Строители и первопроходцы

В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.

mainImg
Байкало-Амурская железная дорога, протяженностью более 4 000 км, проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток России севернее Транссиба. Причем, по большей части – в районе вечной мерзлоты. За всю историю это, пожалуй, крупнейший проект инфраструктурного строительства: за десять лет планировалось заселить и освоить несколько миллионов квадратных километров, и, что самое удивительное, дорогу действительно построили. 

За колоссальным объемом строительства стоял не менее впечатляющий объем проектной работы –  в него были вовлечены порядка 70 институтов со всех республик бывшего СССР. И – наверное, это опять же беспрецедентный в истории масштаб одномоментной работы проектировщиков – сразу и над всеми участками дороги. Основной этап проектирования пришелся на вторую половину 1970-х, а к концу 1980-х уже завершилось строительство и самой дороги, и поселков вдоль нее. 
  • zooming
    Станция Тында» (№26). Арх. В. Гудков, А. Козлов (Моспроект-1, Мастерская № 13)
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    Экспериментальные жилые дома. Поселок Верхнезейск (№30) В. Рапопорт, Р. Сабитов, В. Соловьев (Башкиргражданпроект)
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева

Помимо своего народохозяйственного значения, БАМ – это еще и важнейший культурный проект эпохи и он, конечно, не случайно стал предметом изучения искусствоведов и историков архитектуры. Как подчеркивает Марк Акопян, советский XX век уникален тем, что подходил к инфраструктуре как к проблеме искусства, творческого и эстетического поиска. Все эти вопросы поставил перед архитекторами еще авангард: сказалось и увлечение новыми технологиями, и материалами, и разработкой новых типологий зданий. В итоге гаражи, фабрики, промышленные и гидротехнические сооружения становились предметами архитектурных конкурсов и новаторских экспериментов, и в этом жанре появлялись выдающиеся объекты, от гаражей Мельникова до Днепрогэса Весниных.
  • zooming
    1 / 4
    Поселок Улькан (№7), М. Датиев, А. Джаббаров, Ю. Толстоногов (Азгоспроект), 10000-12000 жителей
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры имени А.В. Щусева
  • zooming
    2 / 4
    Поселок Улькан (№7), М. Датиев, А. Джаббаров, Ю. Толстоногов (Азгоспроект), 10000-12000 жителей
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры имени А.В. Щусева
  • zooming
    3 / 4
    Поселок Новый Уоян (№12), А. Кульветис (Институт проектирования промышленного строительства Литовской ССР), 1800 жителей
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры имени А.В. Щусева
  • zooming
    4 / 4
    Поселок Новый Уоян (№12), А. Кульветис (Институт проектирования промышленного строительства Литовской ССР), 1800 жителей
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры имени А.В. Щусева

Этими же идеями было проникнуто и проектирование БАМа. Помимо большой идеологической нагрузки – как колоссального шага в деле освоения нетронутых земель – на него наложилась и своеобразная патетика научно-технического прогресса, охватившаяся молодое поколение после полета Гагарина в космос.
cic =

Марк Акопян

«БАМ – это уникальный культурный феномен. Его строило поколение 20-30-летних людей, выросших на журналах «Техника молодежи» и мифах о покорении космоса. Большая часть культурных поисков эпохи заключалась в том, что полет в космос – фундаментальное открытие советского общества, еще чуть-чуть и дальше будут другие планеты. Но проходило время, и никто никуда не летел. А энтузиазм, энергия были, и БАМ стал возможностью построить для себя свой идеальный мир, колонизировав почти заполярные территории, создать здесь идеальное общество и остаться жить. Эта идея манила туда людей, и архитекторы отвечали на их запрос». 
 
Всего на участке от Усть-Кута, который начали строить в 1974 году, и до Комсомольска-на-Амуре было возведено 48 поселений. Все они разного масштаба, но строились по единому принципу: в начале закладывалась небольшая центральная часть, на несколько сотен жителей, и дальше создавался проект второй очереди, которая строилась, если в этом была потребность. Крупнейшие, например, Тында и Северобайкальск – города с населением больше 20 000 человек. Но есть и поселки, где на спутниковой карте видно, что ядро построено, но дальнейшего развития не случилось.
  • zooming
    1 / 3
    Конкурсный проект вокзала на 50 пассажиров. В Панельном исполнении
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    2 / 3
    Конкурсный проект вокзала на 100 пассажиров. В Панельном исполнении. Авторы Уралгипротранс и кафедра ПГС ВЗИИТа
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    3 / 3
    Конкурсный проект вокзала на 50 пассажиров. Из деревянных брусьев. Авторы И. Явейн, О. Явейн, Н. Явейн
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева

Практически везде до сих пор ясно видны общие принципы пространственной организации, разработанные проектными мастерскими с 1974 по 1976 год. В отличие от Транссиба все населенные пункты БАМа закладывали только с одной стороны от путей, имея резервную территорию для роста. Узловой точкой был вокзал – главная улица связывала его с планировочным центром поселка. Важно отметить, что это был общественный, а не идеологический центр – городская площадь, где располагался магазин, школа или больница.
cic =

Марк Акопян

«Важнейшим планировочным принципом поселков БАМа является их общественный центр. Если ранее на его месте всегда находился дом советов, клуб или театр, то есть реализовывалась идеологическая программа, то здесь это общественное пространство. Это роднит БАМ с идеями НЭРа и его мечтами о новой системе жизни. Именно в бионических структурах НЭРа мы видим в центре гражданское пространство: по сути, это постиндустриальный город, который приходит на смену индустриальному, где все общение происходило между человеком и фабрикой. И в этом отношении проект БАМа – очень прогрессивный для своего времени».

Помимо своей планировки поселки БАМа замечательны и проектами отдельных зданий, среди которых встречаются экспериментальные типовые серии – например, специально разработанная для БАМа серия 122 БА (ЛенЗНИИЭП). Но главные архитектурные объекты – это, конечно, вокзалы, причем некоторые из них настоящие жемчужины, встретить которые в местах, где не всегда есть даже спутниковые снимки, довольно неожиданно.
 
В середине 1970-х на типовые проекты вокзалов БАМа разной вместимости был поведен архитектурный конкурс. Он совпал со временем увлечения интернациональным модернизмом, но, пока шла стройка поселков – а вокзал в них всегда был последним на очереди зданием – сменилась эпоха. Так, возведенные в середине и второй половине 1980-х вокзальные комплексы по стилю получились ближе к постмодернизму, а многие из них были построены с примесью национальной эклектики.
  • zooming
    1 / 3
    Станция Звездная (№3) Армгоспроект. Арх. А. Давтян, М. Алексанян
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    2 / 3
    Станция Тунгала (№32) Архитектор В. Авксентюк (Сибгипротранс)
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    3 / 3
    Станция Таксимо (№14) Латгипрострой. Арх. Х. Васильева, А. Кронбергс, Э. Трейманис. Конст. Л. Егере, Я. Формальский
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
 
Стилистический вектор определялся тем, какая республика занималась строительством. Так, вокзал станции Звездная облицован привезенным (!) армянским туфом (Армгоспроект), а станция Улькан – украшена национальным орнаментом (Азгоспроект). Но встречаются также яркие авторские жесты – прежде всего это три вокзала, автором которых является архитектор Владимир Авксентюк (Сибгипротранс): это крупнейший вокзал в Северобайкальске, станции Тунгала и Постышево. Несмотря на разницу масштаба, все три здания – абсолютно столичные по своему уровню объекты. Вокзал в Северобайкальске, расположенный на берегу Байкала – это еще и инженерный шедевр: в нем реализована самая большая для этих широт вантовая кровля. Постышево – один из самых фотогеничных объектов БАМа, виртуозно использующий пластику складчатой кровли снаружи и внутри.
  • zooming
    Станция Северобайкальск (№9), Сибгипротранс. Арх. В. Авксентюк, инж. В. Жигалов, М. Песляк
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    Станция Северобайкальск (№9), Сибгипротранс. Арх. В. Авксентюк, инж. В. Жигалов, М. Песляк
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева

Впрочем, атрибутировать, по словам Марка Акопяна, удалось меньше половины проектов. В лучшем случае имена авторов остались в архивах проектных институтов, нередко эти архивы расположены на территории других государств, а в худшем случае – вообще не сохранилось. Все поселки БАМа – это, конечно, коллективный труд прибывавших туда из разных республик строителей-комсомольцев, градостроителей и архитекторов. Причем многое еще допроектировалось и корректировалось по месту, и в этом кроется еще одна особенность БАМа: все поселки вписывали в существующий ландшафт: никакого выравнивания не предполагалось. «То есть сама идеология проекта как попытка не перестроить это место, а построить что-то новое для этого места – как если бы люди осваивали иную планету – делает БАМ, как бы мы сегодня сказали, инклюзивным проектированием», – говорит Марк Акопян. 
  • zooming
    1 / 3
    Станция Постышево (№44). Сибгипротранс. Арх. В. Авксентюк, Ю. Ершова, инж. М. Песляк
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    2 / 3
    Станция Постышево (№44). Сибгипротранс. Арх. В. Авксентюк, Ю. Ершова, инж. М. Песляк
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    3 / 3
    Станция Постышево (№44). Сибгипротранс. Арх. В. Авксентюк, Ю. Ершова, инж. М. Песляк
    Илл. предоставлены Музеем архитектуры им. А.В. Щусева

БАМ – выдающийся проект, который заставляет размышлять и вдохновляться им. В контексте нынешнего конкурса участникам предстоит достаточно сложный поиск нетривиальной формы, способной отразить масштаб явления. И здесь на помощь, по словам Акопяна, может прийти история и лучшие идеи архитекторов XX века. Чтобы память жила в будущем – памятник должен быть футуристичным, ведь и сам БАМ – проект, устремленный в далекое будущее. Со своей стороны, организаторы конкурса провели проектный семинар с участием реальных строителей БАМа и дополнили ТЗ конкурса пожеланиями ветеранов стройки. 

Напомним, что конкурс на лучшую концепцию памятника, посвященного 50-летию Байкало-Амурской магистрали, организован Фондом развития науки и культуры «Таволга» при поддержке ОАО «РЖД», партнером выступает Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева. Оператор конкурса – Институт Генплана Москвы.

05 Декабря 2022

Похожие статьи
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.