Подводя итоги

Архитектурные критики всего мира выбрали самые лучшие постройки и назвали самые важные события в архитектурной жизни за 2006-й год.

mainImg

Среди наиболее часто упоминавшихся в этих списках сооружений – самые разные по масштабу и функциям.

Одним из рекордсменов стала «Херст Тауэр» Нормана Фостера в Нью-Йорке, заслужившая восторги критиков как своим элегантным формальным решением, так и продуманным в экологическом аспекте проектом. Не раз была упомянута Национальная Ассамблея Уэльса Ричарда Роджерса в Кардиффе – великолепная с эстетической и – опять же – экологической точки зрения. Из европейских зданий также попали в «Топ-10» Музей «Мерседес-Бенц» в Штутгарте голландской мастерской «UNStudio» и Научный центр "Фэно" Захи Хадид в Вольфсбурге. Вспомнили также и о выдающихся с позиции конструктивного решения постройках – в частности, «Альпийском доме» фирмы «Уилкинсон Эйр» в ботаническом саду Кью под Лондоном: новаторской теплице для высокогорных растений.

Среди заокеанских «новинок» наибольшее одобрение прессы заслужили Театр Гатри французского архитектора Жана Нувеля в Миннеаполисе и Стеклянный павильон Музея искусств Толидо японской фирмы SANAA, оба – примеры «архитектурного импорта».

Среди событий в архитектурной сфере главное место занимает Венецианская Биеннале. Но оценивают его неоднозначно: журналисты одобряют продуманную программу основной экспозиции Ричарда Бердетта, а национальные выставки воспринимаются ими скорее отрицательно, их осуждают за стремление к оригинальности в ущерб содержанию.

Почти все авторы «итоговых» статей затронули проблему сохранения наследия. Вспомнили и о гибели трех чикагских построек Луиса Салливана от пожара, и об активности вокруг наследия Ле Корбюзье. Речь идет о планах реализовать невоплощенные проекты великого архитектора для Чандигарха, о завершении строительства церкви Сен-Пьер во французском Фирмини по его плану, и о намерении Ренцо Пьяно построить комплекс монастыря рядом с капеллой в Роншане.
Напротив, положительно оцениваются научные реставрации построек Кана и Аалто в США и комплекса Баухауса в Дессау.

Статья подготовлена на основе материалов газет "The Guardian", "Chicago Tribune", "Los Angeles Times", "Business Week" и других.

zooming
Научный центр «Фэно»
zooming
Национальная Ассамблея Уэльса
zooming
Альпийский дом. Фото: Jim via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-2.0
zooming
Музей «Мерседес-Бенц»
zooming
Херст Тауэр. Фото: Leonard J. DeFrancisci via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-3.0
zooming
Театр Гатри в Миннеаполисе (1999-2006)
zooming
Стеклянный павильон Музея искусств Толидо
zooming
Церковь Сен-Пьер де Фирмини. Фото: lapin.lapin via Wikimedia Commons. Лицензия Cc-by-sa-2.0

29 Декабря 2006

Пресса: На пути в урбанистический рай
Городам — сегодняшним и будущим, реальным и идеальным — была посвящена X Архитектурная биеннале в Венеции. В этом году выставка существенно отличалась от предыдущих экспозиций. Ниже - десять городов-сюжетов с X архитектурной биеннале.
Пресса: Макромасштаб
Юбилейная, Х Архитектурная биеннале в Венеции во многом оказалась новаторской. И дело не в переносе даты объявления победителей в конкурсных номинациях с начала работы выставки на ее окончание, что естественно, а в кардинальном изменении точки зрения на современную архитектуру. Произошла принципиальная смена масштаба восприятия. В фокусе внимания оказались не отдельные здания или комплексы, а городская среда в целом, законы, по которым она развивается, и сама возможность оказывать на нее влияние. Иной масштаб предполагает и совершенно иные критерии оценки.
Пресса: Российский павильон "Населённый пункт"
Экспозиция российского павильона на Венецианской биеннале, располагающегося в здании, построенном когда-то Алексеем Щусевым, называется "Населённый пункт" (Inhabited Locality) с подзаголовком "Несколько эпизодов из жизни любимого города, рассказанные архитектором". Автор инсталляций - один из известнейших современных российских архитекторов Александр Бродский
Пресса: Три львиные доли
Корреспондент "Власти" Алексей Тарханов выбрал в Венеции своих фаворитов
Пресса: У! – Родина!!!
Была в советское время популярной такая запойная баллада: «Еду я на родину! Пусть кричат – уродина!! А она мне нравится, хоть и не красавица!». Так получилось, что эта Родина в обличье хоть «Уродины» стала героиней главного архитектурного смотра мира. Если приставку «У» от этого бранного слова отделить предлогом, то совсем даже не ругань получится, а что-то вроде удивленного восклицания: вот-так родина, ни чего себе… Вот этот модус «странной», непривычной, не предсказуемой родины с непарадного входа и создали лучшие проекты юбилейной биеннале
Пресса: Снег в Венеции
В Венеции открылась десятая Архитектурная биеннале, которая впервые за многие годы была посвящена прикладной теме — урбанистике. Русский павильон, придуманный Александром Бродским и Евгением Ассом, показался нам бесконечно поэтичным
Пресса: А в Венеции выпал снег
Я спросил Бродского, как некогда он спросил меня: "А можешь ли ты, Бродский, нарисовать, например, корову?"
Пресса: Города пошли по миру. Главная экспозиция X Венецианской...
В Венеции во второй раз открылась X Архитектурная биеннале – на сей раз не для прессы, а для публики. Незадолго до открытия куратор Ричард Бердет успел ее переименовать. Было интригующее Meta-City, а стало – "Города, архитектура и общество". Новое название отлично отражает просветительский пафос выставки. И если национальные павильоны (Ъ рассказывал о них 9 сентября) ищут художественные ответы на проблемы мегаполиса, то экспозиция в Арсенале больше похожа на технологически продвинутый атлас мира
Пресса: Ричард Бердет: вы строите Москву словно на стероидах
На следующей неделе откроется Х Венецианская архитектурная биеннале – старейшая и известнейшая мире выставка. Россию на ней будет представлять архитектор Александр Бродский (см. Ъ от 10 августа). Куратор нынешней биеннале Ричард Бердет, профессор Лондонской школы экономики и бизнеса, архитектурный консультант мэрии Лондона, предложил тему "Город. Общество и архитектура". Накануне открытия выставки ЕВГЕНИЯ МИКУЛИНА (AD Russia) по просьбе Ъ задала РИЧАРДУ БЕРДЕТУ несколько вопросов
Пресса: Населенный пункт Венеция. Александр Бродский представит...
9 сентября в Венеции откроется Х Архитектурная биеннале. И вот объявлено, что Россию будет представлять персональная выставка Александра Бродского "Населенный пункт". С чувством глубокого удовлетворения – ГРИГОРИЙ Ъ-РЕВЗИН
Пресса: В извечном эскейпе?
Когда летом была обнародована концепция экспозиции российского павильона на Венецианской Биеннале, принадлежащая Евгению Ассу, у нас с заместителем главного редактора «АВ» Андреем Ивановым возник небольшой спор. Он скорбно констатировал, что вот опять, несмотря на предложенную куратором Биеннале Р.Бардетом академически серьезную и более чем актуальную тему – «Города. Архитектура и общество», мы пребываем в привычном состоянии эскейпа: выступаем со своего рода «лирическим экскурсом» – сугубо концептуальным проектом нашего замечательного архитектора и художника Александра Бродского.
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.