Арх Москва: награды 2023

Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.

mainImg
К Арх Москве готовятся долго, а проходит она быстро в интенсивном общении, беготне по выставке и посещении круглых столов, которые совершенно невозможно охватить все. Неплохой повод вспомнить выставку – показать ее награды. Арх Москва издавна награждает своих участников, причем Fконкурсов несколько, в этом она не без успеха конкурирует с более институционализированными фестивалями, в том числе Зодчеством и Золотым сечением Союза архитекторов, и прочими – каждый год разные жюри выдают несколько списков наград, выбрать есть из чего, и украсить стены и полки в мастерских и офисах компаний тоже есть чем. Да и усилия по производству стендов, многие из которых – определенно произведения, а живут недолго, оказываются отмечены. 
Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру
Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

В этом году к дипломам за стенды коммерческих компаний, за Арх Каталог, за некоммерческие экспозиции присоединилась еще одна, отдельная премия – за книги (о ней см. ниже). 

Кроме того, Архитектора года Арх Москва называет через раз, а архитектора года NEXT! – ежегодно. Соответственно, экспозиции Архитектора года на выставке 2024 года не будет, а объект молодого архитектора – будет (в 2022 году они соседствовали, но это из-за пандемии). 
Лучшее молодое бюро 2023
Lampa Community
Проект Lampa Community
© Фотография Архи.ру

Куратор программы NEXT! Юлия Шишалова в этом году попросила участников подумать над вопросами идентичности. Получилось: два калейдоскопа, одна мозаика с каменным креслом, один золотой небоскреб у Кремля, один деревянный колодец, одно белое яйцо на цветных асимметричных опорах (иглы в яйце нет, сказали нам авторы). Выиграл проект, с нашей точки зрения, самый нейтральный – причем любопытно, что Юлия Шишалова, организовывавшая работу жюри, рассказала на церемонии, что поначалу выбрали с одинаковым числом голосов три проекта, а определиться судьям удалось только после того, как к работе подключился еще один член жюри. 

Объект Lampa Community представляет собой систему шестеренок (их было непросто выпиливать, поскольку тут, действительно, одни приводят в движение другие) – это, по словам авторов, означает единство и взаимосвязь всего со всем. В данном случае в колбы, вращаемые шестеренками, были помещены разные природные штуки: шишки, хлопок, мох. Хотели что-то живое поместить, но пожалели живые растения. Симптоматично, что – хотя авторы очень старались – зацепить удалось не все части механизма, и две группы вращаются по отдельности. Так и в жизни... 
Лучший кураторский проект
«Тезисы»
Куратор: Григориос Гавалидис
  • zooming
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру

О проекте «Тезисы» мы уже рассказывали перед выставкой и планируем еще рассказать постфактум. Он действительно примечательный. Авторы позвали несколько (относительно) молодых бюро, причем таких, которые, как вот например Иван Греков и KAMEN, в Арх Москве как правило не участвуют – то есть обновили состав. Более того, они привлекли к проекту Владислава Кирпичева, который не участвовал в Арх Москве лет 20, и его школу EDAS, вполне знаменитую. Получилось разнообразно и атмосферно, никаких сомнений в том, что этот кураторский проект – лучший, у нас не возникло. 

 
 
Лучшая экспозиция. Раздел «Архитектура»

Первое место
Цимайло Ляшенко и Партнеры
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Павильон архитекторов года АБ ЦЛП был отмечен как лучшая экспозиция вполне справедливо, среди стендов архитектурных бюро он действительно стал самым впечатляющим. Еще бы, черный куб метров пять на пять примерно, стоял посреди Гостиного двора, – некоторые посетители, впрочем, его как-то не замечали, проходили мимо, но кто заходил, тот впечатлялся. 

Есть один вопрос: кажется, раньше в конкурсе экспозиций, проще говоря стендов, от архитектурных бюро, «Архитектор года» не участвовал – поскольку он вроде бы, во-первых, уже награжден год назад званием, а экспозиция – часть награды, да и масштаб его, уже давно и по традиции, ощутимо превосходит все остальные. Ну то есть это не совсем стенд бюро, это некое ключевое высказывание, намеренно заметное. И если его рассматривать наравне со всеми, оно по определению выигрывает. Не та весовая категория. 
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

ЦЛП, впрочем, порвали шаблон не только в этом, это было бы еще ничего, если они просто выиграли конкурс архитектурных стендов, будучи не вполне себе стендом бюро. 

Они еще впервые в истории Арх Москвы использовали стенд для показа одного проекта, и не просто показа, а продвижения. Задействовали, скажем так, все ресурсы собственного статуса «Архитектора года», а также ресурс обаяния главных архитекторов Москвы и Казани, чтобы показать свой новый, ранее никому не известный и внеконкурсный, проект Большой Соборной мечети. 
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Проект эффектный, многим понравился. 

Мечеть ЦЛП вдохновлена Каабой, мусульманской святыней в виде черного куба, причем молельный зал в данном случае помещен внутрь «Каабы» – тут еще надо подумать, как оно с точки зрения иконографии мусульманского строительства. Можно интерпретировать Каабу в здании мечети?
  • zooming
    1 / 5
    Соборная мечеть в Казани
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    2 / 5
    Соборная мечеть в Казани
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    3 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Соборная мечеть в Казани
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    5 / 5
    Соборная мечеть в Казани
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры

И мы обратились к специалисту. И вот что нам сказал доктор искусствоведения, заведующий сектором искусства стран Азии и Африки ГИИ, автор книг об анатолийских и османских мечетях Евгений Кононенко
zooming
«На архитектурной выставке проект впечатляет лаконизмом, однако если говорить о концепциях архитектуры мечети, – он не содержит ничего нового. Молитвенные здания в виде куба, и белого, и черного, уже были – и в Дакке, и в Чечне, для Казахстана аналогичный проект разрабатывался. «Мечеть над водой» – тоже было, это Мишель Пинсо для Касабланки. Условия Казанского конкурса недвусмысленно оговаривали создание объекта, который стал бы образцом татарского  стиля, данный же макет сложно считать выражением какой-ибо национальной традиции. Очень жаль, что архитектура мечети по-прежнему не выходит за пределы сочетания куба и полусферы».
 
Второе место
Архитектурное бюро APEX
Стенд АБ APEX
© Фотография Архи.ру

Стенд APEX был совершенно не архитектурным в смысле показанных материалов, зато он был заметным объектом, что ценно на любой выставке. Кстат – еще один куб, но не такого размаха, белый, обтянутый трикотажной тканью с прорезями и подсвеченный модным сине-розовым. Внутри был лабиринт, который, как говорится, радовал и детей, и взрослых, и еще, как кажется, там время от времени наливали. Ну, или только на открытии.
Стенд АБ APEX
© Фотография Архи.ру
Стенд АБ APEX
© Фотография Архи.ру
Третье место
Генпро
Стенд Генпро
© Фотография Архи.ру

Компания GENPRO, в духе современных тенденций, показывала собственный шоурум в метавселенной, позволяя всем желающим надеть виртуальный шлем и управлять им. Любопытно, что архитектура виртуального здания успела заметно трансформироваться с момента, когда мы рассказывали о мета-шоуруме Генпро в феврале и которую можно увидеть по ссылке здесь. Как лабильна виртуальная реальность, это же просто заглядение какое-то, неудивительно, что все ею так увлечены. Суть задачи, впрочем, остается той же: архитекторы строят в метавселенной свое здание, и выставляют там свои планшеты и макеты. 
Стенд Генпро
© Фотография Архи.ру
Третье место
Бюро АФА

Стенд АФА – одновременно информативный и интерактивный, здесь и проекты на поворотных плашках, и цилиндр с окошками. Не то чтобы яркое высказывание-объект, но зато работы бюро были представлены довольно исчерпывающе. 
Дипломы за самую концептуальную экспозицию

Абхазия – страна души
MEDLEVArchitects
Абхазия – страна души / MEDLEVArchitects
© Фотография Архи.ру

Стед «Краски Абхазии» представлял на выставке дипломное студенческое исследование колледжа МКИК. По словам куратора проекта Анны Медлевой, его авторы «проектировали целую Страну, Абхазию, и занимались мы не просто проектированием, а исследовательской работой, маркетингом смыслов, маркетингом территории и брендированием территории».

На выставке исследование было представлено объектом из бирюзовых арок и ярко-розовых колонн, одна из которых упала и разбилась, впрочем, ее быстро починили. Но ведь упал и минарет в макете большой соборной мечети! Выставочным объектам не так легко живется, как можно было бы подумать. 

QR-куб
Группа компаний Спектрум

QR-куб. Группа компаний Спектрум
© Фотография Архи.ру

QR-куб компании Спектрум – юбилейная, 25 лет. Он стоял слева от входа, код на «фасадах» составлял модный параметрический паттерн, внутри – пересечения белых нитей, тоже распространенный прием, к примеру, на стенде ABD тоже переплетались нити, но черные. По словам авторов, объект «прошит смыслами, актуальными для компании, и вплетен в повестку Арх Москвы». 

 
 
Лучшая экспозиция. «Градостроительная политика»

Победитель
«Я – Москва!»
Комитет по архитектуре и градостроительству
Куратор: Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
Дизайн стенда: Бэла Бадмажапова
Художественные иллюстрации: Алиса Юфа

«Я – Москва!» / стенд Москомархитектуры
© Фотография Архи.ру

О стенде Москомархитектуры мы уже рассказывали здесь, в начальной части выставки он определенно выделялся, и не только пестротой и «детскими» рисунками. Его задачей было показать проекты социальных  объектов города, а он превратился в картонный город с играми и сюрпризами для детей. Параллельно была презентована детская книга с тем же названием. 
Книга «Я – Москва!»
© Фотография Архи.ру
Диплом за самое функциональное пространство
Институт Генплана Москвы
стенд Института Генплана Москвы
© Фотография Архи.ру

 МКА и два больших института оформляют вход на выставку уже по традиции. На сей раз Институт Генплана сосредоточился на играх, настольных и компьютерных, так что тут было всегда людно.   
Диплом за художественную образность и раскрытие темы «Перспективы»
Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры
Стенд ГлавАПУ
© Фотография Архи.ру

Представлял собой лестницу с зеркальными стенками по бокам, почти идеальный вариант для оформления входа, хотя сложно сказать, как в смысле выставочного стенда. 

Добавить можно только то, что трех главных по Москве награждают всегда – ну, а они стараются соответствовать. Тут какой-то обратный принцип. Надо постараться, ибо все равно наградят...

 
 
Лучшее раскрытие темы выставки

Победитель
Москва на стройке
Кураторы: Василий Бычков и Илья Мукосей
Фотограф: Ольга Алексеенко

Москва на стройке. Кураторы: Василий Бычков и Илья Мукосей. Фотограф: Ольга Алексеенко
© Фотография Архи.ру

Тоже красивый проект. Впервые на Арх Москве были показаны большие стройки в виде бетонных каркасов; они стали продолжением проекта «Москва. Значимо», демонстрируя нам процесс появления того самого значимого, еще не завершенный. 
Лучшее архитектурное высказывание проекта «Тезисы»
Школа-студия Edas Владислава Кирпичева

Часть проекта «Тезисы», тоже награжденного (см. выше). 
Лучшее архитектурное высказывание проекта «Мастера»
Влад Савинкин
Влад Савинкин. Раздел «Мастера»
© Фотография Архи.ру

Проволочный самолетик среди стендов, представлявших реальные проекты бюро. На мой взгляд – высказывание симпатичное, но не архитектурное, скорее анти-. В этом смысле к нему примыкал, пожалуй, стенд Мегабудки с грифельной доской для рисования мелом. 
Megabudka. Раздел «Мастера»
© Фотография Архи.ру



 

Лучшая экспозиция. Раздел «Девелопмент»

Первое место
Концерн КРОСТ
Стенд концерна КРОСТ
© Фотография Архи.ру

Девелоперов было всего четыре, плюс один дискуссионный зал, так что наградили всех, а КРОСТ, показавший производственные возможности концерна с точки зрения архитектурной декорации, был заметен. Несколько смущало заявление о «Галерее современного промышленного искусства» – разве можно, говоря об искусстве вообще, показывать только свои предложения? Ну, девелоперам, видимо, можно. 
Стенд концерна КРОСТ
© Фотография Архи.ру
Второе место
Галс-Девелопмент
Второе место
Sminex-Интеко
Третье место
Экспозиция Papushevo Park
 

 
  
Лучшая экспозиция. «Свет в архитектуре»

Первое место
Компания Maytoni
Стенд компании Maytoni
© Фотография Архи.ру

Разноцветный, радужный, переливчатый стенд располагал к съемке себя телефоном. 
Стенд компании Maytoni
© Фотография Архи.ру
Второе место
Компания Центрсвет
Ну, компания выступила как всегда масштабно, но относительно стенда, в общем, как всегда. Но представителей раздела Свет было всего два, так что этому и досталось второе место. 
 

 
 
Лучшая экспозиция. «Материалы и решения»

Первое место
Компания Venezia Stone

А вот лакированная лодка с венецианской мозаикой показалась мне настолько неинтересной, что даже фотографии не нашлось.  
Второе место
Компания Laminam

Довольно симпатичный графичный стенд, представлявший материал, подобный керамограниту, показывал в самом простом варианте рисунки, которые материал позволяет реализовать на фасадах. Авторы стенда –  бюро Lipman architects + Maria Oganian.
Второе место
Компания Стройхауз

Тоже заметный, поскольку фанерный, с теплой подсветкой и местами «для посидеть». На стенде молодой архитектор Владислав (?) Каминский удивил меня заявлением, что я и не могу о нем знать, поскольку это его первая (вероятно, первая публично показанная) работа. Что ж, в таком случае поздравления. 
Владислав Каминский для компании Стройхауз
© Фотография Архи.ру
Владислав Каминский для компании Стройхауз
© Фотография Архи.ру
Третье место
Компания Архитайл
Третье место
Завод АЛГА

  

Лучшая концептуальная подача материалов

Первое место
Проект «Материя архитектуры»
Куратор: Анна Мартовицкая
Архитектурное решение: Анатолий Борисов

  • zooming
    Проект «Материя архитектуры». Куратор: Анна Мартовицкая. Архитектурное решение: Анатолий Борисов
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    Проект «Материя архитектуры». Куратор: Анна Мартовицкая. Архитектурное решение: Анатолий Борисов
    © Фотография Архи.ру

Анна Мартовицкая уже достаточно давно известна как знаток материальной части искусства архитектуры, прежде всего потому, что она выпустила книгу, посвященную современному архитектурному стеклу. В данном случае проект представлял четыре вида материи: кирпич, бетон, дерево и камень. К каждому были подобраны примеры современного применения на фасадах. Но наибольшее внимание привлекли скамейки-фонари, каждая из «своего» материала. Многих они выручали на суетной выставке; и меня тоже. 
Второе место
Компания Made, экспозиция «Вулкан»
Архитектурное решение: Борис Воскобойников

Усеченная пирамида с золотыми прожилками, один из крупных абстрактных объектов выставки. Этакий граненый прирученный «вулкан»: из «жерла» примерно один раз в полчаса, управляемый пультом, вылетал цветной дым. Чаще пожарные не разрешили. 
VOX для компании Архитайл
© Фотография Архи.ру
Третье место
Экспозиция АЛЮТЕХ
Архитектурное решение: Skuratov Architects
Объект SSA на стенде компании Алютех
© Фотография Архи.ру

Ну, прямо скажу, не знаю, почему третье место, объект был очень заметен и в проходе по выставке, и вообще – привлекал внимание своими цветными вставками, провоцировал разглядывание. Алюминиевые профили, сложенные в достаточно большой объем, с одной стороны образовывали гладкую, почти зеркальную, стену, а с двух сторон, будучи срезаны в одном случае под углом 90°, а в другом под острым углом, обнажали ячеистую алюминиевую «начинку». 

И да, на второй день на стенд прилетела бабочка papilio polytes и поселилась там. 
Объект SSA на стенде компании Алютех
© Фотография Архи.ру
Объект SSA на стенде компании Алютех
© Фотография Архи.ру
Специальный приз Музея архитектуры
за лучший арт-объект
Влад Савинкин
© Фотография Архи.ру

Тот же «проволочный самолетик», который наградили и в разделе Мастера. Не иначе, кто-то надеется, что он все же полетит. С другой стороны, есть, и правда, что-то обаятельное в бумажном самолете, символе свободного, пусть и недолгого, полета, который на глазах зрителя превращается в какую-то решетку. 

  
 
Специальные номинации

Лучший проект-исследование
Панорама
Куратор: Юлия Шишалова в соавторстве с Анной Мартовицкой и Юлией Тарабариной
Панорама. Куратор: Юлия Шишалова в соавторстве с Анной Мартовицкой и Юлией Тарабариной
© Фотография Архи.ру

В таких случаях принято говорить: авторы поставили перед собой амбициозную задачу. В данном случае – отследить и проиллюстрировать актуальные и перспективные тренды в архитектуре. Пришлось повозиться, хотя надо признать, что основную работу взяла на себя Юлия Шишалова. Вначале собрали много сюжетов, потом сократили до символического числа 23. Проиллюстрировали. Потом дизайнеры спрятали ленту картинок за этакими кружочками: кто-то ругался, а мне кажется, что правильно – такие вещи не должны быть очевидны, а должны быть полуспрятаны, поскольку будущее не написано. Думаешь, вот оно, наступает и будет таким и таким, – а не тут-то было. Так что таинственность нашей коллективной экспозиции мне даже понравилась.  
Панорама. Куратор: Юлия Шишалова в соавторстве с Анной Мартовицкой и Юлией Тарабариной
© Фотография Архи.ру
Панорама. Куратор: Юлия Шишалова в соавторстве с Анной Мартовицкой и Юлией Тарабариной
© Фотография Архи.ру


Путешественник по всем векам
Куратор: Ксения Смирнова, МУАР
© Фотография Архи.ру

Еще один с некоторых пор постоянный участник Арх Москвы – Музей архитектуры, он же МУАР, он же ГНИМА имени А.В. Щусева. У Алексея Викторовича в этом году юбилей, 150 лет, и в Анфиладе музея осенью должна открыться большая монографическая выставка. Сейчас – экспозиция-анонс. 

Любопытно заметить, что известная всеядность мастера, ощущаемая и в названии «Путешественник по всем векам», странным образом перекликается с разнообразием названий музея, закрепившихся в общественном сознании.
Диплом «За смелый взгляд в будущее»
Влад Савинкин, Владимир Кузьмин, кураторы спецпроекта «Послезавтра»
Спецпроект «Послезавтра»
© Фотография Архи.ру

Бессменные в последние годы кураторы проекта, представляющего образовательные институции, Савинкин&Кузьмин в этом году, в унисон поиску «Перспектив», предложили участникам заглянуть на 300 лет вперед – что некоторые из них и сделали. 
Диплом «За самую душевную экспозицию»
Экспозиция графики Тотана Кузембаева
Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Да, правда, душевная. Подробнее здесь
Диплом «За самую умную экспозицию»
Павильон «Умное»
Куратор: Александра Бычкова
© Фотография Архи.ру
Диплом «За самую интерактивную экспозицию»
«Архитектура + Археология»
Архитектура + археология. KATARSIS. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру
Самое стильное коммуникационное пространство
Торговый дом КСМ
Диплом «За инновационные технологические решения»
Компания Riverclack
Диплом «За инновации в материалах российского производства»
Компания Пенностекло
Стенд компании Пенностекло
© Фотография Архи.ру
Диплом «За надежность и высокий класс»
Организаторы и участники проекта «Дома А-класса»
***

Отдельно организаторы отметили компанию Delos со стендом-морским контейнером за героизм, стойкость, преданность своей концептуальной идее, проявленные во время доставки контейнера в Гостиный двор. 
 

  
Книжная премия

Лучший архитектурный журнал
Проект Россия/Проект Россия №100, Пространственное развитие / журнал / исследование, каталог/Москва, 2022
Лучшее переводное издание                              
Ад Маргинем Пресс/ Круг тотальной архитектуры. В. Гропиус / исследование / перевод /Москва, 2022            
Лучшее учебное издание  
Проект Россия / Архитектура развития
Открытие года
Локус / журнал С-Петербург, 2022
Лучшее издание по современной архитектуре
TATLIN /Жилые дома и комплексы / сборник лучших проектов/Екатеринбург, 2021
Лучшее издание по истории архитектуры  
Пропилеи/А. Чапель/Архитектор Борис Гиршкович/С-Петербург, 2022
             
Лучшее исследовательское издание по архитектуре                                                   
TATLIN /Идентичность в типовом / исследование/Екатеринбург, 2021
Лучшее детское издание об архитектуре
АРТ-Волхонка/ Что придумал Мельников / детская книга / Москва, 2022


В состав жюри в этом году вошли:
  • Василий Бычков, руководитель проекта Арх Москва
  • Мария Ульянова, пресс-секретарь главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова
  • Мария Малицкая, главный редактор интернет журнала Architime.ru
  • Анна Мартовицкая, PR-директор архитектурного бюро СПИЧ, автор ютуб-канала Архиблог
  • Юлия Тарабарина, главный редактор портала archi.ru
  • Екатерина Шалина, шеф-редактор спецпроектов Группы сайтов 360.ru
  • Оксана Самборская, редактор «Строительной газеты»
  • Алексей Щукин, корреспондент журнала «Эксперт»
  • Валерия Мозганова, ведущая авторской программы на радиостанции Business FM     

04 Июня 2023

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.