Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко

Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.

mainImg
Конкурс на здание Дворца Советов обозначил поворот власти к поискам нового архитектурного стиля, однако в 1930-е формы его были разнообразны. Провозглашенное по итогам конкурса «освоение классического наследия» шло параллельно с активным обращением к современному зарубежному опыту. Этот интерес советских архитекторов и заказчиков к развитию мировой архитектурной моды в 1932 года был подтвержден на конкурсе премированием проекта американского архитектора Гектора Гамильтона, выполненного в «ребристом стиле», ар-деко. В 1933 в этих формах начинают мыслить Дворец Советов, в 1934 году – возводить дом Совнаркома СССР.
Проект Академии коммунального хозяйства, И.А. Голосов, 1934
Источник: Работы архитектурно-проектировочных мастерских за 1934 г. Вып. 4, М. 1936. – с. 11, 41. 17

Илья Александрович Голосов, работая над конкурсным проектом Дворца Советов, выбирает образ римского мавзолея Цецилии Метеллы. Но после конкурса он избегает исторических прообразов и начинает работать в некоем новом, монументальном стиле. Однако в какой мере справедливо рассматривать подобные работы как пример советской версии ар-деко? Ответить на этот вопрос поможет определение ключевых черт стиля Ильи Голосова и его коллег 1930-х годов, выявление параллелей с зарубежной практикой.

Кульминацией стиля ар-деко за рубежом стали павильоны выставки 1925 года в Париже и небоскребы США, и именно их стиль позволяет установить основные признаки ар-деко в архитектуре – это геометризация форм историзма, пластический и композиционный неоархаизм, двойственность (т.е. работа на стыке традиции и авангарда, декорации и аскезы). И это, в свою очередь, дает возможность оценить новшества советской архитектуры 1930-х и определить истоки ее приемов.

Изменение архитектурной формы, сформулированное как «освоение классического наследия», в первой половине 1930-х принимало форму относительно свободного поиска новой декоративности. Показательными в этом отношении представляются итоги проведенного в 1934 году архитектурного конкурса на здание театра в Минске. Здесь были проекты и в откровенной неоклассике, как вариант Ноя Троцкого с образом Колизея, и в новом стиле, ребристом ар-деко Дворца Советов – именно этот вариант Иосифа Лангбарда был принят к строительству.
Проект Дворца Советов в Москве, И.А. Голосов, 1932 / Проект Театра оперы и балета в Москве, И.А. Голосов, 1934
Источник: Из истории советской архитектуры. 1926-1932 гг. Документы и материалы. Творческие объединения К.Н. Афанасьев; В.Э; Хазанова.- М. Издательство «Наука», 1970. – с 23 / Бархин Г.Б. Архитектура Театра. – М., Изд.-во Академии архитектуры СССР. – 1946 – с 180

Проект театра в Минске Ильи Голосова представлял собой мощный прямоугольный объем с портиком и ребристым аттиком. Углы здания были решены ярусами барельефных фризов, напоминающими циклопическую кладку, то есть развивали стиль мастера, найденный для Дворца Советов. Григорий Бархин подал на конкурс театра в Минске два варианта, объединенные структурой плана, темой замка Святого Ангела в Риме и целлы Пантеона. Отличие между вариантами состояло в решении главного фасада – в первом случае это были арки наподобие римской базилики Максенция, во втором – прямоугольный портал-рама. Это был экспериментальный стиль, в котором сочетались фантазийно-геометризованные детали и узнаваемые классические мотивы.

Таковы были работы архитекторов, активно проявивших себя в авангардной архитектуре в 1920-е. Однако начиная с 1932 года стилистика конструктивизма оказалась под запретом, и мастера стали искать уже иные архитектурные средства выразительности, они должны были быть декоративны и монументальны. (1) В работах мастеров, выполненных до и после конкурса Дворца Советов, можно заметить, как правило, больше различий, чем общих черт. И поэтому термин «постконструктивизм» в данной работе в отношении проектов и построек 1930-х не применяется. (2)

Стилистически экспериментальные формы советской архитектуры 1930-х были уже далеки и от классики, и от авангарда, конструктивизма. Однако все эти новые формы были близки тогда зарубежной практике. Отечественные мастера с увлечением использовали фантазийно-геометризованные детали, новации эпохи 1910-х и неоархаические мотивы. Так мыслили тогда архитекторы и в Европе, и в США. И именно выявление признаков и приемов ар-деко, позволяет встроить развитие советской архитектуры 1930-х в контекст этой мировой архитектурной моды, и очертить круг советской версии ар-деко.

Эпоха 1930-х в советской архитектуре предстает периодом значительной стилевой трансформации, геометризации архитектурной формы. Мастера стали применять – прямоугольные порталы и П-образные рамы, геометризованный ордер и кессоны, заменившие собой оконные наличники, рисовать и осуществлять различные фантазийно-геометризованные детали. Таковы были проекты и постройки И.А. Голосова, Г.Б. Бархина, Л.В. Руднева, Е.А. Левинсона и др.
zooming
Железнодорожный вокзал в Милане, У. Стаккини, 1926 / Жилой дом на Яузском бульваре, И.А. Голосов, 1934
Фотография © Андрей Бархин

Предлагая мотив П-образного портала-рамы в целой серии проектов своей мастерской, И.А. Голосов сможет осуществить этот мотив в зданиях Академии коммунального хозяйства (1934) и Высшей пролетарской школы (1938). Впрочем, сформированный под влиянием общехудожественного поворота к геометризации, он встречался и в практике европейский мастеров. Так крупным прямоугольным порталом был решены – роскошное здание Дейли телеграф в Лондоне (Т.Тайт, 1927) и аскетичный гараж Ситроен в Лионе (М.-Ж. Равазе, 1930). Монументальным воплощением этого мотива стал главный фасад грандиозного вокзала в Милане (У. Стаккини, 1915-1931). Он был решен чередованием спаренных колонн и вытянутых прямоугольных порталов. (3) И подобное сочетание мотивов можно заметить и работах Голосова 1930-х, проектах гостиницы ОПТЭ в Москве и Дома Советов в Новокузнецке, а также проекте Академии коммунального хозяйства. (4)

Межвоенные годы стали для мировой архитектуры временем активного взаимообмена и миграции художественных мотивов. Характерным примером этого стала тема прямоугольной рамы с зажатой в ней мощной колоннадой. Именно так был решен главный фасад в конкурсном проекте А. Маццони и М. Пьячентини для здания Лиги наций в Женеве (1927). Это был стилевой эксперимент, и в 1928 году это было реализовано Маццони в здании почты в Палермо. (5) И впервые подобное решение было задумано еще для Хельсинки, в конкурсном проекте здания Парламента (С.Сирен, конкурс 1924). (6) В Ленинграде выразительное, но аскетичное развитие эта тема получила в композиции главного фасада здания НКВД, выстроенного в 1931 г. на Литейном пр.

Отметим, что в некоторых случаях фасадный прием П-образного портала-рамы комбинировался и с иными элементами декора – кессонами (кинотеатр «Родина», В.П. Калмыков, 1937), упрощенным ордером (здание Высшей профсоюзной школы, И.А. Голосов, 1938) и ребрами ар-деко. (7) Монументальным воплощением этой темы стал выстроенный в Ленинграде кинотеатр «Гигант» А.И. Гегелло (1934). (8) Фасад был решен на контрасте прямоугольного портала и циклопической кладки с барельефами в стиле проектов И.А. Голосова.
Жилой дом на Яузском бульваре, И.А. Голосов, 1934
Фотография © Андрей Бархин

Начиная с конкурса на ДС, устойчивым мотивом советской архитектуры становится образ полностью кессонированного либо рустованного объема. Таким И.А. Голосов мыслит свой Дворец Советов, жилой дом Военно-инженерной академии на Яузском бульваре. Причем, вместо окон-кессонов Голосов предлагает окна, встроенные в структуру «циклопической кладки». Предельным воплощением этих идей стали работы Л.В. Руднева – здания Академии РККА им. М.В. Фрунзе (1932) и Наркомата обороны на Арбатской пл. (1933). Используя мотив окна-кессона, впервые возникающий в работах О. Перре и Дж. Ваго, Руднев придал ему невероятную монументальность, подчеркивая в этих грозных постройках характер «тоталитарной архитектуры». Впрочем, подобные сооружения можно обнаружить и европейской архитектуре, это, например, Зоологический институт в Нанси (Ж. Андре, 1932).

Уточним, идею размножить окно-кессон и решить им фасад целиком, как клетчатой тканью, впервые предлагает Дж. Ваго в конкурсных проектах на здание Чикаго Трибюн (1922) и здание Лиги наций в Женеве (1927). Кессонированные фасады предлагали на рубеже 1920-1930-х и итальянские архитекторы. (9) Кессон, как замена классического наличника на окне, был впервые осуществлен на фасаде театра Елисейских полей О. Перре (1913). И монументальным воплощением этого стиля в Москве стал Полиграфический комбинат им. В.М. Молотова, выполненный в мастерской И.А. Голосова (М.Л. Зильберглейт, 1939).

Геометризация декора, использование кессонов, порталов и рам получили в советской архитектуре наиболее массовое, разнообразное и масштабное воплощение. И именно в перемножении гипертрофированной классической образности и пластических новаций 1910-х и состоял один из секретов отечественной архитектуры тех лет. (10) Однако Л.В. Руднев и И.А. Голосов предпочитали в те годы свободу фасадных композиций, они отказались от классических фасадных мотивов и преуспели.

Стиль Голосова был далек от классической традиции (вдохновлявшей Жолтовского, Фомина, Троцкого), но еще большая дистанция отделяла его стиль от авангардной эстетики. (11) В 1930-е Голосов стал создавать симметричные образы, покрытые рустом, как текстурой, и, как и Ваго, придавать силуэтам зданий мавзолеообразную уступчатость. На смену стеклянной эфемерности 1920-х пришла лишенная дробности мощь, и окна фасадов лишь подчеркивали буллеанский образ здания-монолита. Таковы были проекты И.А. Голосова – Дворца Советов в Москве, театра в Минске, Дворца культуры в Архангельске и др., а также жилой дом на Яузском бульваре. Эта монументальность, синкретичность образа была близка ар-деко, как стилю, по мысли В.И. Локтева, визуально исключавшему существование внутреннего пространства. (12)

Сущностным отличием стиля Голосова от произведений, еще проникнутых духом авангарда, стала их декоративность. Работы Голосова 1930-х отличались активным формотворчеством, подвергающим ревизии и рисунок деталей, и силуэт, и общие пропорции здания. Используя барельефы – отчетливый атрибут ар-деко, мастер размещает их по новым фасадным схемам (лишенным неоампирного звучания). (13) И именно синтез искусств, ставший маркерным признаком мировой архитектуры 1920-1930-х, встраивает значительную часть советской архитектуры межвоенного времени в стилевое поле ар-деко.

Архитектура 1930-х была столь разнообразна и экспериментальна, что нередко была просто шире «прокрустово ложа» известных терминов. Самым ярким и, можно сказать, скандальным примером подобного рода монументов «без термина» стал жилой дом Д.Д. Булгакова на Садовом кольце, в 1935 он был выполнен в мастерской Моссовета №4 под руководством И.А. Голосова. Это была реконструкция, переоформление фасадов дома, выстроенного первоначально в формах авангарда (1930). Теперь фасады были украшены синкопированно расположенными разнохарактерными деталями – «разухабистыми» и «озорными». (14) Здесь были и люкарны, и геометризованные кронштейны, как в Колизее, и неоегипетский карниз-выкружка, и канеллированный балкон, как в петербургском доме Н.П. Семенова (С.Г. Гингер, 1914). (15) Однако это здание стало знаковым исключением, и больше так не работали.
Жилой комплекс «Фогельвайдхоф» в Вене, Л.Бауер, 1926 / Здание Высшей профсоюзной школы (ныне здание РГСУ), И.А. Голосов, 1938
Фотография © Андрей Бархин

Поиск новых пластических решений, альтернативных классическому ордеру, был в эпоху ар-деко экспериментом, нередко обращенным к архаическому искусству. (16) Так, в работах Голосова и Фридмана на смену классическому карнизу приходит неоегипетский карниз-выкружка. В застройке дореволюционной Москвы этот мотив можно было увидеть в доме А.М. Михайлова (А.Э. Эрихсон, 1903). В 1930-е И.А. Голосов осуществляет в Москве пять зданий с подобной деталью. (17) Так были решены и грандиозный жилой квартал в Нижнем Новгороде (И.А. Голосов, 1936) и Наркомат обороны на Арбатской пл. в Москве (Л.В. Руднев, 1933). В Вене таким карнизом-выкружкой был решен жилой комплекс «Фогельвайдхоф» (Л.Бауер, 1926). В Лондоне неоегипетский карниз украсил собой ребристый фасад Аделаида хаус, монументальный образец неоархаического ар-деко (Т. Тайт, 1924). И впервые подобное сочетание опробовал еще Л. Салливан – здания Юнити Траст билдинг в Сент Луисе (1893) и Гаранти билдинг в Баффало (1894) были завершены неоегипетским карнизом.

Двойственность монументов эпохи ар-деко проявлялась по-разному – в контрасте декорации и аскезы, в готовности использовать архаические и остро модные формы, технократические и растительные мотивы. Причем эта двойственность стилевых форм была продиктована не только желанием соответствовать эстетическим принципам ар-деко, но противоречивыми итогами конкурса Дворца Советов – премированием стилистически совершенно различных вариантов (И.В. Жолтовского, Б.М. Иофана и Г. Гамильтона), а также двусмысленностью самого термина «освоение» в формулировке, требующей от мастеров «осваивать классическое наследие». (18)

Эта стилевая двойственность, амбивалентность нашла свое проявление в оформлении целого ряда московских зданий. (19) Так, капитель московской Электроподстанции метро (Д.Ф. Фридман, 1935) воспроизводила форму электроизолятора, и одновременно восходила к цветкам папируса древнеегипетских храмов. Еще один пример – это неоегипетский ордер станции метро «Кропоткинская» (А.Н. Душкин, 1935) или, скажем, колонны в интерьере театра в Ростове-на-Дону (В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх, 1930). Эти решения восходили и к собственно архаической традиции (ордеру храмов Индии и Египта), и к ее актуальному переосмыслению, ярким образцам европейского ар-деко – ордеру в интерьерах Большого театра в Берлине (Г. Пельциг, 1919, не сохр.) и театра Аполло Виктория в Лондоне (1929). (20)
Проект жилого дома Цудотранса, Четвертая мастерская Моссовета, рук. И.А.Голосов, арх. В.М.Кусаков и А.Т.Капустина, 1934
Источник: Работы архитектурно-проектировочных мастерских за 1934 г. Вып. 4, М. 1936. – с. 11, 41. 17

Неоархаическая монументальность образа, обильное использование барельефов и неоегипетского карниза-выкружки, а также фантазийный декоративизм, близкий пластическому новациям 1910-х – таковы были памятники советской версии ар-деко и, в первую очередь, работы И.А. Голосова 1930-х. И именно сопоставление с дореволюционной и зарубежной архитектурой позволяет оценить геометризм стиля Голосова, направленность его пластического эксперимента. Так, проект башнеобразного Дома книги (1934) неожиданно завершается мотивом Галикарнасского мавзолея (и в этом он близок по композиции к неоклассическим небоскребам Стандарт Оил билдинг в Нью-Йорке, 1921, и Метрополитен тауэр в Чикаго, 1923). Однако, каким образом Голосов трансформировал бы классические формы, какими были бы его фантазийно-геометризованные детали, нам остается только предполагать. Ни Дом книги, ни Дом ТАСС – проекты, великолепно проявившие стиль мастера 1930-х, не были осуществлены.

Преемственность стиля межвоенной эпохи в отношении новаций 1910-х очевидна и на примере эстетики «ортогональной сетки» – особого контраста крупных оконных проемов, тонких импостов и редких декоративных акцентов на фасадах. В Москве это особенно очевидно в застройке 1910-х в районе Китай-города, где ортогональность фасадов банков и торговых домов, выстроенных до революции, непосредственно попадает в стиль Голосова 1930-х (например, проект дома Цудотранса). (21) Фасад здания Делового двора у Варварских ворот (1911) остро сопоставляет классический ордер и ортогональную сетку окон, и, учась у И.С. Кузнецова, Голосов мог воспринять эту эстетику из первых рук, даже повторяя в жилом доме на Яузском бульваре тему срезанного в плане угла и арки в центре. (22) Таким образом, подобные приемы были развитием не только опыта 1920-х, но и передовой отечественной архитектуры 1910-х и даже архитектуры чикагской школы 1890-1910-х.
Стандарт Оил билдинг в Нью-Йорке, Т. Хастингс, 1921 / Проект Дома книги, И.А. Голосов, 1934
Фотография © Андрей Бархин / Работы архитектурно-проектировочных мастерских за 1934 г. Вып. 4, М. 1936. – с. 11, 41. 17

Однако в 1930-е портики, барельефные фризы и колоннадные пояса – все это вовлекалось Голосовым в орнаментальное распределение фасадных элементов, и формировало композиционную альтернативу неоклассике. Это было мышление своего рода различными «текстурами». Это был поиск новой иерархии, новой структуры без опоры на классику. Хотя в отдельных случаях эти исторические мотивы можно различить, таков был грандиозный жилой дом Военно-инженерной академии, спроектированный И.А. Голосовым на Яузском бульваре в 1934 году (или, например, совершенно аскетичный Дворец Литторио в Риме, 1937). Ритмически это был ответ ХХ века камерному римскому палаццо Массимо, фасад которого впервые противопоставил колоннаду первого яруса и квадры окон верхних этажей. (23) Но И.А. Голосов и архитекторы руководимой им мастерской Моссовета №4, как правило, использовали в своих проектах уже оригинальные декоративные формы и композиции.
Жилой дом на Яузском бульваре, И.А. Голосов, 1934
Фотография © Андрей Бархин

Использование архитектурных приемов и мотивов, таким образом, могло быть в 1930-е как абстрактным, так и обращенным к известным историческим образцам. Очевидным сопоставлением этих двух подходов стало возведение в середине 1930-х двух кессонированных зданий у метро «Красносельская». И если жилой дом З.М. Розенфельда был лишен исторических реминисценций, то соседний дом И.Е. Рожина отчетливо воспроизводил мотив римского палаццо Массимо.

В 1932 г. резкая смена пластического языка направила внимание архитекторов на дореволюционный и зарубежный опыт. Развивая эстетику О. Перре и Дж. Ваго (их предложения для здания Лиги наций в Женеве, 1927) И.А. Голосов, безусловно, привносил в нее нечто свое. (24) Особенно ярко талант мастера проявился в рисунке кронштейнов дома на Садовом кольце (1934), капителей малого ордера дома на Яузском бульваре (1934). Созданные в эстетике «заготовки, хранящей в себе деталь», то есть кубистского обобщения формы, они были близки к пластике отдельных зданий европейских мастеров, например, Дворца изящных искусств в Брюсселе, В. Орта (с 1923) и железнодорожного вокзала в Милане, У. Стаккини (1926-1931).
Железнодорожный вокзал в Милане, У. Стаккини, 1926
Фотография © Андрей Бархин

Первые примеры пластической геометризации, «кристаллизации» декора возникают еще до Первой мировой войны. (25) Знаковые сооружения авангарда таких упрощенных деталей не имели. Так, в доме Московского купеческого общества (Ф.О. Шехтель, 1909) ордер с капителью-шайбой увенчан арочной нишей (как и на фасаде Подстации метро Д.Ф. Фридмана, 1934); корпус Строгановского училища (1913) решен А.В. Кузнецовым кессонами и фантазийными геометризованными капителями. Таковы были кронштейны дома А.Е. Бурцева в Петербурге (И.П. Володихин, 1912), отдельные детали особняка А.И. Дерожинской (Ф.О. Шехтель, 1901). Новаторский ордер дома Северного Страхового общества (1909) был завершен квадратной нишей со скульптурой, и в его создании принимал участие молодой И.А. Голосов.

Отказавшись от каноничного рисунка, мастера 1930-х обратились к доклассическому, архаическому опыту и новациям 1910-х – работам Й. Хоффмана, Г. Тессенова, П. Беренса, О. Перре. Однако идея геометризации и гипертрофии декора не получит в 1930-е массового распространения. Исключением станут детали И.А. Голосова, фантазийная пластика его построек будет уникальна. Зародившись еще в 1900-1910-е, как поиск пластической геометризации, стиль ар-деко был обращен к опыту кубизма и архаики, и выступил в межвоенные годы в качестве декоративной и композиционной альтернативы неоклассике. 
Дворец изящных искусств в Брюсселе, В. Орта, 1923 / Жилой дом на Садовом кольце, И.А. Голосов, 1934
Фотография © Андрей Бархин

Стиль И.А. Голосова находился вне рамок «освоения классического наследия», и потому ордер в его проектах мыслился и воспринимался двояко. Он был особым компромиссом традиционных решений и новаций ар-деко – ребер и лопаток 1920-х, фантазийно-геометризованных деталей 1910-х. В Москве он будет осуществлен в целой серии зданий мастера. (26) В этой интенсивной, мощной эстетике Голосов и сотрудники его мастерской в середине 1930-х выполняют около 20 проектов. (27) Таков был путь И.А. Голосова к пластической и композиционной новации и свободе, к работе на основе меры декоративности и аскезы, искомой европейскими мастерами 1910-1920-х, и тем самым, к продолжению эксперимента отечественной дореволюционной архитектуры.
Примечания
(1) После конкурса Дворца Советов влияние эстетики конструктивизма, авангарда было уже косвенным, рудиментарным. Эти черты могли сохраняться в силу того, что объемно-планировочные решения зданий были утверждены еще до радикальной смены стилевых установок. Однако после 1932 г. такие здания достраивались уже в новой эстетике. Таковы, например, здания Академии им. Фрунзе в Москве (Л.В. Руднев, В.О. Мунц, 1932-1937) и Московского райсовета в Ленинграде (И.И. Фомин, В.Г. Даугуль, 1930-1935). Они были уже решены кессонами и другими фантазийно-геометризованными деталями. Иной была история здания Библиотеки им. Ленина – общая композиция корпусов была динамичной, авангардной, однако фасады здания уже в 1928 г. были запроектированы в формах ар-деко и опубликованы в номере «Строительство Москвы», 1928 №6 – С. 3-4. /|\
(2) Поясним, С.О. Хан-Магомедов использовал этот термин именно как указание на временной период – первую половину 1930-х, на этап в творчестве отечественных мастеров, в первую очередь, И.А. Голосова и И.А. Фомина. И потому не дифференцировал некие архитектурные приемы постконструктивизма, как стиля. См.: Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Т.I. – М.: Стройиздат, 1996. – С. 639, 646.
(3) Проект У. Стаккини, выбранный в 1912 г. по итогам конкурса на здание вокзала в Милане и задуманный с прямоугольными порталами в 1915 году, был реализован уже в период 1926-1931 гг. Развитием этих идей стали работы Голосова 1930-х, таковы проекты павильона станции метро «Красные ворота», дома РЖСКТ «Пищевая индустрия», гостиницы ОПТЭ в Москве, реконструкции Центрального научного исследовательского института промсооружений, а также конференц-зала Коммунистического университета им. Свердлова.
(4) Отметим, что главный фасад здания Академии коммунального хозяйства на Пироговской ул. был выстроен несколько иначе, чем в первоначальном проекте И.А. Голосова – прямоугольные порталы были реализованы только по бокам выступающего центрального ризалита, выстроенного с геометризованным ордером и простым фронтоном. Уступы, усиливающие в проекте неоархаические черты, и скульптуры осуществлены не были. В конце 1930-х здание было передано Наркомстрою, затем военному ведомству, Главному штабу ВВС.
(5) К числу примеров зарубежных памятников, в которых используются мотивы крупного прямоугольного портала либо П-образной рамы можно отнести целый круг объектов. Таковы были проектные предложения Дж. Ваго для Женевы – конкурсный проект здания Лиги Наций (1927), проекты Библиотеки и Секретариата (1928), здания Ассамблеи (1929). Таковы постройки В. Крайса – Музей изобразительных искусств в Дюссельдорфе (1925) и Музей гигиены в Дрездене (1927), а также здание фабрики Гувер билдинг в Лондоне (1931), корпус Медицинского университета Бирмингема (1934) и др.
(6) В реализации здания Парламента в Хельсинки тема прямоугольной рамы, стены с приставленной к ней колоннадой (заявленная в конкурсном проекте 1924 г.) несколько трансформировалась и стала мене яркой. В 1926 году строй монументальных колонн и лоджии был завершен без карниза лишь архитравом и фризом с люкарнами. Отметим что именно в таком виде эта тема могла вдохновить И.А. Фомина, автора дома «Динамо» в Москве (1928).
(7) Например, проекты Института Маркса-Энгельса-Ленина, А.Н. Душкин, 1934, и Государственного академического кинотеатра на площади Свердлова (Театральной), Д.Н. Чечулин, 1936).
(8) К группе памятников, которые использовали мотив крупного прямоугольного портала можно отнести: кинотеатр «Родина» (В.П. Калмыков, 1937) и жилой дом на шоссе Энтузиастов (В.Б. Орлов, 1938) в Москве; Дом культуры Промкооперации (Е.А. Левинсон, 1931-1938) и жилой дом специалистов (В.О. Мунц, 1934) в Ленинграде. Ко второй группе, где доминирует мотив пространственной п-образной рамы можно отнести – Дом культуры издательства Правда (Н.М. Молоков, 1937) и павильон станции метро «Спартаковская» в Москве (ныне «Бауманская», Б.М. Иофан, 1944) в Москве; кинотеатр «Москва» (Л.М. Хидекель, 1936) в Ленинграде, универмаг в Нижнем Новгороде (Л.М. Наппельбаум, 1936) и институт Маркса-Энгельса-Ленина в Тбилиси (А.В. Щусев, 1938).
(9) Таковы были проекты П. Аскьери (для Дворца Корпораций в Риме, 1926) и А. Лимонжелли (концепция реконструкции Милана с отелем и концертным залом, 1927). Таковы были и выстроенные в Риме здания – жилой дом на виа Валадье (М.Т. Лучиано, 1930) и отель Медитерранио (М. Лорети, 1938).
(10) Таков был проект НКТП И.А. Фомина (1934), одновременно обращенный и к новациям О. Перре, и к традиции – архитектурной утопии Э.-Л. Булле и бетонной гигантомании Древнего Рима.
(11) Как отмечает С.О. Хан-Магомедов, в начале 1930-х И.А. Голосов уже и сам уже испытывал определенное разочарование в эстетике авангарда, конструктивизма. И после разворота официального стиля к декоративности и монументальности, он решил публично отречься от опыта 1920-х. И.А. Голосов «сразу и бесповоротно отмежевался от творческих принципов конструктивизма. Больше того, он предъявил конструктивизму свой счет, обвинив это течение в искусственном ограничении художественных возможностей архитектуры.» См. Хан-Магомедов С.О. Илья Голосов. – М.: Стройиздат, 1988. – с. 181-183, а также см. Голосов И.А. Мой творческий метод. // Архитектура СССР, 1933, № 1. – С. 23-25.
(12) Локтев В.И. Стиль-притворщик, стиль-полиглот: опыт теоретического осмысления выразительности Ар Деко. Искусство эпохи модернизма стиль ар деко 1910-1940-е годы. М., Пинакотека, 2009 – С. 37.
(13) Таковы проекты театра МОСПС, Центральной книжной базы КОГИЗа, жилого дома Цудотранса и реконструкции Центрального НИИ промсооружений.
(14) См. Симбирцев В.Н. Конструктивизм еще не преодолен. // Архитектурная газета. 1935. №32. С 2., Селиванова А.Н. Постконструктивизм. Власть и архитектура в 1930-е годы в СССР. – М.: БуксМАрт, 2019. – С. 216
(15) Шедевром раннего ар-деко Петербурга стал дом Н.П. Семенова (С.Г. Гингер, 1914), и мотив его каннелированного балкона попал в 1930-е на фасады пяти зданий в Ленинграде. Подробнее см. статью автора – «Геометризация ордера в творчестве И.А. Фомина и В.А. Щуко 1920-1930-х». https://archi.ru/russia/85375/geometrizaciya-ordera-v-tvorchestve-i-a-fomina-i-v-a-schuko–kh#_ftn5
(16) Источники подобного геометризованного карниза-выкружки были разнообразны, и это не только наследие Египта, но отдельные памятники Древнего Рима, в частности, гробница Захарии в Иерусалиме (I век до н.э.) и древнеримские жилые дома, инсулы, например, в Остии (II век н.э.).
(17) Это жилые дома на Яузком бульваре (1934) и Садовом кольце (1934), здание Высшей профсоюзной школы (1938) и Академии коммунального хозяйства (1938), а также выстроенный в этой узнаваемой стилистике жилой дом на Щербаковской улице, 58 (1938).
(18) Ключевую роль в развития советской архитектуры 1930-х сыграло постановление Совета строительства Дворца Советов от 28 февраля 1932 года, именно оно потребовало от архитекторов вести поиски, направленные «как к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры». См. Дворец Советов СССР. Всесоюзный конкурс. – M.: «Всекохудожник», 1933. – С. 56;
(19) Характерным примером двойственности стилевых источников и объединения мотивов неоклассики и ар-деко, стал павильон станции метро «Арбатская» (Л.С. Теплицкий, 1935). Композиция павильона, как принято отмечать, была переосмыслением античного храма Венеры в Баальбеке. При этом завершение павильона было решено ступенчатым аттиком и каннелированным барабаном в стиле Дворца Советов. Более того, в одном из вариантов авторы предлагали сделать еще один дополнительный ярус, или точнее ребристый обелиск с фигурой солдата. Это был ответ мемориалу Свободы в Канзас-сити (Х. Ван Бюрен Магонигл, 1926). В 1930-е эта идея осуществлена не была, но позднее эта тема обелиска могла подсказать решение памятника Юрию Гагарину на одноименной площади в Москве (скульптор П.И. Бондаренко, архитекторы Я.Б. Белопольский, Ф.М. Гажевский, 1980).
(20) Отметим, что освещение в интерьере зала театра Аполло Виктория в Лондоне (1929) было устроено также незаметно – внутри раскрывающейся формы капители, то есть также, как это было реализовано на станции метро «Дворец Советов» в Москве.
(21) Таковы были здания Петербургского международного коммерческого банка (А.Э. Эрихсон, 1910) и торгового Дома Титова (В.В. Шервуд, 1912), а также отдельные работы Ф.О. Шехтеля (например, дом Музея МХАТ, 1915).
(22) Образ высокой циркульной арки, решающей угол в жилом доме на Яузском бульваре, как и в дореволюционном творении И.С. Кузнецова, использовался Голосовым в 1930-е в нескольких проектах. Предлагаемый в Доме ТАСС, доме РЖСКТ Наркомата иностранных дел и внешней торговли и гостинице ОПТЭ в Москве, а также Дворце культуры в Архангельске и гостинице в Новокузнецке, он был осуществлен в грандиозном жилом квартале в Нижнем Новгороде (1936). Отметим, что в архитектуре ансамбля в Нижнем Новгороде, этого мощного, монолитного объема с врезанной в него аркой, ощущается отклик на работы Э.Л. Булле, проект Цирка (1782) и Городских ворот (1782).
(23) Образ и ритм римского палаццо Массими угадывается и в осуществленном Голосовым общежитии института им. Свердлова (сейчас корпус РГГУ) и в жилых домах, осуществляемых Третьей мастерской Моссовета (рук. акад. арх. И.А. Фомин) – это дома на Арбате (1933), на Садовом кольце (1934) и на Красносельской (1937). Ритм палаццо Массими заметен и в аскетичных формах римского Дворца Литторио, выстроенного Дель Деббио в конце 1930-х. Таким образом, исторические мотивы могли быть общими, но их пластическая трактовка различна. В отличие от советских архитекторов (круга И.А. Фомина, И.В. Жолтовского), их итальянские коллеги при Муссолини принципиально отказались от канонических форм классики.
(24) Это относится также к проекту Дж. Ваго на конкурсе Чикаго Трибюн (1922), работам О. Перре – проектам Дворца Советов в Москве (1932), здания Трокадеро в Париже (1933) и его парижским постройкам рубежа 1920-1930-х. В основном влияние Перре сказалось на работах даже не самого И.А. Голосова, но сотрудников его мастерской.
(25) Эта «кристаллизация» напоминала учебную модель головы – «обрубовку», разработанную Ж.А. Гудоном в XVIII в.
(26) Это жилой дом на Яузском бульваре (1934), здание Высшей профсоюзной школы (1938) и Академии коммунального хозяйства (1938), жилой доме на Щербаковской ул в (1938), а также в грандиозный жилой квартал в Нижнем Новгороде (1936).
(27) Под руководством И.А. Голосова архитекторы Четвертой мастерской Моссовета в середине 1930-х выполнили целую череду прекрасных, сильных проектов. Таковы были варианты Центральной книжной базы КОГИЗа (П. Антонов, А. Журавлев, М. Хомутов), гостиницы ОПТЭ в Москве (Д.Д. Булгаков), дома РЖСКТ «Пищевая индустрия» и дома РЖСКТ Наркомата иностранных дел и внешней торговли на Садовом кольце в Москве  (И.Л. Маркузе), жилого дома Цудотранса, Дворца культуры в Архангельске, а также гостиницы и Дома Советов в Сталинске (В.М. Кусаков и А.Т. Капустина), реконструкции Центрального научного исследовательского института промсооружений (Г.К. Яковлев), административного корпуса завода Радиоприбор (С.А. Козлов и А.С. Алимов), конференц-зала Коммунистического университета им. Свердлова (К.И. Джус). См.: Работы архитектурно-проектировочных мастерских за 1934 г. Вып. 4, М.: 1936.
 
Данный материал является переработкой статьи автора – «Работы И.А. Голосова 1930-х и cоветская версия ар-деко.» // Academia. Архитектура и строительство. 2013, №2. – С. 36-43.
 
Подготовлен специально для Archi.ru и Isolationmagazine.ru
Корпус Строгановского училища, А.В. Кузнецов, 1913
Фотография © Андрей Бархин

31 Июля 2023

Похожие статьи
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.