Три стихии плюс

Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.

mainImg
Архитектор:
Борис Шаталов
Олег Шурыгин
Мастерская:
А2 http://www.proa2.ru/
МВ-Проект https://xn----ctbkugogiv.xn--p1ai/
Проект:
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Россия, Красноярск, ул. Перенсона, 2

Авторский коллектив:
Консорциум «А2+МВП»

КПМ А-2: Дарья Афанасьева, Иван Денисов, Владислав Иванов, Антон Кулаковский, Анастасия Кушнир, Андрей Лукьянов, Василий Матюшкин, Алексей Соков, Дмитрий Соломатин, Борис Шаталов, Артём Элли, Дарья Ягутьева

MB-Проект: Елена Андреева, Михаил Воронков, Дмитрий Куваев, Дмитрий Шурыгин, Олег Шурыгин.

При участии АМТ-Групп: Владимир Агафонов, Алексей Корендясов, Александр Малыгин

1.2023 — 3.2023

Заказчик: Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Авторы всех трех проектов, занявших призовые места на конкурсе по реконструкции Красноярского театра оперы и балета, сохраняют стены стены сценической коробки и главного театрального зала – подковообразный объем, который сейчас хорошо видим над стеклянным фойе театра архитектора Ивана Михалева 1966–1978 годов. Помещения вокруг – сносят и обстраивают ядро разными способами. Можно даже предположить, что трех победителей выбрали именно исходя из заявленного принципа сохранения ядра с его расширением. Но ценности в каждом проекте – свои.

Если проект Wowhaus, занявший 1 место, старательно сохраняет высоту, минимально повышает здание, но углубляет площадь и вкапывается в землю под театром, внешний образ строит на реминисцентном воспроизведении старого театра, зато внутри предлагает совершенно новый остро-современный зрительный зал, а проект Студии 44, наоборот, растет вверх, минимально затрагивает площадь и предлагает яркий, совершенно новый, да еще и красный, авангардный образ здания, акцентируя тему его обстройки / обрастания новыми объемами, зато интерьер зала сохраняет первозданным, – то проект красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект, получивший 3 место, делает подобные шаги сохранения и расширения, но своим способом. 

Прежде всего, авторы декларируют важность сохранения градостроительных осей и визуальных прострелов, которые формируют, по их собственным словам, «традиционную красноярскую перспективу». Речь, прежде всего, о сохранении вида на Николаевскую сопку к западу от города, где сейчас горнолыжный курорт. Поэтому A2 и МВ не расширяют здание по бокам, как то делает Wowhaus, а увеличивают его по 6 метров вперед и назад – итого 12 м в длину, и на те же 6 метров в высоту. Театр становится высоким и длинным. 
Аксонометрический разрез. Сравнение реконстрируемого здания и проекта. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© А2+МВП
Аксонометрический разрез. Проект. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© А2+МВП
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© А2+МВП
Схема демонтируемых и усиливаемых частей здания. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© А2+МВП
Схема демонтируемых и усиливаемых частей здания. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
© А2+МВП

В точки зрения образа авторы собирают свое здание из четырех материй: мраморная облицовка сцены и объемов за ней призвана напоминать о монолите старого модернистского здания. Хотя, напомним, стены ядра сохраняются, а облицовка новая и выглядит иначе. Зато скульптуры девушек-муз старые, их в проекте переносят на новое место над служебным входом со стороны реки. Этот каменный объем авторы называют «интровертом». 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Фрагмент фасада со стороны ул. Перенсона
© А2+МВП
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Вид с ул. Перенсона
© А2+МВП

Контрастный объем-«экстраверт» – стеклянное фойе – должно напоминать о волнах Енисея и его стихия, соответственно, вода. Для лучшего сходства с водой стекло собрано в три ряда ритмичных, чередующихся в шахматном порядке складок – на боковых стенах и по сторонам главного фасада. По центру волны сглажены штилем ровной стеклянной поверхности, которая над входом плавно приподнята раструбом стеклянного козырька. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Дневной вид с улицы Вейнбаума
© А2+МВП
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Вид от ресторана «Фон Барон»
© А2+МВП

Кажется, что такое действие мог бы совершить былинный Садко или русалочка из мульфильма – буквально приподнять пленку поверхностного натяжения, чтобы войти внутрь подводного царства, ассоциация ощущается как достаточно прямая и буквальная. Сходство с кубом воды, «вырезанным» из своей привычной стихии поддерживает отсутствие цокольных и карнизных тяг: стеклянная поверхность где ее «отрезали», там и обрывается. 

И надо признать, стекло здесь понадобилось бы самое качественное, структурное, даже интересно, как авторы предполагали конструкцию его несения с тыльной стороны фойе – пока на картинках оно было показано в самых общих чертах. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Вестибюль
© А2+МВП
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Вестибюль
© А2+МВП

Третья стихия – дерево, апеллирует к красноярским лесам, сибирской тайге. Это деревянная облицовка балконов фойе, которые образуют эффектное многоярусное кружение вокруг подковы зала и облицованные деревом же фасады верхней части округлого объема, надстроенного, но перенимающего форму старого зала под  ним: вверху авторы предлагают разместить музей, а над музеем студию звукозаписи. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Ночной вид с улицы Вейнбаума
© А2+МВП

Ну и, наконец, четвертая стихия – воздух, – за нее отвечает гигантский козырек с консолями 14.5 м – над фойе и до 11.2 м в других частях. Облицованная блестящим металлом гигантская рамка с прямоугольным вырезом посередине взлетает к торцам, напоминая козырек Монреальского павильона и другие подобные ему козырьки: над главным входом сильнее, с противоположной стороны поменьше, как этакие качели. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Вид от фонтана Реки Сибири
© А2+МВП

В реализации смелых решений козырька авторы рассчитывают на стальные конструкции. Козырек несут тонкие и высокие колонны – авторы называют их «мегаопорами из сталежелезобетона»; не возникает сомнений в том, перед нами изрядно подросшие наследники коротких колонн существующего здания.

Архитекторы, таким образом, собирают свой новый театр из тех же стереометрических объемов, что есть и в старом: подковообразного скругленного, простого «каменного» параллелепипеда, стеклянного витража, колонн – но перетолковывают каждый их них совершенно по-новому, составляя собственный конгломерат с иными пропорциями и материалами, с целыми четырьмя стихиями в составе фасадного решения. 

В проекте А2 & МВ – одна из самых больших площадей на открытой кровле, причем зрительский амфитеатр размещается над сценой и техпомещениями за ней, а полукруглая сцена – над старым залом, все это внутри рамки металлического козырька, верхнюю плоскость которого авторы предлагают озеленить и сделать эксплуатируемой – еще одно смелое решение проекта. Ниже подковообразного объема, на кровле фойе – еще одна большая терраса, кажется, здесь все верхние плоскости здания задействованы как эксплуатируемые. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Вид на эксплуатируемую кровлю и амфитеатр
© А2+МВП

Интерьер зала переосмылен, но в консервативном ключе: вроде бы и не похож на существующий, ступенчатые ленты заменены плавными, продолжающими ub,rbt линии балконов внутри фойе, а кресла – красные бархатные. И то сказать, красный цвет театрален и импозантен, и еще – я узнала об этом из авторского описания – когда гасят свет, мы перестаем его видеть первым. 
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Большой зал
© А2+МВП
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Большой зал
© А2+МВП

Функциональная программа, как и требовалось, развита и с практической точки зрения, она отвечает нуждам театра и его планам по развитию, и пожеланиям по развитию общественных пространств. Ресторан над фойе, музей над залом, репетиционные за сценой. Разве что слов трансформируемости сцены и залов в этом проекте меньше – впрочем архитекторы, вероятно, просто меньше об этом говорят: в проекте также предусмотрено и увеличение колосников, и расширение карманов сцены, и выкатные площадки с трех сторон, и подъемно-опускные площадки оркестровой ямы.
  • zooming
    1 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема помещений для зрителей
    © А2+МВП
  • zooming
    2 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема помещений предприятий общественного питания
    © А2+МВП
  • zooming
    3 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема помещений для артистов
    © А2+МВП
  • zooming
    4 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема репетиционных помещений
    © А2+МВП
  • zooming
    5 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема помещений хранения
    © А2+МВП
  • zooming
    6 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема административных помещений
    © А2+МВП
  • zooming
    7 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Схема подземного паркинга
    © А2+МВП
  • zooming
    8 / 26
    Разрез 1-1. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    9 / 26
    Разрез 2-2. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    10 / 26
    Разрезы 3-3 и 4-4. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    11 / 26
    План парковки. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Дневной вид с улицы Вейнбаумана
    © А2+МВП
  • zooming
    12 / 26
    План -2 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    13 / 26
    План -1 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    14 / 26
    План 1 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    15 / 26
    План 2 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    16 / 26
    План 3 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    17 / 26
    План 4 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    18 / 26
    План 5 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    19 / 26
    План 6 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    20 / 26
    План 7 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    21 / 26
    План 8 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    22 / 26
    План 9 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    23 / 26
    План 10 этажа. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    24 / 26
    План кровли. Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    25 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП
  • zooming
    26 / 26
    Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
    © А2+МВП

Кроме того в проекте А2 и МВ – большая, трехъярусная парковка на 660 машиномест, под всей площадью. В проекте Wowhaus парковка на треть меньше, тоже под площадью, но двухъярусная, а архитекторы Студии 44 машиноместам, кажется, не уделили серьезного внимания, сосредоточившись на образной стороне своей остросюжетной концепции. В данном случае парковка большая, что очень практично для центра города. В конце концов во многих странах в городских центрах еще в 1970-е было построено много парковок, а у нас – нет. 

Предлагая большую парковку, авторы забирают у города соседнюю открытую парковку у Коммунального моста – на его месте в проекте видим восьмерку какого-то крупного то ли парка, то ли малоэтажного павильона. 
 
UPD 28.06.2023: Как оказалось, «восьмерка» – это проект Дворца бракосочетаний, разработанный теми же авторами, архитекторами бюро А2, в 2022 году. Его небольшая высота определена ограничениями – до 6 метров для этого места, а «говорящая» форма объединяет два кольца. А2 также выиграли в 2020 году конкурс на концепцию развития Театральной площади, а в 2021 разработали ее мастер-план – с широким выходом к берегу Енисея под автомобильной трассой, которая идет по бровке склона вдоль реки. Так что история проектного исследования площади и окружающего ее пространства – довольно насыщенная.   

Фонтан «Реки Сибири», на склоне за улицей Бограда, в то же время, в проекте радикально изменяется, становится современным-зигзагообразным.
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Ночная панорама со стороны Енисея
© А2+МВП
Архитектор:
Борис Шаталов
Олег Шурыгин
Мастерская:
А2 http://www.proa2.ru/
МВ-Проект https://xn----ctbkugogiv.xn--p1ai/
Проект:
Концепция реконструкции Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского
Россия, Красноярск, ул. Перенсона, 2

Авторский коллектив:
Консорциум «А2+МВП»

КПМ А-2: Дарья Афанасьева, Иван Денисов, Владислав Иванов, Антон Кулаковский, Анастасия Кушнир, Андрей Лукьянов, Василий Матюшкин, Алексей Соков, Дмитрий Соломатин, Борис Шаталов, Артём Элли, Дарья Ягутьева

MB-Проект: Елена Андреева, Михаил Воронков, Дмитрий Куваев, Дмитрий Шурыгин, Олег Шурыгин.

При участии АМТ-Групп: Владимир Агафонов, Алексей Корендясов, Александр Малыгин

1.2023 — 3.2023

Заказчик: Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского

27 Июня 2023

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.