English version

Лес энергоэффективности

Сегодня, 22 августа, в Берлине официально открывается новая штаб-квартира энергетической компании Vattenfall, офисный комплекс EDGE. Один из двух его корпусов – самое большое деревогибридное здание в Германии. Это означает, что его несущий каркас – выполнен из клееного бруса, но в нужных местах дерево сотрудничает с металлом, железобетоном и стеклофибробетоном. Рассказываем, как устроено это не только экологически прогрессивное, но и эффектное строение.

mainImg
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
Tchoban Voss Architekten
Проект:
EDGE Suedkreuz Berlin
Германия, Берлин, Hildegard-Knef-Platz 2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Сергей Чобан
Project partners: Stephan Lohre, Karsten Waldschmidt Team: Julia Angelstorf, Lev Chestakov, Giorgia Fontana, Ulrike Graefenhain, René Hoch, Anastasia Kapustina, Valeria Kashirina, Birgit Koeder, Achim Linde, Fabiana Pedretti, Dennis Petricic, Manuela Peth, Soeren van Ost, Fabio Prada, Anja Schroth, Katharina Stranz, Carolin Trahorsch Collaborating architects: Service stage 5: granz + zecher architekten GmbH, Berlin; external employees: Carsten Heidtmann, Peter LeRoy, Claudia Zecher 

4.2022

Заказчик: Vattenfall / SXB S.a.r.l / EDGE 
General contractor: ARGE SXB, Suedkreuz Berlin ZECH Bau GmbH, CREE Deutschland GmbH, Rhomberg Systemholzbau GmbH represented by ZECH Bau GmbH, Berlin
Комплекс EDGE находится в самом начале так называемой Schöneberger Linse – территории на юго-западе Берлина между хайвеем А100, 6-полосной улицей Заксендамм и железнодорожными путями. Она замкнута между трассами и поэтому долгое время не развивалась, хотя в последние годы «Линзу» активно застраивают как офисами, так и жилыми и торговыми зданиями. Соседство трасс дает, впрочем, хорошую транспортную доступность – в сотне метров от EDGE Suedkreuz Berlin расположена железнодорожная станция Зюдкройц, что и определило уточняющую «прибавку» к названию комплекса.
 
EDGE Suedkreuz Berlin состоит из двух семиэтажных корпусов, объединенных новой городской площадью – ее общественное пространство также служит пешеходным путем к станции. Меньший корпус, названный Solitaire – «одинокий», представляет собой односекционный параллелепипед. Более крупное четырехсекционное здание выстроено вокруг просторного светлого атриума четырехугольником со слегка асимметричным, вторящим форме участка контуром. Оно также получило «говорящее» название – Carré: каре, квадрат.
Ситуационный план. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
© TCHOBAN VOSS Architekten

Фасады обоих корпусов образованы регулярной сеткой панелей из стеклофибробетона с общим ритмом: горизонтали везде получили светло-песочный оттенок, вертикали разнятся от корпуса к корпусу – в Solitaire они темно-серые, в Carré багрово-терракотовые. Сетку местами оживляют крупные прямоугольники витражей, лоджии входов и террасы – но в целом внешний вид корпусов сдержан, строг и хорошо соответствует духу современной офисной архитектуры Берлина.
  • zooming
    1 / 4
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    2 / 4
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    3 / 4
    Корпус Carré. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    4 / 4
    Корпус Carré. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Главная особенность EDGE, делающая его уникальным – метод строительства в сочетании с масштабом. На момент написания этого текста Carré – самое большое деревогибридное, то есть совмещающее деревянный конструктивный каркас с другими материалами, здание в Германии и одно из самых больших в Европе. Его площадь – около 20 000 м2 (площадь комплекса в целом 32 000 м2).
 
Заказчик проекта – энергетическая компания Vattenfall. В 2019 году 35% от общей мощности компании приходилось на возобновляемые источники энергии: солнце, ветер и воду. В дальнейшем этот показатель рассчитывают существенно увеличить. 
 
EDGE стал для Vattenfall не только новой штаб-квартирой в Берлине, но и «зданием-визиткой»: он в значительной степени построен с использованием устойчивых, климато- и ресурсосберегающих технологий модульного строительства и, что самое важное, он построен из древесины – здесь ее порядка 60% от общего объема материалов, и используется она повсеместно: в несущих конструкциях, перекрытиях и внутренней отделке. Для строительства потребовалось порядка 1300 елей, выращенных в Словакии. Из них было изготовлено 1190 деревянных гибридных потолочных элементов, опирающихся на 1280 клееных фасадных опор, и 445 стеновых элементов общей площадью 16 000 м2
 
Между тем использование древесины не было самоцелью:
cic =

Сергей Чобан, TCHOBAN VOSS Architekten

«Построить дом из дерева» сейчас стало одной из популярных «идей фикс» современного архитектора. Но в данном случае мы, помимо работы с деревом как возобновляемым ресурсом и в целом очень приятным материалом, ставили перед собой и другие задачи – в частности, сделать здание легче, а его возведение более точным и быстрым. Облегчить общую массу материалов, уменьшить конструкции в сечении, и как следствие – уменьшить энергетические затраты как на строительство, так и на последующую эксплуатацию и уход за зданием. Именно такая, практически научная, задача была поставлена перед нами, в том числе, специалистами по климату».
 
Оба корпуса EDGE Suedkreuz Berlin реализованы по технологии модульного строительства. Стеновые и потолочные модули из дерева, так же как и стеклофибробетонные элементы, были предварительно изготовлены на заводе, а затем собраны на стройплощадке – это обеспечило точный график и быстрый, а значит, более экономичный процесс строительства. Поскольку вес деревогибридного здания составляет приблизительно одну треть аналогичной железобетонной постройки, фундаментную плиту удалось сделать на 30% тоньше, чем обычно для такого объема. Малый вес составляет достоинство – но в то же время и сложность – деревянного каркаса. Легкий сам по себе, он требует уменьшения веса всех других элементов постройки: прежде всего, деревянный конструктив не может нести каменный или кирпичный фасад. И в этом случае незаменимым оказался стеклофибробетон: армирование стеклянными волокнами делает плиты прочными и легкими, их вес порядка 30 кг/м2; кроме того их внешняя поверхность способна поглощать CO2 из атмосферы.
 
Описывая проект, в бюро часто употребляют слово «разумный». Так вот, именно разумное соотношение деревянных и бетонных элементов позволило сэкономить до 80% углекислого газа на квадратный метр площади. Железобетон использован только для плиты основания, противопожарных перегородок и ребер жесткости. Металл – только для колонн, лестниц и конструкции кровли. По данным Tchoban Voss Architekten, выбросы СО2 составили всего около 0.15 тонны вместо 0.75 тонн, которые соответствовали бы зданию подобных габаритов, построенному традиционным способом. Оказалось, что по этому и многим другим параметрам дереву все еще нет равных: оно легче при транспортировке, чем минеральные строительные материалы, и обладает высокой теплоемкостью – а значит, медленнее остывает, лучше сохраняет тепло, требует меньше обогрева.
 
Наконец, древесина, в отличие от других материалов, способна даже просто благодаря открытым балкам избавить офисные пространства от «стерильности». И если снаружи, на фасадах EDGE деревянные поверхности почти не заметны, то образность и эмоциональную окраску интерьеров всецело определяет именно дерево. Оно задает их характер, добавляет живости и ясности, присутствуя практически повсюду: от опор, балок, окон и дверей до облицовки и перил.
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

В этом смысле оба здания оказываются своего рода «шкатулкой с секретом», поскольку всё самое исключительное в отношении не только технологии строительства, и пространства, и художественной выразительности здесь – внутри. 
 
Особенно в этом плане выделяется корпус Carré. Его смысловым и композиционным центром стал квадратный атриум с четырьмя ребристыми древовидными колоннами, похожими на гигантские грибы из-за пластинчатой структуры, которая также продиктована использованием дерева. 
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall / эскиз Сергея Чобана
© Сергей Чобан

Внутри колонны металлические, как и сами лестницы, и мосты – их формы и конструкции, по словам Сергея Чобана, опять-таки выросли из стремления архитекторов к тому, чтобы создать интересный объем и одновременно максимально рационально использовать материалы. У колонн две основные функции: они поддерживают парящие лестницы и навесные переходы и служат площадками для отдыха, на них планируется установить кадки с деревьями. Лестницы поднимаются от пола до верхних ярусов – соответственно колонны, поддерживающие узловые площадки этого пути, вырастают постепенно, опять же – как грибы: начальная колонна едва возвышается своей зонтичной головой над полом (высота 4.28 м, диаметр 7.2 м), четвертая, итоговая, вытягивается на всю высоту (высота 14.87 м, диаметр 6.2 м).
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Атриум наполнен естественным светом, который льется с высоты 26 метров сквозь прозрачную крышу из трехслойной EFTE-пленки, а также из окон – во всех офисных пространствах они от пола до потолка с обеих сторон – и панорамного окна в холле. Сейчас, пока офисы не заселены, корпуса кажутся особенно прозрачными и проницаемыми для света.
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Конструкция перекрытия атриума, во многом благодаря малому весу пленки EFTE по сравнению со стеклом, – прозрачная и легкая: два уровня элегантных деревянных балок поддержаны сетью еще более хрупких на вид металлических конструкций белого цвета – для них, ради большей тонкости и прочности, были разработаны специальные узлы. Верхние балки дугообразно изогнуты, что придает покрытию парусный подъем; подчеркнем, что пленка уложена не ромбами, а полосами, от одной стены до другой. Ее слои способны соединяться и разъединяться под напором воздуха, регулируя таким образом натяжение кровли – которая рассчитана на очень значительные ветровые нагрузки.
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Между тем пленку выбрали для светопрозрачного покрытия не только за малый вес и хорошую прозрачность: она также обеспечивает солнцезащиту и звукопоглощение – в атриуме практически нет эха. При пожаре пленка расплавляется в воздухе и не так опасна, как стекло. Кстати, спринклеров в здании нет вовсе – настолько устойчивы к пожару современные, подвергшиеся обработке, деревянные конструкции. 
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Предложенная архитекторами «паутина» пешеходных связей – авторы  называют ее architectural network of communications, – парящих в широком пространстве атриума, мостиками стыкуется с каждой из четырех его стен, формируя альтернативные, свободные и прогулочные, пути прохода на разные этажи здания, от второго, четвертого и пятого до шестого – где расположен скай-лаунж с видом на север Берлина: Александерплац, телебашню и собор. Эта сквозная лоджия, устроенная в двух верхних этажах входного объема, – интересна в композиционном отношении. Ее цельное сквозное пространство объединяет по высоте 2 этажа, также как 2 других этажа объединены внизу во входном лобби; между ними «парят» три рабочих яруса. 
Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

Стеклянный витраж теплого контура разделяет верхнюю лоджию на две просторные террасы: одна открыта к городу, ее стены черные (и только здесь со стороны города видны деревянные балки), другая, вдвое более глубокая, смотрит в атриум, ее стены белые или почти белые, светло-светло-серые, как и всё внутри.
  • zooming
    1 / 5
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    2 / 5
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    3 / 5
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    4 / 5
    Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    5 / 5
    Корпус Carré. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    Фотография © Илья Иванов / TCHOBAN VOSS Architekten

 

***

Сергей Чобан говорит об EDGE Suedkreuz Berlin как о «проекте-пионере», который подхватывает и развивает прогрессивные европейские тенденции энергоэффективного, модульного, рационального строительства, находится на острие актуальных тем. Между тем, с другой стороны, проект – экспериментальный: мы не можем точно знать, как здания «поведут себя» в перспективе нескольких десятилетий, – подчеркивает архитектор. Впрочем, опасения неизбежно сопутствуют любым новациям. Число строений, подобных этому, будет, вероятно, расти пропорционально применению возобновляемой энергии – а та методика, которая была в полной мере здесь опробована, имеет все шансы превратиться в данность для многих других проектов. Во всяком случае, для Сергея Чобана работа над комплексом ознаменовала определенный поворот в профессиональном мышлении. 
cic =

Сергей Чобан, TCHOBAN VOSS Architekten

«Лично для меня это абсолютно новая история. До последнего времени я поддерживал и отстаивал основополагающие ценности архитектуры, такие как материальность, тектоничность здания и глубину проработки деталей. Но любые массивные элементы по определению очень ресурсоемки. А нынешние цены на строительство и энергетику, как и общее состояние климата, такую тенденцию не поддерживают. Поэтому логично, что архитекторы, хотя и остаются организаторами и катализаторами проектной деятельности, все чаще работают со специалистами, чьи усилия направлены отнюдь не на то, чтобы сделать здание сложнее и скульптурнее. Скорее наоборот, сегодня все более актуальны здания-конструкторы, рассчитанные на быстрое и рациональное возведение, удобное обслуживание и даже, в случае необходимости, на демонтаж и переработку с минимальными энергозатратами».
 
EDGE – первый проект в Германии, которому присудили золотой сертификат WELL Core & Shell. Его вручает Международный институт строительства WELL (IWBI) – мировой лидер в области оценки влияния архитектуры на здоровье и благополучие людей. Здание также получило платиновый сертификат DGNB (Deutsche Gesellschaft für Nachhaltiges Bauen – Немецкий Совет по Устойчивому Строительству) – это добровольная система сертификации, которая разработана для поддержки зеленого строительства, оценки экологичных, экономически и энергетически эффективных построек. Сейчас EDGE Suedkreuz Berlin вошел в шорт-лист премии WAF 2022.
  • zooming
    1 / 8
    Корпус Carré, разрез по атриуму. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    2 / 8
    Корпус Carré, северо-восточный фасад. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    3 / 8
    Корпус Carré, западный фасад. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    4 / 8
    План первого этажа. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    5 / 8
    Корпус Solitaire, восточный фасад. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    6 / 8
    Корпус Solitaire, северный и южный фасад. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    7 / 8
    Корпус Solitaire, продольный разрез. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
  • zooming
    8 / 8
    План типового этажа. Штаб-квартира EDGE для энергетической компании Vattenfall
    © TCHOBAN VOSS Architekten
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
Tchoban Voss Architekten
Проект:
EDGE Suedkreuz Berlin
Германия, Берлин, Hildegard-Knef-Platz 2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Сергей Чобан
Project partners: Stephan Lohre, Karsten Waldschmidt Team: Julia Angelstorf, Lev Chestakov, Giorgia Fontana, Ulrike Graefenhain, René Hoch, Anastasia Kapustina, Valeria Kashirina, Birgit Koeder, Achim Linde, Fabiana Pedretti, Dennis Petricic, Manuela Peth, Soeren van Ost, Fabio Prada, Anja Schroth, Katharina Stranz, Carolin Trahorsch Collaborating architects: Service stage 5: granz + zecher architekten GmbH, Berlin; external employees: Carsten Heidtmann, Peter LeRoy, Claudia Zecher 

4.2022

Заказчик: Vattenfall / SXB S.a.r.l / EDGE 
General contractor: ARGE SXB, Suedkreuz Berlin ZECH Bau GmbH, CREE Deutschland GmbH, Rhomberg Systemholzbau GmbH represented by ZECH Bau GmbH, Berlin

22 Августа 2022

Tchoban Voss Architekten: другие проекты
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Янтарная стрела
Санкт-Петербургский Экспофорум – конгрессно-выставочный центр, которого долго ждали и о котором много спорили, наконец построен, введен в эксплуатацию и уже активно функционирует.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Прозрачность империи
В Петербурге завершилось строительство первой очереди административно-делового квартала «Невская ратуша» Евгения Герасимова и Сергея Чобана. Рассказываем и показываем, что получилось из синтеза классики и прозрачности.
В диалоге с контрастной гармонией
В миланской галерее SpazioFMG открылась выставка Сергея Чобана «Realtà e Fantasia», на которой представлена инсталляция с более чем 60 рисунками архитектора. О выставке-инсталляции рассказывает Анна Мартовицкая, главный редактор журнала speech:.
Оттачивание принципов
Новый эксперимент в панельном строительстве: генплан и архитектура от мэтров плюс фасады от молодых архитекторов, победивших в конкурсе.
Чикагские лауреаты
Представляем десять построек из ста четырнадцати, отмеченных в этом году премией чикагского музея «Атенеум». Два из них – авторства российских архитекторов.
Навстречу городу
В Петербурге идет строительство «Невской ратуши» – делового квартала с большой общественной площадью во главе с новым Смольным.
Дом графики
Летом следующего года в Берлине откроется Музей архитектурной графики, здание которого спроектировали архитекторы Сергей Чобан и Сергей Кузнецов.
Тонировка истории
Одной из самых заметных архитектурных премьер минувшего года стало здание банка «Санкт-Петербург», построенное по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss и «SPEECH Чобан & Кузнецов» на Малоохтинском проспекте Северной столицы. Не так давно была полностью закончена работа над интерьерами этого объекта, в которых современные проектные решения органично дополнены фотографиями самых известных банков Санкт-Петербурга.
Скромное обаяние пропорций
Строительство нового жилого района Кудрово с населением около 60 тысяч человек – один из самых амбициозных проектов Санкт-Петербурга по комплексному освоению территории, реализацию которого не остановил даже экономический кризис. Генеральный план и архитектурная концепция нового города-спутника Северной столицы разработаны мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» в соавторстве с nps tchoban voss.
Комплекс выставочной полноценности
Жизнь современного мегаполиса, культурного и индустриального центра, немыслима без крупного выставочного комплекса. И хотя сегодня выставка – это, прежде всего, высокотехнологичная инфраструктура, предлагающая посетителям полный спектр услуг, типология здания требует яркой и запоминающейся архитектуры, символизирующей успех и привлекательность такого рода мероприятий. Есть такие комплексы в Милане, Франкфурте, Париже. Теперь к этим городам присоединится и Санкт-Петербург, для которого новый «ЭкспоФорум» спроектировали Евгений Герасимов и Сергей Чобан.
Символ прозрачности исполнительной власти
Ансамбль «Невской ратуши» стал известен еще на стадии международного конкурса. Это целый городской квартал с дворцом исполнительной власти в центре. Прозрачность здесь – символ демократии, а камень – знак питерского контекста.
Дом, примиряющий контрасты
Дом у моря награжден уже пятью разными дипломами, самый новый из них – золотой диплом «Зодчества»-2008. Такое внимание неудивительно: рассматривая этот комплекс, можно обнаружить, что его архитектура не только насыщена смыслами, она к тому же смело использует приемы двух противоположных стилей. Авторам удалось примирить внутри одного ансамбля приемы классики и модернизма – рискованный ход, но в итоге образ получился хоть и строг, но гармоничен.
Похожие статьи
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.