плотная высотная застройка и то лучше, чем одиноко торчащая башня. Эти пустые дворы, страшные подъезды, отсутствие инфраструктуры – это закрытая система. Про пожароопасность высотки нечего и говорить. Не дай Бог строить новые районы таким способом», – предостерегла Екатерина Шульман.
Лекции Ричарда Сеннета и Екатерины Шульман на Фестивале МУФ
© фото предоставлены организаторами МУФ
Лекции Ричарда Сеннета и Екатерины Шульман на Фестивале МУФ
© фото предоставлены организаторами МУФ

08 Июля 2019

Похожие статьи
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
NEXT 2024: новая десятка
Спецпроект АРХ Москвы для молодых архитекторов NEXT пройдет уже в 15-й раз. Организаторы, во главе с куратором этого года, основателем бюро p.m. (personal message) Пабло Джонаттаном Пухно Бермео привнесли изменения: участников выбирали с помощью всероссийского конкурса, половина из них – не москвичи, а благодаря «Архитайлу» появился призовой фонд. Рассказываем, почему NEXT обязательно стоит посетить.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.