English version

Cité для Наро-Фоминска

Новый район на острове в центре Наро-Фоминска продолжает идеи развития территории шелкоткацкой фабрики, вокруг которой, собственно, и возник город. Авторы умело, мотивированно миксуют разные форматы среднеэтажной застройки и эффективно используют островное положение, предлагая множество форматов взаимодействия с водой, доступных для всех горожан. Неудивительно, что в области проект считают образцовым и достойным подражания. И еще это пример редкостной синергии между заказчиком и архитекторами.

mainImg
Проект:
Город на острове
Россия, Наро-Фоминск

Авторский коллектив:
Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев, Анна Мосенкова, Анастасия Ашихмина; визуализаторы viz.help

2022

Девелопер ГК «Остов»
Наро-Фоминск – областной центр на юго-западе Московской области, сейчас в значительной степени дачный, хотя также населенный и людьми, которые ездят в Москву на работу. А еще он центр крупного городского округа, который начинается от Апрелевки и ЦКАД, а к западу уходит практически за Можайск. Это означает, что, будучи центром немалой территории Подмосковья, город будет только расти и развиваться. 

И – в его центральной части сейчас развивается самый настоящий КРТ, проект комплексного развития территории не только по букве, но и по духу. Чем справедливо гордятся и заказчики – ГК Остов, и авторы – архитекторы DNK ag.

Развитие началось в 2018 году, когда еще не было понятия КРТ, но многие уже работали над мастер-планами развития городов, комфортная среда и преобразование промзон не были пустым звуком. Тогда ГК Остов занялись редевелопментом шелкоткацкой фабрики, вокруг которой, собственно, и сформировался в конце XIX века Наро-Фоминск, союз двух рабочих слободок. Фабрика была заброшена, а проект ее ревитализации, сейчас в значительной степени реализованный, поручили голландскому бюро Mei architects and planners
cic =

Игорь Шаповалов, руководитель ГК «Остов»

Мы давно работаем в Наро-Фоминске, стараемся подходить к городу, особенно к его центру, аккуратно и внимательно. В 2012 году мы согласились на предложение главы города и разработали, с архитектором Ильей Заливухиным, мастер-план развития Наро-Фоминска. Привлекли социологию и big data. Должен сказать, уже тогда меня очень увлекли современные урбанистические тенденции, – концепции 15-минутного города и комфортной городской среды.
 
Территория фабрики и острова – ключевая для города, она находится в самом центре, но до недавнего времени разъединяла его. Мы начали работать с заброшенной промзоной и постепенно возвращаем ее городу. Уже несколько лет системно восстанавливаем, сохраняем исторические корпуса и «раскрываем» их, они интересны и красивы, они – история места, то, что делает город уникальным.
 
Одна из наших задач – чтобы фабрика не разделяла, а соединяла город, мы уже открыли общественные пространства на правом берегу реки, но предстоит еще очень многое, в том числе новая сквозная улица; другая задача – сделать город многофункциональным и комфортным, удобным, разнообразным и по высоте и по характеру пространств. Третья важная тема – надо раскрыть реку к городу. Никто из горожан не видел реку. Мы вывезли, буквально, тонны мусора, поработали над тем, чтобы убрать какие-то стоки, в том числе и санкционированные, восстановили экологию реки. Уже работает лодочная станция, в планах причалы, легкие плавсредства, возможность для жителей города полноценно использовать реку. Так что, я бы сказал, мы – во многом «передовики» Московской области, нас ставят в пример; рад, что главный архитектор МО Александра Кузьмина активно поддерживает наши начинания, все проекты мы обсуждаем с ней.
 
Город на острове. Градостроительный анализ территории
© Архитектурная группа DNK ag
  • zooming
    Реализованное благоустройство левого берега реки Нары со стороны фабрики
    Предоставлено ГК «Остов»
  • zooming
    Ревитализация корпусов шелкоткацкой фабрики в Наро-Фоминске
    Предоставлено ГК «Остов»
Продолжение развития 
Логичным продолжением и следующим этапом работы ГК Остов с фабрикой и историческим центром города должен стать жилой район на левом берегу реки Нары – на так называемом острове, площадью 19.27 га, между фабрикой и городским парком. На протяжении XX века его территория была запасной, на ней существовало несколько складов, но в основном это был пустырь. Островом он стал потому, что много петляющая река Нара здесь делает очередной поворот и земля по ее левому берегу была, в основном, заболочена – для осушения в северо-западной части прокопали канал, он отделил складской пустырь от леса, а ручей, отделявший его от городского парка, существовал всегда. 

Соответственно, перед авторами проекта стояли задачи: во-первых, развить идеи, связанные с ревитализацией фабрики, от общественных пространств до разнообразия морфологии и интерпретации «центальности» местоположения района – а во-вторых, максимально использовать все преимущества, которые дает водное и природное окружение.   
Панорама острова и фабрики, вид с северо-восточной стороны
Фотография © Архитектурная группа DNK ag

Для работы над концепцией нового района в центре Наро-Фоминска пригласили архитекторов DNK ag, – это оказался тот редкий случай, когда между заказчиком и авторами проекта возникла полнейшая синергия. 
Пожелания заказчика были сформулированы приблизительно так – каналы, много внимания к воде, современная архитектура, общественные первые этажи, насыщенное и разнообразное городское пространство, доступное для всех. Среда, сомасштабная человеку. 

Профессиональным вызовом для нас стала задача формирования среды, которая по атмосфере сопоставима с исторической частью и включает природное окружение.

Нам давно хотелось сделать что-то подобное. Прямо скажу, мы мечтали о таком заказе, а когда услышали, поняли – вот он, проект мечты, когда заказчик хочет видеть все то, что и мы сами считаем правильным. С нашей точки зрения, это наилучший вид застройки: средней этажности, с хорошими, не слишком широкими, пропорциями всех пространств. Работали «на одной волне» с заказчиком – это большая удача и редкость.
 
Связи, ракурсы и перспективы
Один из принципов исторической застройки, как и современного урбанистического подхода – любой район связан с соседними, в него можно попасть с разных сторон. Поэтому острова – вспоминаем парижский Île de la Cité – как правило нанизывают на как минимум одну городскую артерию. Так произошло и здесь: масштаб, конечно, поменьше, но принцип подобный – через остров пройдет городская улица, она соединит центр города и его главную осевую улицу с трассой, ведущей на Кубинку и в сторону Минского шоссе. Мост через Нару, на месте прежнего заводского, уже строится. Плюсы: развитие транспортного каркаса, которое Наро-Фоминску, знаю на своем опыте, ох как необходимо – и преодоление «островной» замкнутости. Автомобильный мост дополнят два пешеходных для выхода к другим частям города. 
Город на острове. Схема благоустройства и озеленения
© Архитектурная группа DNK ag
Город на острове. Генплан
© Архитектурная группа DNK ag
Город и вода
Между тем островное положение не только вызов, но и преимущество: кругом вода. Рекреация, берега, красоты; можно гулять, любоваться, дышать влажным воздухом, кататься на лодках, купаться, рыбу ловить. 

Все мы знаем, что выход современного, то есть постиндустриального города к воде, уничтожение преград, ранее созданных промзонами – одна из любимых, чтобы не сказать краеугольных, тем современного градостроительства. И тут, опять же – прямо-таки образцовый случай, как из учебника. Архитекторы DNK ag приводят цитату из книги Кристофера Александра «Язык шаблонов»: 
  
«Наша жизнь ослабевает, если мы не можем установить полноценный и постоянный контакт с водой. В большинстве крупных городов мы не
можем этого сделать».  

 
Ослабевает. Что же, может и так. Но надо подчеркнуть, что тут не просто набережная, а вода со всех сторон, тонкие протоки, которые надо расширить, река, которую уже очистили, низменный мыс, на котором запланирован Болотный парк с навесными дорожками на опорах. Набережные и амфитеатры в уровне воды, пристани, пляж и «диковатый» естественный берег для прогулок рядом с самыми высокими, 14-этажными, домами в северной части. 
Вид на городскую набережную со стороны фабрики. Город на острове
© Архитектурная группа DNK ag
Городская набережная. Город на острове
© Архитектурная группа DNK ag
Зона отдыха «пляж». Город на острове
© Архитектурная группа DNK ag
Разнообразие
Важная особенность проекта – в нем непротиворечиво сочетается и застройка, и ландшафты с разной морфологией: 5–6 типов городской застройки в рамках разумной этажности от 5 до 14 этажей.

Это тоже примета урбанистики нашего времени: в какой-то момент всем стало очень скучно от повторов, глаз требует насыщения. Но и разнообразие, не побоюсь сказать, бывает разным – в данном случае его особенность в тщательной мотивированности: особенностями окружения, берега, ландшафта. 
Прибрежный ландшафт Острова разнообразен – в проекте мы постарались уловить и развить это разнообразие. На него откликаются и набережные, и кварталы, характер как застройки, так и ландшафта. Соответственно, при движении по району впечатления, формируемые его средой, будут постоянно меняться – это мы тоже подчеркнули и усилили, создав разные сценарии и направления перемещения. Улицы изогнули, чтобы увеличить количество ракурсов.
 
Одним из «акторов» развития территории мы считаем Время: предполагается долгосрочное развитие проекта, поэтому и заложенная в нем планировочная структура имеет шанс на последующую эволюцию. Что вполне соотносится с предложенной нами версией городской среды, сочетающей различные морфотипы застройки и уличного пространства.

Город на острове. Аксонометрия
© Архитектурная группа DNK ag

Итак, предложенная DNK ag застройка острова на просто среднеэтажная, разнообразная, следует правилам общественных этажей и приватных дворов – специфика каждого фрагмента выстроена исходя из его местоположения. 

Школа и детский сад в центре образуют большое зеленое пятно, а школьный стадион примыкает к пляжу. Ближе к набережной фабрики группируются пространства с «городскими» характеристиками: небольшая площадь с короткими башнями-«урбанвиллами» вокруг нее. Здесь же находится место для причалов, пары бухт, лодочной станции, – поскольку именно с этой стороны река, с других сторон все же ручьи и каналы, река крупнее. Река также обеспечивает панорамы, вполне живописные, поскольку изгибается – поэтому с этой стороны сгруппированы дома с наибольшим количеством террас на ступенчатых крышах. 
Внутренняя площадь и урбан-виллы. Город на острове
© Архитектурная группа DNK ag
Город на острове
© Архитектурная группа DNK ag
Город на острове
© Архитектурная группа DNK ag
Город на острове
© Архитектурная группа DNK ag

В северной и северо-восточной части, со стороны леса и парка, нарастает высотность башен – до 14 этажей, и естественность окружения. Догадаться – почему, несложно: большее количество жителей «погрузят» в природу. 
Природная набережная. Город на острове
© Архитектурная группа DNK ag
Город на острове
© Архитектурная группа DNK ag
Город на острове
© Архитектурная группа DNK ag

Сейчас согласована эскизная концепция, DNK ag завершают работу над первой частью детальной концепции проекта. Заказчик, как по словам архитекторов, так и по моему личному впечатлению, всерьез настроен на реализацию проекта и гордится его позицией как образцового примера трансформации центра малого города – такого, в котором слова «комплексное развитие» восприняты всерьез и буквально. 
Проект:
Город на острове
Россия, Наро-Фоминск

Авторский коллектив:
Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев, Анна Мосенкова, Анастасия Ашихмина; визуализаторы viz.help

2022

Девелопер ГК «Остов»

03 Октября 2023

Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Мечта Азимова
Проект DNK ag победил в конкурсе на АГО Национального центра физики и математики в Сарове, проведенного корпорацией Росатом совместно с МГУ, РАН и Курчатовским институтом.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Знак бесконечности
Подробнее о проекте-победителе конкурса «Горизонт», посвященного кампусу на кровле самого заметного, выходящего на реку, корпуса завода Севкабель в Петербурге. Знаковая форма с множеством вариантов интерпретаций окружена развитым общественным пространством: что еще нужно современному человеку.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
От дома-коммуны к ко-ливингу
В комплексе апартаментов CO_LOFT, спроектированном бюро DNK ag, промышленное наследие 1930-х переосмысляется через идеи 1920-х, когда поиск новых форм жилья был одним из основополагающих направлений в архитектуре.
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
Чайка и Мастер-ключ
DNK ag спроектировали для ЗИЛАРТа башню «Чайка», а также выступили кураторами 26 квартала, где некоторые «партии» исполнили самостоятельно. Говорим с DNK ag об их работе на ЗИЛе.
ДНК аг: «Для нас этот конкурс стал поводом предложить...
Архитекторы Даниил Лоренц, Наталья Сидорова и Константин Ходнев, чей проект стал одним из двадцати, вышедших в финал конкурса АИЖК на стандартизированное жилье, о смысле конкурса, идеале обитаемого пространства и условиях приближения к этому идеалу, в частности, микродевелопменте.
Культурный код
Собирая воедино мозаику из исторических и заново возведенных объектов комплекса Сытинской типографии, архитекторы из ДНК аг построили собственную лексическую парадигму, некий культурный код, основанный на тонкой игре ассоциаций и образов.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
DNK ag: «Параметров оценки очень много»
Разговор с Даниилом Лоренцем, Натальей Сидоровой и Константином Ходневым: о комплексности, уместности, поиске баланса и совместной работе, – продолжает цикл интервью проекта «Эталон качества».
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
В обход стереотипов
Архитекторы ДНК аг подошли к работе с застройкой комфорт-класса как к сверхзадаче. Им удалось разорвать шаблон «недорогое жилье равно типовое», оставаясь в рамках бюджета. Индивидуальный и профессиональный подход к массовому строительству позволил архитекторам создать комфортное, дружелюбное городское пространство.
Константин Ходнев: «Нам было важно сделать не просто...
В рамках воркшопа «Весенний МАРШ» в Казани, организованного МАРШ Лаб по инициативе правительства республики Татарстан, команда под руководством Константина Ходнева разработала концепцию преобразования села Верхний Услон в современную комфортабельную туристическую зону.
Похожие статьи
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.