English version

В духе Бажова

Пояс-оберег по внешней линии квартала, потайной сад и гостиница, спрятанная в зазеркалье внутреннего двора: проект Т+Т Architects выиграл конкурс на реновацию комплекса зданий Уральского приборостроительного завода в Екатеринбурге.

mainImg
Архитектор:
Александр Бровкин
Полина Воеводина
Сергей Труханов
Мастерская:
Т+Т Architects https://tt-arch.ru/
Проект:
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект
Россия, Екатеринбург, ул. Горького, д. 17; ул. Пушкина, д. 25

Авторский коллектив:
Руководитель мастерской: С. Труханов
Руководитель отдела концепции: П. Воеводина
Главный архитектор проекта: А. Бровкин
Ведущий архитектор проекта: Д. Репина
Архитекторы проекта: В. Купрянов, Н. Федорова, Д. Баренбойм
Ландшафтный архитектор: Е. Орехова
Визуализация экстерьеров: О. Трусова

2014

Заказчик: PRINZIP Недвижимость
Результаты конкурса на концепцию застройки промплощадки уральского приборостроительного завода, были объявлены в конце сентября. Победил проект Т+Т Architects, обойдя девять других участников, в числе которых были, в частности, Valode and Pistre, Twelve architects и бюро Алексея Воронцова. Девелоперская компания «Пред-Групп», проводившая конкурс совместно с администрацией города, обещает заключить с победителем контракт на дальнейшую проработку проекта, выбранного за деликатность предложенной реконструкции: девелоперов, а глава компании возглавлял жюри, победивший проект Т+Т Architects привлек именно тем, что он «минимально вмешивается в сложившуюся городскую застройку», бережно сохраняет ее преимущества; среди проектов других участников конкурса были значительно более радикальные варианты реконструкции. Архитекторы сохранили традиционный облик фасадов, дополнив их «настоящими уральскими» орнаментами, и тщательно развели потоки – с одной стороны, сделали район более открытым для горожан и проницаемым, с другой – устроили в рамке жилого дома приватный внутренний двор, и вот его – решили по контрасту современно.
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны ул. Максима Горького. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны внутреннего двора. Проект, 2014 © Т+Т Architects

«Мы отталкивались в своей работе от трех важных для нас понятий: сомасштабности, открытости, актуальности, – рассказывает руководитель бюро Сергей Труханов, – учитывая, что весь комплекс находится в центре города, в окружении уже сложившегося квартала, то все здания должны были максимально сохранить свои пропорции и объем, пускай даже в ущерб коммерческим площадям.

Здание на набережной продолжает существующую линию фасадов; мы обновили фасады, добавили аккуратной пластики, традиционных уральских орнаментов, но ритмику окон и структуру фасадов не трогали – здание по-прежнему будет «сомасштабным» человеку, останется ощущение, что здесь все можно пощупать, потрогать. Еще одна отправная точка нашего проекта – то, что мы открыли квартал городу. Между зданиями был сделан разрыв – очень деликатный, очень аккуратный, который связал набережную и параллельную пешеходную улицу».
***
 
Сейчас уже невозможно сказать, кто и зачем решил когда-то поставить в самом центре города, на берегу пруда закрытый для всех и вся, обращенный внутрь себя комплекс полупромышленных-полунаучных зданий, с трудом идентифицируемых как ансамбль: ну разве что по степени абсолютной немасштабности екатерининской парцелляции старой части Екатеринбурга, да по полной отрешенности от окружающей застройки. «Мы наш, мы новый мир построим...». Построили. И гигантский тяжеловесный сундук на непременном красном двухэтажном цоколе десятилетиями не столько доминировал, сколько просто давил окружающую россыпь деревянных домиков второй половины века, времени Бажова и Мамина-Сибиряка – смешение наивного провинциального классицизма с декоративным убранством в стиле «а ля рюс».
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Вид с высоты птичьего полета. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Расположение в городе и окружение. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Генеральный план. Проект, 2014 © Т+Т Architects

Но авторы победившего проекта придумали несколько остроумных ходов, и монстр, разрушавший и целостность набережной, и единство городской ткани, вздохнул, ожил, приобрел человеческий масштаб, открылся городу и стал неотъемлемой его частью.

Главный вопрос проекта, ответ на который необходимо было дать сразу – не подо что реконструировать: в тройственном союзе банк – апарт-отель – гостиница нет ничего нового, это джентльменский набор реконструкции практически любого промышленного объекта. А – как именно это сделать? Нужно было постараться не только найти применение тому, что уже было построено, нужно было еще и не нарушить ритм жизни этой части города: не перегрузить ее днем и не вынудить умирать ночью. И стандартную связку гостиница-банк – фасадом на улицу, апарт-отель – в тихом дворе, вывернули наизнанку. На набережную перелицованными фасадами позднего сталинского ампира смотрят банк и апарт-отель, а за ними, в тишине внутреннего двора с потайным садом, открытого, тем не менее всему городу, спрятана гостиница.
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны ул. Максима Горького. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид с набережной и Почтового переулка. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны ул. Максима Горького. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны ул. Максима Горького. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны ул. Максима Горького. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны ул. Максима Горького. Проект, 2014 © Т+Т Architects

Что-то ненужное смело сломали, что-то деликатно надстроили, что-то открыли, что-то закрыли и получили ансамбль, втянутый в пешеходную систему центра с его литературным кварталом, обязательными магазинами в первых этажах и тягой к прогулкам вдоль городского пруда. Демонтировав, например, часть здания со стороны улицы Горького, открыли проход с набережной. Появившийся разрыв, раскрывая закулисье внутренней части квартала, стал магнитом, воронкой – неминуемой точкой притяжения публики.

А оказавшись во дворе можно поближе рассмотреть театральные эффекты современной̆ архитектуры: тот самый тайный сад – своеобразный окололитературный сюрреалистический аттракцион. Все образы гармонично уживаются в замкнутом пространстве и находят материальное воплощение в композиции фасадов. Доминантой этой обращенной, по традиции места, внутрь себя композиции стала гостиница, многократно отражающаяся во внутридворовых стеклянных фасадах апарт-отеля и банка. Прекрасный кристалл, спрятанный в потаенном резном сундучке – Бажов, «Уральские сказки» от Т+Т Architects. Но это – внутри. Снаружи же, точно по бажовскому сценарию, все очень традиционно: горизонтальное членение фасадов карнизами, поддерживающими линию сложившейся застройки, и вертикальное деление на три части. Две нижние – существующие и верхняя – надстраиваемая. Первые четыре этажа – реминисценция на тему классики: с фальшколоннами, декоративными резными вставками из камня и облицовкой третьего и четвертого этажей терракотовой плиткой. Графика резьбы – традиционные уральские орнаменты для защиты от злых духов – дала необходимую региональную идентичность, и на фасаде появился пояс-оберег внешней линии квартала.
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны внутреннего двора. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны внутреннего двора. Проект, 2014 © T+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны ул. Пушкина. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны внутреннего двора. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Перспективный вид со стороны внутреннего двора. Проект, 2014 © T+Т Architects

Выше – надстройка – стекло и металл. Все вместе – хорошо продуманная растяжка-градиент: от классики к хай-теку.

Но когда внутренний двор, став элементом пешеходной системы, открылся для публики, возник вопрос зонирования. И если концепция выделения отдельных зон жилой среды основана просто на выборе разных типов мощения из природных материалов, то для разделения на публичную и внутреннюю зоны использовали приемы геопластики, обогатив еще и рельеф территории. Но самое интересное во все том же пространстве внутридворового зазеркалья – это неожиданное решение части апарт-отеля в жанре городских таунхаусов с отдельными входами и обязательными палисадниками в английском духе. И это – еще один тайник из все той же бажовской сказки: сундучок в сундучке, ларец в ларце, а там – волшебное зеркало со всеми его отражениями.
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Идеология: Double-face. Идеология: уральская орнаментика в деталях отделки фасадов. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Концепция благоустройства и развития прилегающих территорий. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Существующее состояние. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Фасады. Материалы и детали отделки. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема функционального зонирования блока гостиницы. Схема разреза. Фасады. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Блок апартаментов. Дворовый фасад. Проект, 2014 © Т+Т Architects
zooming
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема организации нового маршрута через внутренний двор комплекса. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема функционального зонирования блока апартаментов. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема зонирования, монтажа и демонтажа. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема компоновки номеров гостиницы. Вертикальные связи. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. План 1 этажа. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. План 2 этажа. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. План 3 этажа. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. План 4 этажа. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. План 5 этажа. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. План 6 этажа. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схемы типологии жилого фонда гостиницы. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Планировочные решения номеров гостиницы. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема движения пешеходов, благоустройство территории. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема расположения входных групп. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема движения пожарного транспорта. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект. Схема размещения парковочных мест и движения транспорта. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Архитектор:
Александр Бровкин
Полина Воеводина
Сергей Труханов
Мастерская:
Т+Т Architects https://tt-arch.ru/
Проект:
Реновация приборостроительного завода в Екатеринбурге. Первый проект
Россия, Екатеринбург, ул. Горького, д. 17; ул. Пушкина, д. 25

Авторский коллектив:
Руководитель мастерской: С. Труханов
Руководитель отдела концепции: П. Воеводина
Главный архитектор проекта: А. Бровкин
Ведущий архитектор проекта: Д. Репина
Архитекторы проекта: В. Купрянов, Н. Федорова, Д. Баренбойм
Ландшафтный архитектор: Е. Орехова
Визуализация экстерьеров: О. Трусова

2014

Заказчик: PRINZIP Недвижимость

21 Октября 2014

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.